Тарабыкина Людмила
Организация предметно-игровой среды в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель привлекает старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выясняет их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекает в процесс преобразований. Предметно-игровая среда в нашей группе организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещается по принципу не жесткого центрирования, что позволяет детям объединяться в подгруппы по интересам : в центре конструирования, искусства, игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, театрализованной, природы и экспериментирования; грамотности (книжный уголок, игры и оборудование для развития речи) и т. д. Несколько раз в год воспитатель совместно с детьми год меняет пространственную организацию среды. Для этого используют небольшие ширмы, деревянные или металлические каркасы и отрезы ткани, крупный модульный материал.
Публикация «Организация предметно-игровой среды в старшей группе» размещена в разделах
Игра продолжает оставаться любимым видом деятельности, и возможности участия детей в разнообразной игровой деятельности расширяются. Предметно игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать в играх сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, с готовым содержанием и правилами, а также в подвижных играх и спортивных развлечениях. Сюжетно-ролевые игры отныне носят отражательный характер: ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения людей, события. Проанализировав жизненный опыт детей, и в соответствии с ним подобрали игровые принадлежности. Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Оборудование и игрушки в основном небольшие (для игр на столе, однако имеется и крупное напольное оборудование. Развивающая среда включает коробку с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и т. п. (для изготовления недостающих атрибутов, альбомы, книги (с описанием последовательности изготовления игрушек для расширения содержания игр, ножницы, клей, скотч, фломастеры и др. Важно поддерживать инициативу детей в изготовлении атрибутов для игр, для этого им предлагается дополнить имеющиеся материалы новыми, самостоятельно изготовленными игрушками. В старшем дошкольном возрасте происходит становление режиссерской игры, поэтому имеется место для разыгрывания сюжетов, набор игрушечных персонажей, бросовый материал и инструменты, а также схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.
Для изобразительной деятельности кроме обычных материалов (бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти) подобраны необходимые схемы-способы создания образов с помощью разных техник, карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги и других материалов, книги и альбомы самоделок. Важная роль отводится конструкторской деятельности, поэтому в среду включены конструкторы и строительные наборы из разного материала (пластик, дерево, металл, напольные и настольные, с различными способами крепления деталей, разной тематической направленности; разнообразные схемы-образцы построек.
В старшем дошкольном возрасте у детей начинает активизироваться интерес к школе. Он поддерживается с помощью организованной учебной зоны. Обстановка в ней приближена к учебной (столы, расставленные рядами, как парты, школьная доска). В будущем это может помочь адаптироваться к учебной среде класса.
Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид. Для этого в группе имеются краски для грима, парики, детали одежды взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнцезащитные очки, шаль, пилотка стюардессы, капитанская фуражка и др.).
У детей старшего дошкольного возраста продолжает расширяться область социально-нравственных ориентаций и чувств: обогащаются представления о людях и их взаимоотношениях, родственных отношениях; о культуре общения с взрослыми, сверстниками, поведения в общественных местах. Для этого в нашей предметно-пространственной среде мы используем картинки, фотографии, кукольные персонажи. Важно показать детям конкретные способы проявления заботы о людях, находящихся в разных эмоциональных состояниях: в группе определено место для картинок, изображающих людей в различных эмоциональных состояниях и варианты реагирования на это.
Таким образом, организация развивающей среды строится так, чтобы каждый ребенок мог свободно заниматься любимым делом, с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Центрированное размещение оборудования предоставляет возможность объединяться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Правильная организация предметно-игровой среды учитывает закономерности развития игровой деятельности; соответствует педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов; носит развивающий характер; соответствует потребностям и уровню развития когнитивной сферы ребёнка.