Ольга Раздьяконова
Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
По статистической информации ГИБДД ежедневно на дорогах происходят дорожно-транспортные происшествия. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Дети часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий : выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Иногда удивляет то, что взрослые не держат ребенка за руку, и тот самостоятельно переходит перекресток, а взрослый благополучно идет и «решает» дела по телефону. Вот такие и моменты становятся причинами ДТП с несовершеннолетними. А еще ко всему этому можно отнести такие причины, как незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.
Публикация «Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Поэтому в дошкольном учреждении необходима система профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребенка.
Данную работу необходимо вести в течение всего учебного года. Важно отметить, что в этом процессе должны быть задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также представители социальных институтов.
Поэтому, основной целью работы является формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Для ее достижения необходимо определить задачи:
- создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
-развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
-вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
-воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Ну, и естественно, решение этих задач осуществляется через следующие формы работы :
-игры (ролевые, дидактические, подвижные)
-чтение художественной литературы
-праздники, развлечения
-целевые прогулки
-экскурсии
-беседы
-наблюдения и многое другое.
Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма включает три направления:
-Работа с детьми
-Работа с родителями
-Работа с педагогами.
Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности.
Организуя целевые прогулки в младшей группе один раз в два месяца, воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые машины, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми “в улицу” старших детей.
В средней группе целевые прогулки проводятся они один раз в два месяца. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными правилами дорожного движения, со словами: “проезжая часть”, “одностороннее и двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”.
Прогулки в старшей группе организуются один раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части, осевой линии; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.
В подготовительной группе (один раз в месяц) дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей об инспекторах ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
Рекомендуется примерная тематика целевых прогулок:
Младшая группа
-знакомство с улицей;
-наблюдение за работой светофора;
-наблюдение за транспортом;
-пешеходный переход.
Средняя группа
-знакомство с улицей;
-наша улица;
-сравнение легкового и грузового автомобилей;
-наблюдение за светофором.
Старшая группа
-улица;
-правила поведения на улице;
-наблюдение за транспортом;
-прогулка пешехода;
-переход;
-перекресток;
-наблюдение за работой светофора;
-наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
-прогулка к автобусной остановке.
Подготовительная группа
-улицы и перекрестки;
-правила дорожного движения;
-наблюдение за работой светофора;
-наблюдение за движением машин и работой водителя;
-наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
-значение дорожных знаков;
-знакомство с местом остановки пассажирского транспорта;
-пешеходный переход (подземный и наземный);
-островок безопасности.