Лучший педагог года

Организация познавательно-исследовательской деяльности дошкольников «Проект «Что делать с мусором»

Людмила Коновалова
Организация познавательно-исследовательской деяльности дошкольников «Проект «Что делать с мусором»

Аннотация. Формирование познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. В статье говорится о познавательно-исследовательской деятельности, объектом которой стал мусор. Проблема мусора остро стоит во всем мире и в нашем городе. И решать ее нужно комплексно: не только путем поиска новых технологий переработки мусора, но и с помощью экологического воспитания. Традиционное для детских садов ознакомление с природой приобрело новые черты – появились и новые технологии, и новое содержание.

Публикация «Организация познавательно-исследовательской деяльности дошкольников „Проект „Что делать с мусором“» размещена в разделах

Ключевые слова: экологическое образование, исследование, проект, мусор, отходы.

Чем больше деятельности,

связанной с активным познанием природы, тем глубже и

осмысленнее становится видение окружающего мира.

В. А. Сухомлинский

Осенью, когда уже были убраны все участки и территория за детским садом от мусора, во время прогулки мы с детьми обнаружили, что кто-то подбросил пакет с мусором прямо под забор детского сада в районе участка нашей группы. Мы с детьми были очень возмущены этим. Арина К. (6 лет) и несколько других детей рассказали, как ездили в лес и видели там мусор, оставленный другими людьми. Лиза Б. (6 лет) рассказала о том, как они, прежде чем отдохнуть на любимом местечке, вынуждены были сначала долго наводить там порядок. Егор К. спросил, почему люди мусорят. Другие дети спросили, откуда берётся столько мусора, куда везут мусор из контейнеров. И тогда мы вместе решили разобраться и выяснить, что делать с мусором и как сделать так, чтобы его было меньше. Это и стало основной проблемой нашего проекта.

Было проведено анкетирование родителей, с целью выяснения их отношения к данной проблеме.

Анализ анкет родителей:

. Были получены следующие результаты:

· Каждая семья за год выбрасывает огромное количество мусора;

· Только 19 (58%) опрошенных ответило, что понимает, какая большая проблема- скопление мусора на земле;

· Только 4 (12%) семьи пытаются мусор сортировать и некоторые отходы перерабатывать и вторично использовать;

· Все ответили, что не оставляют после себя мусор в лесу или у реки;

· Макулатуру не сдаёт никто по причине отсутствия пункта приёма макулатуры в нашем городе;

· Около 67% опрошенных(22 семьи) сдают мусор в подъезжающий в условленный день мусоровоз, 9% (3 семьи) имеют возле дома контейнер, 18% (6 семей) вывозят мусор самостоятельно на свалку, 6% (2 семьи) честно ответили, что большую часть мусора сжигают.

Вывод: Многие родители не придают большого значения проблеме мусора, но сами стараются мусор сдавать или вывозить только в специально отведённые места. А значит, достаточно обратить внимание родителей на глубину данной проблемы и мы получим родителей и детей, стремящихся решение этой проблемы начинать с себя, делать всё возможное для того, чтобы мусора было меньше.

В беседе с детьми выяснилось, что они почти все знают, что мусорить в природе и на улицах города нельзя. Важно в процессе работы над проектом добиться, чтобы это стало их осознанной необходимостью.

Первым делом мы с детьми провели «экологическую разведку» с целью - обследовать экологическое состояние окрестностей. Мы прошли по участку детского сада, по улице вокруг детского сада. Там мусора оказалось больше и мы его собрали. На экскурсии к реке Бузулук, тоже собрали мусор на берегу. Там же была проведена беседа «Мусор- враг природы».

В группе с детьми была проведена ещё беседа, в ходе которой мы выяснили, что дети знают о том, что их семья делает с мусором, что и куда выбрасывает. Также мы рассматривали альбом фотографий с видами родной Новоаннинской природы, а потом дети в процессе самостоятельной деятельности рисовали рисунки на тему «Рисуем чистую планету».

Мы с ребятами ходили на кухню, где они исследовали, сколько и какого мусора выбрасывает детский сад за день. Внимание детей было обращено на то, что бывают разные виды отходов (пищевые, бумажные и те, которые долго не разлагаются в природе, которые собираются раздельно. Пищевые отходы идут на удобрение и на корм животным. Работники кухни нашего учреждения всегда с большим вниманием относятся к утилизации мусора. Пищевые отходы утилизируются отдельно, которые забирают на корм домашним животным. Яичная скорлупа, луковая шелуха утилизируется в компостную яму, которая со временем будет использоваться как удобрение для огорода, сада. Ребята с помощью взрослых выяснили, что яичная скорлупа, луковая шелуха- это удобрение для растений, в них содержится большое количество полезных веществ.

А мусор, который выбрасывается в контейнер, тщательно уплотняется. С того времени как стали уплотнять мусор, вывоз мусора уменьшился в 2-2,5 раза. А это значит, что такое учреждение как наше уже вывозит меньше мусора, и сэкономили средства на вывоз мусора. Если бы все люди так серьезно относились к утилизации мусора, то мусора на свалках стало бы меньше. Значит, мусор нужно сортировать, а у нас в нашем городе это не практикуется, а если и сортируют, то в малом количестве.

В кабинете делопроизводителя ребята узнали, как и сколько бумаги в день использует детский сад и что для её изготовления используется древесина деревьев. Дети задумались, как можно использовать бумагу повторно, чтобы меньше выбрасывать и беречь деревья. Саша Б. (6 лет) предложил брать использованную бумагу в группу и делать из неё поделки оригами. Теперь мы так и делаем. А ещё мы решили делать из неё бумажное тесто для лепки. При этом мы ещё экономим пластилин и получаем лёгкие и прочные атрибуты для игр. Ребята сделали вывод, что если каждый житель нашего города будет экономно использовать бумагу, собирать и сдавать макулатуру, то, какое количество леса мы бы сберегли. Но в нашем городе существует еще одна проблема: нет пункта приема макулатуры. С этой проблемой мы обратились к главе города А. В. Тюрину. Он объяснил, что в ноябре – месяце будет запущен в городе Урюпинске завод по переработке ТБО. А с приемом макулатуры вопрос будет решаться, о результатах сообщат, как только решится проблема.

Дети рады были почувствовать себя в роли учёных и принять участие в проведении опытов «Как можно сделать новую бумагу из использованной?», «Как уменьшить выбрасываемый мусор в объёме (с помощью сминания и сворачивания, "Что происходит с опавшими листьями?".

Так, на вопрос что же делать с мусором, который собирается на территории детского сада, ребята тоже нашли ответ с помощью родителей. Было решено сделать компостную кучу. В определенный огражденный участок складывались опавшие листья. Ребята принимали участие в уборке участков, опавшие листья собирались в кучу. Компостная куча стала любимым объектом для исследований. Дети наблюдали, что же происходит с листьями. Во время исследования были обнаружены дождевые черви. Что же они здесь делают? Ответ нашли быстро, это дождевые черви перерабатывают листья. Наблюдения за компостной кучей продолжались. Обсуждались результаты наблюдений. Проводились эксперименты, в почве из компостной кучи вода быстрей впитывается, а значит, она рыхлая, есть чем дышать корням. Насколько такая земля полезна, провели наблюдения: были посажены ростки герани в одинаковые по размеру горшки, но в один насыпали почву с участка, а в другой смешали с землей из компостной кучи. Наблюдения показали, что в горшке, где земля была смешана с компостом, листья герани были крупнее, и было заметно, что растет растение быстрее, земля легко рыхлиться, а значит, такая почва полезнее. Ребята сделали вывод : что листья растут на деревьях, кустарниках, которые «берут еду» из земли. Осенью листья опадают, снова возвращаются в почву, дают им новую пищу. Земля-почва становится богаче, она снова может кормить растения. А помогают в этом превращении дождевые черви. Следовательно, листья нельзя сжигать, иначе, чем будут кормиться черви, где будут брать полезные вещества растения. Да и сжигать тоже опасно, ведь гибнут насекомые, растения, дымом дышать вредно, и огонь может нанести непоправимый вред. Вместе с родителями ребята рисовали природоохранные знаки, запрещающие разводить костры и жечь листья. Ребята посчитали, что если собирать в компостную кучу органические отходы, то это не только ценное удобрение, но и экономия в вывозе мусора и в приобретении удобрений. Ни для кого не секрет, что земля на участке дошкольных учреждений бедная или вовсе это камни, булыжники и в такой ситуации компостная куча – это «находка» экологически грамотного «управления» огородом, садом, цветниками.

Родители тоже не остались равнодушными к проблеме мусора, активно приняли участие в акциях «Сделаем наш сад цветущим» (посадка плодовых деревьев, кустарников, цветущих растений на территории ДОУ, «Мусору-нет (субботник по уборке территории ДОУ).

Проводились дидактические игры «В магазин за покупками», «Соберём мусор», ставились сценки «Красная шапочка» (экологическая сказка, автор- воспитатель Серкина А. А., «У реки».

Дети в течение всей проектной деятельности с удовольствием делали поделки из бросового материала на тему «Мусорное рукоделие», которые использовали потом для игр, оформления тематических выставок в группе, для подарков к праздникам близким. Дома вместе с мамами они также делали поделки из «мусора», в результате чего получили новые атрибуты для игр. Из этих поделок была оформлена выставка «Мусорная фантазия».

Из бросового материала (пробок, косточек счёт и др., принесённого детьми, в группе были сделаны массажные коврики, которые очень полюбились детям.

В оформлении участка тоже использовался бросовый материал (старые шины, пеньки и т. д.)

Наши дети и родители приняли активное участие в акциях «Мы - за чистую планету!», «Мы-против Никеля!», к которой было привлечено казачество, администрация Новоаннинского муниципального района. В этой акции приняли участие родители и воспитанники нашего учреждения, педагоги и просто прохожие. Родители высказывали свое мнение, призывали обдумать действия, а потом принимать решение. Дети читали стихи, пели. Затем все участники акции прошли с лозунгами и призывами «Сохраним планету». Этой акцией дети нашего учреждения призывали взрослых к проблеме «Сохранить нашу Землю» не только для себя, но и для других поколений, задуматься над последствиями неразумного использования природных ресурсов.

Участвуя в акции «Мы - против пластиковых пакетов!» родителям и случайным прохожим раздавались листовки, в ходе которой мы призывали использовать многоразовые сумки из экологически чистых материалов вместо одноразовых пластиковых пакетов. В супкрмаркете «Магнит» была организована выставка рисунков наших детей и сумок, которые шили их мамы. После нашего обращения к администрации супермаркета появились бумажные пакеты.

В заключение были организованы итоговые мероприятия проекта : дефиле мам с детьми на тему «Новая жизнь старых вещей», выставка семейных работ «Мусорная фантазия», праздник «Маленьких исследователей и их помощников родителей».

Работа над проектом натолкнула родителей на мысль создать собственные семейные проекты. Так появились проекты семьи Никуловых «Домашняя переработка отходов», Рязановых «Сосна - чудесный доктор», Бормусовых "Маленькая батарейка - большой вред".

Заключение:

В ходе проекта были достигнуты результаты, к которым мы стремились. Реализовали не только задачи развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализовали творческий потенциал детей, обогатили знания, развивали такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что дети получили новые знания не в готовом виде, как догму, а имели возможность пройти весь путь к ним. Информация, полученная таким путем более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.

Участвуя в познавательно-исследовательской деятельности, дети еще раз заставили взрослых пересмотреть проблемы утилизации мусора. Вместе с взрослыми обратились к главе городского поселения с проблемой утилизации опасных отходов, сортировке мусора. Распространяя листовки с призывами беречь природу, надеемся, что население нашего города задумается над будущим нашей Земли. С Атаманом СКО «Новоаннинский юрт» и родителями призвали серьезно подходить к использованию недр Земли, так как неразумное использование ведет к гибели не только природы, но и непоправимых последствий для всего человечества.

Мы, педагоги нашего учреждения уверены, что наши воспитанники будут настоящими защитниками природы, а наш город станет красивым и экологически чистым. В нашем городе появятся контейнера для утилизации разных отходов, а люди станут добрее и экологически грамотнее.

Самое главное: наши дети знают, что они сами могут помочь природе, и уже внесли свой посильной вклад в защиту окружающей среды.

Ссылки на источники

1. Рыжова Н. А. (2009) Образование для всех // журнал Обруч. 2009. 2.

2. Н. А. Рыжова Экологическое образование в детском саду. // М. : Карапуз-Дидактика, 2000

3. Н. А. Рыжова «Почва – живая земля» // ТЦ Сфера, 2006г

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по развитию познавательно-исследовательской активности дошкольников «Мини-теплица»Дидактическое пособие по развитию познавательно-исследовательской активности дошкольников «Мини-теплица» Дидактическое пособие в виде макета мини -теплицы предназначено для осуществления познавательного развития детей старшего дошкольного.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольниковКонспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольников Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» разработан в рамках реализации проекта.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Планета Земля — какая она?»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Планета Земля — какая она?» Цель: Расширить представления детей о планете Земля. Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о планете Земля, периодах ее образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация познавательно-исследовательской деяльности дошкольников «Проект «Что делать с мусором»
Опубликовано: 9 июня 2024 в 23:14
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация познавательно-исследовательской деяльности дошкольников «Проект «Что делать с мусором»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Коновалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июля. День ГИБДД (ГАИ) России. Папка-передвижка «ЮПИД»

3 июля 1936 года появилась государственная автоинспекция МВД СССР. Поздравляем работников ГАИ!

2 июня. День песка. Передвижка «Игры в песочнице»

Лето — пора игр в песочнице. Это только на первый взгляд они кажутся простыми и незатейливыми, а на самом деле приносят большую пользу для детского развития и воспитания.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД