Анастасия Комарова
Организация образовательной среды для детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации среды
Тот факт, что расстройства аутистического спектра сопровождают человека всю жизнь, не значит, что они не изменяются с возрастом. Состояние человека с РАС улучша-ется или ухудшается в зависимости от того, в какой среде и каких условиях он живет.
Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аути-стического спектра обусловлено тем фактом, что для аутизма характерны проблемы с ус-тановлением контакта, формированием отношений, организацией общения и мышлением. Аутизм представляет собой комплексное нарушение развития, включающее проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом эмоциональных, когнитивных, двигательных и сенсорных нарушений.
Публикация «Организация образовательной среды для детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Научными исследованиями подтверждено, что:
1. Результативным является сопровождение, и основанные на принципах прикладного анализа поведения.
2. Наиболее эффективным для обучения людей с РАС является использование зрительно-го канала.
3. Дети с РАС достаточно успешны в среде, структурированной соответствующим обра-зом.
Организация образовательной среды для детей с РАС построена на трех принци-пах:
-принцип структурирования;
-принцип визуализации;
-учёт сенсорных особенностей.
Для организации образовательной среды, в рамках структурированного подхода, необходимо свести к минимуму влияние нарушений обработки слуховой информации, внимания.
Эффективно использовать сильные стороны в области визуальной обработки ин-формации, механической памяти и специальных интересов. Направлять внимание на важные вещи окружающего мира. Сделать временные и пространственные связи наглядными, а пространство должно быть зонированное.
Зонирование:
• Зона для индивидуальных занятий
• Зона для групповых занятий
• Зона для самостоятельной работы
• Зона для двигательной активности и отдыха
• Разграничения пространства
Очень важно соблюдать правила организации среды. Наличие в каждой зоне специальных материалов и оборудования. Она должна быть безопасной для детей (блокировка окон, дверей и пр.). Принципы структурирования порядка подразумевают разделение пространства на зоны, которые закреплены за видами деятельности. Также необходимо жёстко закрепить предметы за этими зонами, структурировать материалы. Пространственную упорядоченность стоит сохранять в течение длительного времени, а все перемены должны осуществляться постепенно. Для ребенка важно наличие индивидуального постоянного места в классе. Необходимо маркировать парту, шкафчик,а так же все личные вещи. Маркировка должна быть постоянной и может обозначаться цветом, картинкой или именем.
Все пространство не должно быть перегружено бытовыми предметами, игровыми и учебными материалами.
Зона для групповых занятий выглядит так:
- Один или два ряда парт, обращенных к доске, как в обычном классе.
- За этими портами должны были иметь возможность удобно разместиться все дети класса и тьюторы.
- Парты должны стоять таким образом, чтобы тьюторы могли в нужный момент подходить к своим ученикам не закрывая обзор.
- Зона для групповых занятий является моделью общей образовательного класса, поэтому она должна максимально внешне ему соответствовать.
- На доске и рядом должны располагаться необходимые визуальные подсказки.
Сенсорная зона - это место, где ученики могут отдохнуть во время перемен и перерывов, успокоиться в случае сенсорной перегрузки. Может находиться в отдельном помещении, но может быть организовано и в помещении класса. Она может быть отделена от учебных зон перегородками, мебелью или просто выделена визуально цветным скотчем. Существует большое количество сенсорного оборудования, и к его подбору следует относиться очень внимательно. Не нужно перегружать сенсорная зону вещами, которыми дети никогда не будут пользоваться. Место уединения с возможностью уменьшения интенсивности освещения. Дети с аутизмом испытывают слишком большую перегрузку и стимуляцию в течение дня и мягкие пуфы помогут ребёнку расслабиться. Они дадут возможность восстановить силы, улучшить поведение и облегчить обучение ребёнка.
Большинство детей с аутизмом нуждаются в дополнительной стимуляции вестибулярной системы. Качание дает возможность получить необходимую сенсорная стимуляция, что может уменьшать повторяющиеся поведение. Поэтому для детей можно установить качели. Прыжки на фитболе или батуте помогают детям в координации движений, а также восприятия своего тела. Вертикальное движение во время прыжков на батуте успокаивающее влияют на нервную систему, дети становится спокойнее, может увеличиваться сосредоточенность во время занятий.
Многие дети с аутизмом имеют проблемы с проприоцепцией - восприятием ощущений от мышц и суставов и пониманием положение своего тела в пространстве. Часто они испытывают необычную сильную потребность в глубоком давлении на кожу. Специально разработанные утяжелители позволяют "насытить" сильную потребность в глубо-ком давлении и уменьшить нежелательные поведение ребёнка. Использование утяжелите-ли во время уроков может уменьшить гиперактивность ребёнка и помочь ему стать более усидчивым.
Дети с аутизмом часто имеют искаженное сенсорное восприятие. Они могут негативно реагировать на прикосновения или находиться в постоянном сенсорном поиске. Массажные приспособления и сенсорная игрушки могут уменьшить поиск сенсорных ощущений неприемлемым способом, а также снизить защитные реакции, связанные с прикосновением кожи.
Дети с РАС нуждаются в дополнительной визуальной поддержке.
Виды визуальный поддержки:
- визуальные подсказки;
-визуально представленные правила поведения в группе;
-визуализация времени;
-расписания.
Использование расписания - это навык, необходимый в течение всей жизни! Визуальное расписание помогает понять когда начнётся долгожданное событие, как долго будет продолжаться. Дает понимание Последовательности событий, "когда" и "что" можно будет делать, понимание слово "нет". Оно отображает основные режимные моменты. Важно комментировать происходящее простыми, доступными словами что происходит и для чего. Ежедневно работать с расписанием, чётко подбирать символические обозначение того или иного события. Предварительно обсуждать изменение расписания. Выполнение составленного расписания обязательно для всех взрослых.