МААМ-картинки

Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Александра Устинова
Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Всем ребятам-почемучками интересно все на свете,

Потому что почемучки любознательные дети,

И несут свои вопросы почемучки в детский сад,

Потому что воспитатель им ответить будет рад.

* * *

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является познавательно-исследовательская деятельность.

Темочки:

Теоретической базой работы стали исследования академика Николая Николаевича Поддьякова, доктора педагогических наук Ольги Витальевны Дыбиной, Раисы Михайловны Чумичевой, которые помогли выяснить сущность детского экспериментирования как формы поисковой деятельности, его структуру и значение в развитии личности ребенка. Н. Н. Поддьяков утверждает, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Главным его доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже деятельности экспериментирования и строится самими детьми, что способствует их саморазвитию.

Итак, прозвучало ключевое слово – эксперимент. Что же необходимо для успешной его организации. Держится наш эксперимент на трех основных составляющих, «трех китах». Первая составляющая отвечает на вопрос «Кто?». Уважаемые коллеги, кто же нужен для организации познавательно – исследовательской деятельности? Конечно это ребенок. Ведь познавательно-исследовательская деятельность для детей – это дверь в волшебную страну непознанного, где есть свои загадки и главное, что за каждой загадкой прячутся новые открытия.

Итак, что же дальше, а дальше нужны «декорации». Здесь звучит вопрос «Что?» и появляется вторая неотъемлемая составляющая экспериментальной детальности – это…оборудование. Оно должно быть безопасным, универсальным и доступным к использованию.

И вот мы с детьми готовы полностью погрузиться в науку, в поисках ответов на самые разные вопросы.

Видео

- Зачем тебе уши? - спрашивает воспитательница девочку.

- Чтобы все видеть.

Конечно с высоты своего жизненного опыта педагогу сразу хочется исправить ошибку и дать ребенку готовый верный ответ на вопрос. В области точных наук, мы думаем это было бы правильной моделью поведения, но, если рассматривать познавательно-исследовательскую деятельность в детском саду – ключ к успеху здесь кроется в другом. Мы не обрываем нить рассуждений, а наоборот цепляемся за нее. И подходим к третьей составляющей – объект исследования. Здесь должен прозвучать самый главный вопрос… Как вы думаете, какой вопрос является ключевым в области познания? Есть предположения? Правильно, ПОЧЕМУ? Давайте вместе зададим этот вопрос нашей девочке Полине, три-четыре… ПОЧЕМУ! Действительно, почему уши, ведь для этого есть глаза!

Видео

- Так то оно так… Но если не будет ушей, то шапка сползет мне на глаза, и я ничего не увижу.

Необходимо понять главное, сознание ребенка дошкольного возраста свободно от стереотипов. Вполне естественно, что дети дошкольного возраста имеют незначительные знания о том, что из себя представляет наука с большой буквы, однако, они как никто на свете способны взглянуть на обычные, казалось бы, вещи под совершенно новым углом. Именно в этот момент мы предоставляем возможность ребенку проверить свои догадки на практике – это будет лучшим ответом на все детские почему.

Дети изучают, а мы наблюдаем и обдумываем. Зачастую представление об экспериментальной деятельности очень поверхностное, многие представляют «что что-то должно бурлить, дымиться или по меньшей мере хоть пузырится». Когда-то так думала и мы. Химия способна объяснить многие явления в нашей жизни и совсем не обязательно «чтоб что-то только дымилось». Так и с экспериментами. Важна не эффектность происходящего действия, а смысл проделанной работы и правильно сформулированный вывод. Очень важно, чтобы он был адаптирован для детского сознания. Ребенок должен понимать, что он делает? для чего он делает? и что в итоге он узнал!

Актуальность выбранной нами темы подтверждает то, что на базе «Коммунарского детского сада «Солнышко» функционирует муниципальная экспериментальная площадка по теме: «Экологическое воспитание дошкольников через внедрение технологии исследовательской деятельности».

Целью нашей работы является – создать условия для развития познавательной активности детей, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Цель определила следующие задачи:

- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

- развивать связную речь, побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью – доказательством;

- вовлекать родителей в совместную деятельность по экспериментированию.

Целостность познавательно-исследовательской деятельности основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса и предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагога, детей и родителей.

Целесообразность. Познавательно – исследовательская деятельность способствует полноценному проживанию дошкольного детства, позволяет индивидуализировать педагогический процесс, погружает ребенка в атмосферу творчества, самостоятельности и инициативы.

Творчество. Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду может организовываться воспитателями в форме наблюдений, практических опытов с элементами экспериментирования, игровой активности, коллекционирования, проектирования, и данный список не является полным, поэтому педагоги дошкольного образования могут смело реализовывать творческий поиск по направлению, внимательно отслеживания реакции и уровень заинтересованности детей.

Рассмотрим технологию экспериментирования через призму образовательных областей Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования:

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

(взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Для удачного эксперимента нужно всем договориться о предстоящей работе, распределить обязанности.)

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (развитие воображения и творческой активности, возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.)

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ (обогащение активного словаря. Возникает необходимость рассказать окружающим о своем новом опыте, об увиденном.)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (опыты и эксперименты предполагают реализацию самостоятельной творческой деятельности детей - изобразительной, конструктивно-модельной.)

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (дети совершенствуют такие физически качества, как координацию и согласованность движений, развивают крупную и мелкую моторику.)

Реализация данной технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного подходов.

Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом.

Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем. Эта деятельность не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте.

На основе исследований Ольги Витальевны Дыбиной и Раисы Михайловны Чумичевой были обоснованы концептуальные принципы, обеспечивающие эффективность реализации технологии детского экспериментирования:

-стимулирующий экспериментальную деятельность дошкольника. Стимулирующими факторами является ситуация выбора, проблемность.

-Принцип свободы и самостоятельности. Предоставление ребенку самостоятельного определения отношения к среде, самостоятельного исследования, выбора цели и применения результата.

-Принцип активности. Позволяет воссоздавать детям взрослые формы деятельности (эксперимент, опыт).

На первом этапе работы с детьми уточнялись представления детей о свойствах, качествах материалов, мы знакомили детей с некоторыми явлениями и объектами неживой и живой природы, дошкольники включались в преобразование проблемных ситуаций, стимулировался их интерес к экспериментированию. При взаимодействии с ребенком процесс выстраивался следующим образом: знания не сообщались в готовом виде, а оказывалась помощь ребенку в получении их самостоятельно. Поставив небольшой опыт, малыш продумывал этапы его проведения, и вместе с ним осуществлялись необходимые действия. Постепенно начинали привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если мы подуем на одуванчик?». На этом этапе шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.

Нами использовались следующие проблемные ситуации: «Узнаем, какая вода?», «Куда делась вода?», «Откуда берётся вода?», «Какие свойства?», «Чтобы увидеть воздух его надо поймать» и др.

В ходе деятельности оказывалась помощь детям выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы: Что мы делали? Что мы получили? Почему?. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем мы думали? Что получилось? Почему? Ребята учились находить сходство и различие между объектами. По окончанию экспериментов обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое.

Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности (например, способность увеличительного стекла «увеличивать» и «уменьшать» предметы и т. д.). Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие (замораживали воду в холодильнике, клали лед на батарею и т. п., это выяснялось в беседах с родителями и детьми. Так же проводим опыты с растениями: «В каких условиях лучше растет лук» «Проращивание семян в воде и без нее» и др.

Результативность. На данном этапе работы по заявленной теме можно говорить о промежуточных результатах:

-экспериментально-исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей,

-помогает ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания;

-выстраивать отношение между воспитателем, родителями, детьми группы на основе партнерства;

-развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки.

Для формирования познавательной активности детей в детском саду были созданы условия:

-организация предметно – пространственной развивающей среды: созданы картотеки экспериментов и опытов, уголок «Юный ученый», «Экологический уголок», пополнена библиотека энциклопедической литературой;

-привлечение родителей: выполнение опытов дома.

Знания, навыки, полученные в результате собственного экспериментального поиска значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем.

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их познавательную активность в опытно-экспериментальную деятельность мы способствуем познанию окружающего мира, осознанию его многообразия и помогаем определению собственного места в нем.

В заключении хочется отметить, что опытно-экспериментальная деятельность решает и такую важную проблему как преемственность между дошкольным образованием и школой. Ведь уровень познавательной активности детей является необходимым компонентом учебной деятельности. А знания и умения детей, полученные в области экспериментирования будут актуальны и востребованы при обучении и безусловно являются залогом высоких достижений моих воспитанников в будущем.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад» В предыдущей публикации я рассказала о том, что дети узнали о подольской кондитерской фабрике, о том, как делают конфеты. На всё это натолкнула.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»(старший дошкольный возраст 5-6 лет) Цель:.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений» Цель: Формирование познавательного интереса к познанию нового. Задачи: Развить творческую индивидуальность детей; Развить воображение,.

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Отчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группеОтчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними (ФГОС). Познавательно.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группеУголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Опубликовано: 13 мая 2020 в 23:25
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Александра Устинова (УИ 409220) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД