Дарья
Организация предметно-пространственной и игровой среды с учётом нейропсихологического подхода
Организация предметно-пространственной и игровой среды с учётом нейропсихологического подхода
С каждым годом растет число детей с тяжелым нарушением речи, что вызывает беспокойство педагогов всех уровней и сфер деятельности. Потому как значительные речевые нарушения влияют на становление психики. Такие дети постоянно нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. У большинства детей с ТНР нарушена память, внимание, фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную к ним речь, и отсюда страдает весь процесс обучения.
Публикация «Организация предметно-пространственной и игровой среды с учётом нейропсихологического подхода» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов.
Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Особое внимание стоит уделить созданию предметно-пространственной среды обучения и воспитания с учетом нейропсихологических особенностей детей с ТНР. Говоря о создании такой среды важно учитывать : теорию А. Р Лурия о трех блоках мозга, а также межполушарную асимметрию и межполушарное взаимодействие.
Согласно общей структурно-функциональной модели мозга разработанной А. Р Лурия выделено три функциональных блока мозга. В результате слаженной работы этих блоков в нервной системе образуются вертикальные связи.
Первый блок – энергетический. От его функционирования зависит желание ребенка участвовать в образовательно-воспитательном процессе и наличие у него сил для участия. Активизировать эту часть мозга помогают запахи, например, аромат свежеиспеченного (или подогретого в тостере) хлеба даст прилив сил и бодрости для начала занятий. Питье воды маленькими глотками тоже способствует активизации. Взаимодействие с сенсорным материалом помогает удерживать первый блок в рабочем состоянии. Например, атрибуты для занятия дети отыскивают в кинетическом песке. Так же для активизации этого блока необходимо создать положительный эмоциональный настрой у воспитанников. Для этого педагоги устраивают «сюрпризные моменты», с помощью атрибутов перевоплощаются в героев любимых мультфильмов и сказок. Частые переключения деятельности, динамические паузы, физические, дыхательные, глазодвигательные упражнения так же помогают поддерживать работу первого блока на необходимом уровне.
Второй блок - получение, обработка и хранение информации. Получение информации происходит через органы чувств (зрение, слух, вкус, тактильное чувство и проприорецепцию (ощущение изнутри тела). Для формирования полноценного образа об изучаемом предмете или явлении важно задействовать как можно больше органов чувств ребенка. Можно, например, при изучении овощей и фруктов заменить картинки настоящими предметами. Это позволит помимо визуального образа получить еще и тактильный и обонятельный образы и объединить их в общем представлении о предмете. При изучении животных и птиц необходимо использовать аудиозаписи голосов для подключения слухового анализатора. Для включения в процесс познания тактильного анализатора важно иметь достаточное количество игрушек и муляжей разной текстуры по лексическим темам, чтобы учить детей определять предметы на ощупь, не видя их. Учет ведущего канала восприятия каждого ребенка помогает осуществлять индивидуальный подход в образовательно-воспитательной и коррекционной работе. Кому-то из детей важно услышать, другому – увидеть, а третьему – потрогать изучаемый предмет. Так же важно учитывать возможные нарушения в работе этого блока – нарушения сенсорной интеграции (гравитационную неловкость, сенсорные защиты, сенсорный поиск). Дети с нарушениями речи часто имеют данные нарушения, поэтому важно иметь в группе атрибуты, позволяющие детям с такими нарушениями компенсировать свое состояние. Это могут быть строительные наушники для ребенка с острой реакцией на шум или музыку. Обилие сенсорных материалов (песок обычный и кинетический, гидрогель, мячи из разных материалов и разной текстуры) и балансировочные диски для детей с сенсорным поиском. Далее информация, полученная органами чувств должна правильно интерпретироваться и сохраниться в оперативной памяти для сознания концепта. Концепт- обобщенный образ предмета или явления. Для формирования богатой и точной концептосферы у ребенка хорошо подходит игра «Выбери все (всю, всех)». Предлагаются разные виды капусты (кочанная зеленая и фиолетовая, савойская, брюссельская, цветная, брокколи, пекинская) смешанные с другими овощами. Инструкция: выбери всю капусту. Или предлагаем различные ручки (разные дверные, маленькую ручку от куклы, ручку которой пишем в массе других предметов. Инструкция: найди все ручки. Так же хорошо формируют операцию концептуализации игры «съедобное – несъедобное» и «вредное – полезное». За хранение полученной и обработанной информации отвечает память. Для ее тренировки применяются такие игры как «мемори», «чего не стало?» и другие.
Третий блок – программирования, регуляции и контроля. Он только начинает формироваться в дошкольном детстве и для его эффективного запуска важно всю деятельность детей сделать осмысленной, а именно включить в игровой контекст. Ребенок – дошкольник может не хотеть просто выполнять задания. Учебная деятельность, выполнение учебной задачи – цель школьного возраста. Для дошкольника цель должна быть игровой. Только тогда он начнет регулировать свое поведение для достижения этой цели. Например, педагог не просто предлагает найти всю полезную еду, а объясняет, что эти продукты необходимы заболевшей кукле или спортсмену для победы в соревновании. Ребенку важно понимать для чего он старается. Для формирования функции самоконтроля удобно использовать визуальное расписание активностей в течении дня. Для младших детей – это картинки с изображением детей выполняющих различные действия. Для более старших – схемы или пиктограммы. Так же эффективны в развитии саморегуляции чек-листы, на которых ребенок сам отмечает уже выполненные действия и видит, что еще необходимо сделать.
Теперь обратимся к межполушарной асимметрии. Межполушарная асимметрия психических процессов – характеристика распределения психических функций между правым и левым полушарием. Это специфика, которую вносит каждое полушарие в такие психические процессы как восприятие, внимание, память, мышление и речь. Необходимо помнить, что мозг, состоящий из двух полушарий, всегда работает как единое целое. При этом каждое из полушарий вносит свой специфический вклад в обеспечение конкретной функции. В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется, происходит латеритизация функций головного мозга. Ведущее полушарие в дошкольном возрасте – правое. В связи с этим обучение в дошкольном образовательном учреждении должно проходить естественным для них правополушарным способом — через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощущения. Наполнение предметно- пространственной среды должно происходит с учетом данном особенности. Целесообразно использование светлой доски и темного маркера. Детей вокруг педагога лучше размещать полукругом – это обеспечивает детям чувство безопасности, позволяя каждому ребенку видеть реакцию всех участников познавательного процесса. Разыгрывание тематических сценок и чтение литературных произведений уместно сопровождать музыкой, создающей настроение и помогающей понять эмоции героев. При правополушарном восприятии важно размещать наглядный материал с лева от детей. Помнить, что окончательно ведущее полушарие определяется к школьному возрасту. Поэтому при работе с дошкольниками большое внимание уделяем развитию межполушарного взаимодействия. Именно это взаимодействие между полушариями помогает формироваться функциям мозга.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и пере-дачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полуша-рий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школь-ного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена между правым и левым полушариями, каждое из кото-рых постигает внешний мир по – своему. Для осуществления данного взаимодействия педа-гоги могут использовать такие средства как :
• Игра «Жонглёр» (стоя на балансире, подкидывать по десять раз мячик или мешочек вверх, сначала правой, затем левой рукой). Цель: Развитие межполу-шарного взаимодействия, совершенствование координации, развитие зрительно-пространственных представлений.
• «Рисование двумя руками». Если одновременно двигать обеими рука-ми, то работает сразу два полушария, образуются нейронные связи, появляется про-цесс анализа и синтеза, повышается умственная активность и работоспособность. В результате ребёнок усваивает знания, успевает выполнять большой объём заданий.
• Игра «Але-оп» (кидаем ребенку мячики или мешочки через кольцо, ре-бенок, стоя на балансире, возвращает их обратно). Цель: Совершенствование коорди-нации, развитие зрительно-пространственных представлений, стабилизация работы вестибулярной системы и межполушарное взаимодействие.
• «Рисуем ритм» музыкально-ритмическое рисование с нейроподходом (лист бумаги, фломастеры). Цель: развитие межполушарных связей головного мозга, развитие чувства ритма, способствует развитию зрительного восприятия, произволь-ного внимания, усидчивости, мелкой моторики и координации движений рук.
• Лабиринт. Ребёнок берет два бегунка (два шарика в пластиковом корпу-се разных цветов) и передвигает их по лабиринту, проходит лабиринт только правой, затем только левой рукой, а затем проходит весь лабиринт двумя руками одновре-менно сначала против часовой стрелки, затем -по. Цель: включаются оба полушария головного мозга и происходит их взаимодействие. Кроме этого, такие упражнения влияют на синхронизацию работы глаз и рук, этим обеспечивается включенность в работу обоих полушарий головного мозга.
Гармонично организованная предметно-развивающая среда и грамотное примене-ние необходимого материала в коррекционной работе с детьми с ОВЗ имеет ряд пре-имуществ, которые делают их использование максимально востребованным. Игры и за-нятия вызывают у детей эмоциональный подъём, даже слабые дети принимают в них по-сильное участие. Нейропсихологические игры и пособия помогают раскрыть резервные возможности каждого ребенка.
Литература:
1. В. В. Аршавский. Межполушарная ассиметрия большого мозга человека и некоторые проблемы педагогики. - М. : Знание, 2002
2. Е. Д. Хомская. Нейропсихология / главный редактор Е Строганова. - 4е издание. - СПб. :Питер, 2005. – 496с.
3. О. А. Давыдова Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления. Альбом графических упражнений / Давыдова Ольга Александровна. - М. : Школьная Пресса, 2018. - 743 c.