Бронникова Ольга Леонидовна
Организация общения в процессе формирования умения использовать в речи вопросительные и сложносочиненные предложения
▼ Скачать + Заказать документы
Подгрупповое занятие для слушателей курсов повышения квалификации.
Цель: закрепление коммуникативных умений в некоторых видах речевой деятельности.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
-развивать устную речь детей в различных видах и формах детской деятельности;
-учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме;
- учить употреблять сложносочиненные предложения с противопоставительным союзом А.
2. Общеразвивающие :
Публикация «Организация общения в процессе формирования умения использовать в речи вопросительные и сложносочиненные предложения» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- развивать у детей навыки речевой коммуникации;
- развивать у детей навыки диалогической речи.
Коррекционно-развивающие:
- развивать пространственное восприятие, внимание и память.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей навыки выслушивать собеседника не перебивая;
- воспитывать у детей интерес к занятиям, умение работать в коллективе, взаимопомощь, трудолюбие.
Оборудование: мудьтимедийная установка; презентации; опорные схемы.
Ход занятия.
I.Оргмомент.
Логопед: Я просила вас выучить по одной загадке. Выучили? Аня, попроси Андрея загадать тебе загадку.
Аня: Андрей, загадай мне загадку.
Андрей: С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла. (зима)
Аня: Это зима (выставляет куклу зимы).
Логопед: Андрей, попроси Аню загадать тебе загадку.
Андрей: Аня, загадай мне загадку.
Аня : Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня (весна)
Андрей: Это весна (выставляет куклу весны).
II.Развитие речи.
Логопед: А почему мы сегодня говорим о зиме и весне?
Дети: Потому что зима заканчивается, а весна начинается.
Логопед: Аня, спроси Андрея, какие зимние месяцы он знает.
Аня: Какие зимние месяцы ты знаешь?
Андрей: Декабрь, январь, февраль (выставляет куклы-месяцы).
Логопед: Андрей, спроси Аню, какие весенние месяцы она знает.
Андрей: Какие весенние месяцы ты знаешь?
Аня: Март, апрель, май (выставляет куклы-месяцы).
Логопед: Молодцы! Вот поспорили зима и весна, кто из них лучше. Зима себя хвалила, а весна – себя. Ты, Андрей, будешь зимой, ты, Аня, весной. Посмотрите на схемы. (Из ряда схем дети выбирают «свои» схемы признаков зимы и весны и выставляют их на доску)
Логопед: Андрей рассказывает о зиме, а Аня о весне. (По схемам, предложения с союзом А).
Андрей: Зимой идет снег.
Аня: А весной снег тает.
Андрей: Зимой ночи длинные, а дни короткие.
Аня: А весной ночи становятся короче, а дни длиннее.
Андрей: Зимой солнце светит слабо, неярко.
Аня: А весной солнце светит ярко.
Андрей: Зимой дует сильный холодный ветер.
Аня: А весной ветер слабый и теплый.
Андрей: Зимой деревья голые.
Аня: А весной деревья покрываются листочками.
Логопед: А теперь посмотрите эти слайды и подумайте, что бы вы хотели спросить, глядя на эти картинки.
Дети задают вопросы по презентации «Птицы».
Андрей: Аня, какие из этих птиц зимующие?
Аня: У нас зимуют ворона, воробей, сова, сорока, голубь. А какие птицы перелетные?
Андрей: Кукушка, соловей, ласточка, аист, журавль.
Логопед: Расскажи о двух птицах, сравни их. Андрей – воробья и ворону; Аня – ласточку и кукушку.
Андрей: Воробей и ворона – зимующие птицы. Ворона крупнее воробья. Ворона черная, а воробей пестрый. У вороны большой крепкий клюв, а у воробья маленький, короткий, слабый. У вороны широкие крылья, а у воробья маленькие, узкие. У вороны хвост длиннее и шире, а у воробья – короче и уже. У вороны ноги длинные и сильные, а у воробья короткие и слабые. Ворона всеядная, а воробей насекомоядный и зерноядный.
Логопед: Аня, тебе понравился рассказ Андрея?
Аня: Да, понравился.
Логопед: Почему?
Аня: - Потому что он много рассказал о птицах и всё правильно.
Логопед: - Теперь ты, Аня, сравни кукушку и ласточку.
Аня: Кукушка и ласточка – перелетные птицы. Кукушка живет в лесу, а ласточка – деревенская и городская птица. Ласточка вьет гнездо, а кукушка подкладывает свои яйца в гнезда других птиц. Кукушка крупнее ласточки. Она пестрая, а ласточка черная с белой или красно-белой грудкой. И ласточка, и кукушка – насекомоядные. У кукушки клюв, хвост, ноги больше, чем у ласточки. Но у ласточки хвост раздвоенный, как вилка.
Логопед: Андрей, тебе понравился рассказ Ани?
Андрей: Да, очень. Я не знал, что кукушка питается насекомыми.
Логопед: И мне очень понравились оба ваши рассказа о птицах. Вы так много о них знаете и рассказываете очень хорошо.
III. Итог. Подарки временам года (подготовлены дома с родителями на свой выбор).
Логопед: А теперь давайте попрощаемся с зимой, подарим ей стихотворение. Кто хочет рассказать? Андрей рассказывает.
Логопед: А весну тоже стихами будем встречать. Анечка, подари ей свое стихотворение. Аня рассказывает.
Логопед: Спасибо за занятие. Вы молодцы.
Дети: И вам спасибо.