ольга ситова
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Я слышу – и забываю
Я вижу – и вспоминаю
Я делаю – и постигаю
(Конфуций)
В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Данная работа направлена на развитие поисково –исследовательской деятельности и предполагает решение следующих задач:
- формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта.
Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
В ходе кружковой деятельности интересно наблюдать за детьми, когда они решают проблемную ситуацию, приходят к правильному выводу, детям очень нравится проводить опыты и эксперименты, работать в исследовательской лаборатории. Работа по данному направлению развивает в детях самостоятельность, логическое мышление, вносит разнообразие в работу педагога.
Занятия детским экспериментированием, проводимые в форме совместной деятельности педагога с детьми, способствуют расширению представлений детей об окружающем мире. Дети знакомятся с элементарными знаниями из разных областей наук. Это развитие представлений о химических свойствах веществ, об основных физических свойствах и явлениях, знакомство со свойствами воды, песка, глины, камня, воздуха.
Чем раньше заинтересовать ребенка явлениями окружающего мира, тем интереснее станет его жизнь. Не сразу станет все понятным, но останутся первые радостные впечатления на островках памяти, появится желание познавать самому. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы, у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. Я вижу интерес в глазах детей, когда самостоятельно экспериментируют, получают результат, радуются своим успехам, нравится за ними наблюдать, когда они делают выводы, анализируют свою работу.
Помощь взрослых не должна подавлять детскую активность. Наоборот, нужно стремиться, разумно ограничивать свое участие и подсказки с тем, чтобы дать простор детскому творчеству и самостоятельности. Слово «интерес» происходит от латинского корня «участвовать», «привлекаться». Задача родителей и педагогов состоит в создании разнообразных условий и ситуаций, которые помогут привлечь детей деятельному познанию окружающего мира. В связи с этим в группе создана мини – лаборатория, со всем необходимым инвентарем и оборудованием. (пуговицы, ткань, стаканчики, мелки, лупы, горох, и многое др). Так же в группе есть центр воды и песка, где дети при помощи педагога, так и самостоятельно могут проводить различные опыты и игры с песком и водой. Совместно с воспитателями детского сада, мы организовали мини – выставку по данной теме, педагоги предоставили дидактический и методический материал. Это все можно использовать при работе с детьми (лэтбуки, папки- раскладушки, дидактические игры, бизиборды). Методический материал помогает педагогам в работе, здесь предоставлены картотеки опытов, план работы по исследовательской деятельности с младшими дошкольниками. Работу по данной теме следует проводить последовательно, от простого к сложному. За этот учебный год мы с детьми изучили такие темы, как «Вода», «Воздух», «Камни», «Бумага»,
«Магнит», «Стекло», «Мел», «Снег», «Лед», «Мыло» - делали мыльные пузыри и т. д. Все темы разработаны согласно возрасту детей, они получили элементарные знания по данным темам, в среднем звене, эти же темы предоставляются детям уже с усложнением.
«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера» — Анатолий Шапиро.
Автор: Ситова Ольга Николаевна
МДОУ детский сад № 10 г. Галич
Костромской обл