Светлана Шурухина
Организация предметно-пространственной среды для формирования интереса к поисково-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение г. о. Тольятти Школа 26 им. Героя Советского Союза В. И. Жилина структурного подразделение детский сад «Тополек»
Тема: «Организация предметно-пространственной среды для формирования любознательности и интереса к поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила:
Шурухина С. Н.
МБУ школа 26
Введение
Публикация «Организация предметно-пространственной среды для формирования интереса к поисково-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
«Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежать в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов. Поэтому, следует пересмотреть подход к организации обучения детей по разделу: «Ознакомление с окружающим». Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов»
Поддъяков Н. Н.
Актуальность темы:
В последнее время происходят большие изменения в сфере дошкольного образования, обусловленные выходом в свет новых нормативных документов:
Приказ Министерства образования от 17.10.2013 г. №1155 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования". В требованиях в ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде (пункт 3.3) определено : среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, пространства, организации группы в соответствии возрастному этапу детей.
Развивающая предметно - пространственная среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его интересов.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра – станет тормозить его. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами, интересами и настроениями детей, а также с учетом поставленных педагогических задач.
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности : витальных, социальных, духовных.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в формировании любознательности и интереса к исследовательской деятельности, она обогащает личностное развитие, т. е. развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка и способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Проблема
Дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой познавательной активностью, желанием самостоятельно узнавать окружающий мир, но не умеют самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные ситуации, делать выводы. Как организовать развиваюшую предметно-пространственную среду, чтобы она соответствовала новым требованиям ФГОС ДО и решала поставленные задачи?
Миссия проекта:
Формирование личностьи, которая нтересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, проявляет интерес к исследовательской деятельности. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, использовать различные источники для получения информации.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по созданию предметно-пространственной среды для формирования любознательности и интереса к исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста и внедрить в практику новые подходы.
2. Выделить миссию и задачи формирования любознательности и интереса к поисково-исследовательской деятельности.
3. Определить механизм реализации содержания работы по формированию любознательности и интереса к поисково-исследовательской деятельности через организацию развивающей предметно-пространственной среды.
4. Разработать методы, формы, приемы, средства, обосновать условия формирования любознательности и интереса к поисково-исследовательской деятельности через организацию развивающей предметно-пространственной среды.
5. Определить целевые ориентиры, достижение которых возможно в процессе реализации механизма формирования любознательности и интереса к поисково-исследовательской деятельности через организацию развивающей предметно-пространственной среды.
6. Организовать работу в системе «Педагог-Ребенок-Родитель» на основе деятельностного подхода.
№ Участник проекта Командные роли Обязанности
1 Дети старшей группы Участник Проявлять интерес, любознательность, способность самостоятельно действовать
2 Родители воспитанников Участник-координатор Оказывает помощь в обогащении предметно-пространственной среды необходимыми атр
3 Педагоги Организатор Подбор информации
Модель формирования любознательности и интереса у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО
Этапы Модели организации образовательного процесса
Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие (сотрудничество с родителями) Организация предметно-пространственной среды
ОД Режимные моменты
Подготовительный ОО «Познавательное развитие»
Тема: «Какие животные живут на севере?»
Цель:
1)Расширить представления детей о животных крайнего севера на основе игрового взаимодействия через образовательные области, закрепив представления детей о климатических условиях Севера;
2) Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и приспособлениями животных к данным условиям;
Противоречие: шерсть животных спасает их от суровых условий холодных стран, но какие свойства шерсти этому способствуют?
* Просмотр презентации «Животные севера».
*Д/и «Узнай по голосу» (прослушивание аудиозапись голосов)
* Динамическая пауза «Мы на севере живём»
*Опыт
- наличие пуха
- на ощупь
- длину шерсти
-длину пуха (подшерстка)
- продуваемость
*Интерактивная игра «Интервью» по карточкам – схемам.
*П/и «Белые медведи».
*Просмотр фильма «Ледяной мир»;
*Рассматривание иллюстраций о севере.
*Рассматривание энциклопедий, книг по теме.
*Книжка-раскраска на тему
«Животные севера»;
*Д/и
«Четвертый лишний»,
«Кто где живёт»
*П/и «Полярная сова».
(девочки – совы, мальчики -мыши)
Предложить мальчикам вырезать маски «Животные Севера», а девочкам их раскрасить.
* Блиц-опрос: «Что интересно нашим детям?»
Цель: выявить знания родителей об интересах детей;
*Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской деятельности ребёнка».
*Предложить создание коллекции
«Животные Севера»
*Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
*Стэнд «Это интересно»
«Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»
«Роль семьи в развитии поисково – исследовательской деятельности ребёнка».
*Продумать содержание ППС, дизайн уголка «»
* Пополнить ППС настольно – печатными играми по данной тематике.
*Продумать
изготовление макета «Жизнь в Антарктиде»
*Обогатить уголок научной литературой по теме «Животные севера»;
Собрать коллекцию «Меховые шубки»
* Изготовление шаблонов (силуэтов) животных севера: белый медведь, северный олень, тюлень.
Содержательный Тема: «Белый мишка и его друзья»
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
(аппликация; технология «мозаика») использование шаблонов животных.
Цель:
Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционной изобразительной техники (обрывание бумаги)
Закрепив представления об особенностях внешнего вида животных.
*Д/и «Узнай по описанию»;
*Рассматривание н/д/м «Животные севера».
*Пальчиковая гимнастика «»
*Аппликация (обрывание бумаги и наклеивание её в шаблон)
* Организация выставки детских работ.
ОО «Речевое развитие»
Тема:«Жители ледяных пустынь»
Цель.
Активизировать связную речь. Совершенствовать диалогическую форму речи.
Обогатить словарь детей существительными: :шерсть, пух, мороз, стужа; прилагательными: непромокаемый, непродуваемый.
Поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
*Д/и «Расскажи о животном, которое тебе нравится»
* Игра - соревнование «Кто быстрее соберёт картинку»
*Опыт «Свойства шерсти».
- продувают шерсть
- создают ветер
- капают воду на шерсть
- рассматривают через лупу шерсть (ищут пух)
*Интерактивная технология «Интервью»
* Рисование в технике «Набрызг»
*Просмотр мультфильма «Умка»
*Педагог побуждает к активизации знаний через беседу- рассуждения, подводит к выводам о недостаточности знаний; выставляет глобус.
* Дидактическая игра «Подбери карточку-символ»
*Чтение стихотворения И Шесталова «Северное сияние»
*П/и «Северный-южный ветер»
*Рассматривание энциклопедии о жизни животных;
*Рассматривание глобуса (Антарктида. Арктика)
Предложить детям различные изобразительные средства для творческой деятельности.
Д/и «Кто как передвигается»
П/и «Важенка и оленята».
*Привлечение родителей к подбору материала для изготовления макета.
*Предложить помочь детям оформить в группе «Альманах»
- выбрать одно животное и дома подобрать и оформить материал о нём.
Изготовление переносных игровых модулей для организации с/р/и «Путешествие по Северу» *Оформление «Альманаха (песни, сказки, пословицы, потешки, считалки о животных).
*Создание макета (фигурки животных, изготовление окружающей среды для животных т. д.);
*Обновить атрибуты к сюжетно-ролевым играм; изготовить маски животных
*Обновить элементы костюмов для игр-драматизаций и театрализованной деятельности
Результативный - КВН «Животные Севера» проводится совместно с родителями.
- Участие в городском конкурсе «Северное сияние»
Ожидаемый результат - повысился уровень познавательной активности, любознательности;
- сформирован интерес к экспериментированию;
- закреплено умение устанавливать причинно – следственные связи;
- сформировано умение анализировать объект,явление, выделять существенные признаки;
-расширился кругозор по теме «Животные Севера»;
- развито умение рассуждать, аргументировать собственные выводы;
- сформировано умение строить партнёрские отношения между сверстниками;
- обогащена развивающая предметно – пространственная среда согласно принципу вариативности материалов.
- сформирован интерес у родителей к организации исследовательской деятельности с детьми.
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Кадровые условия
1) воспитатели старших и подготовительных групп,
2) педагог-психолог,
3) заместитель заведующего по ВМР.
2. Научно-методические условия
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова [и др. ]. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
2. Дыбина О. В. Поисково – познавательная деятельность детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов факультета дошкольного воспитания. – Москва-Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование»,2002. – 131с.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. :ТЦ «Сфера», 2001.
4. Короткова Н. А. Познавательно – исследовательная деятельность старших дошкольников. / Ребёнок в детском саду. - 2002.- № 3, 4, 5.- 2003,№ 1.
5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Волгоград : Учитель, 2011. – 399 с.
6. Левашов И. И. Исследовательская деятельность детей средствами экспериментирования // Фундаментальные исследования. - 2008.- №7 -с. 85
7. Маневцова Л. М. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1973.- № 4.
3. Материально-технические ресурсы
Компьютер; магнитофон; диски с детскими песнями, сказками; изоматериалы; атрибуты для сюжетно-ролевых игр; книги с русскими народными сказками, с рассказами и со стихотворениями; материалы для консультаций родителей; атрибуты для игр, энциклопедии; карточки-символы.
4. Нормативно-правовые ресурсы
1. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/2540422/
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской федерации" (утв. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). С изменениями от 05.05.2014 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_158523/
3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (ред. от 13.12.2013) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/ 28759.html?utm_campaign=hotdocs_day6&utm_source=ya.direct&utm_medium=cpc&utm_content=242922409
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/70414724/
6. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483/
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования" [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_161801/
5. Информационные
1. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л. М. Шипицина [и др. ]. – СПб. : Детство-Пресс, 2002.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : Книги для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез,1999.
4. Познавательно-речевое развитие дошкольников. Алгоритмы реализации образовательных областей «Познание» и «Коммуникация» : учебно-методическое пособие Часть 2 / Под ред. О. В. Дыбиной, Е. А. Сидякиной, А. Ю. Кузиной. – Тольятти : Форум. 2012. – 186 с.
6. Организационные
1. Изготовить с детьми масок «Животные Сервера».
2. Привлечь родителей к изготовлению коллекции «Животные Севера» и подбору литературы по теме «Животные Севера».
3. Обогатить развивающую предметно - пространственную среду группы новыми пособиями и оборудованием:
3.1. Увеличить количество настольно-печатных игр по тематике
3.2. Пополнить картотеку дисков и видеоматериалов (детские песни, сказки,пословицы,поговорки,потешки)
3.3. Обновить атрибуты к сюжетно-ролевым играм, элементы костюмов для игр-драматизаций и театрализованной деятельности
3.4. Изготовить макет «Жизнь в Антарктиде»
3.5. Собрать коллекцию «Меховые шубки»
3.6. Изготовить шаблоны силуетов «Животные Севера» : белый медведь,северный олень,тюлень и т. д.
3.7. Создать макет (фигурки животных,изготовление окружающей среды для животных)
4. Разработать конспект ОД по теме «Животные Севера»
(Приложение 1)
5. Разработать консультации для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка» и «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» (Приложение 2)