Глазырина Ольга
Конспект ООД по развитию речи «Подготовка к обучению грамоте: звук и буква Р»
▼ Скачать
Организация образовательной деятельности по развитию речи
для детей подготовительной группы по теме:
«Подготовка к обучению грамоте: звук и буква Р»
Автор конспекта: учитель-логопед Глазырина Ольга Анатольевна
Цель: Создание условий для подготовки детей к обучению грамоте, закреплению лексико-грамматических категорий. Формирование предпосылок читательской грамотности.
Задачи
Образовательные:
- познакомить детей со звуком и буквой Р, закрепить навык четкого произношения звука [р];
- формировать умение определять наличие или отсутствие звука [р] в слове, позицию звука [р] в слове;
- формировать умение дифференцировать звуки [р], [р’];
- формировать умение проводить звукослоговой анализ слов;
- развивать умение придумывать слова с определенным звуком;
- развивать умение употреблять существительные в единственном числе, родительном падеже;
- развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным оттенком;
- развивать умение согласовывать числительные с существительными;
- развивать исследовательские способности детей, привлекать их внимание к признакам предмета;
- формировать навыки чтения;
- вспомнить содержание и героев сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать зрительное восприятие, внимание, память;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
- мотивировать детей на речевую, познавательную и творческую деятельность;
- развивать умение работать в коллективе, создать хорошее настроение.
Приоритетная образовательная область: речевая.
Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, физическая.
Развивающая предметно-пространственная среда:
- РППС группы включает весь материал, который был подготовлен и использовался во время изучения темы.
Организационный момент
Уч-лог: - Ребята, здравствуйте. Вчера разбирала книжную полку и нашла свою любимую книжку «Золотой ключик, или приключения Буратино». А вы знаете эту сказку? (ответы детей). Сейчас мы это проверим. Я буду кидать вам мяч и называть героев сказок. Если этот герой из сказки про Буратино вы ловите мяч, а если герой из другой сказки, мяч отбрасываете.
Игра с мячом:
- «Герои сказок» (Буратино, Мальвина, Карабас-Барабас, Чебурашка, лиса Алиса, Незнайка).
Уч-лог: - Молодцы! А сейчас я вам буду показывать героев других сказок, а вы скажите кого нет в сказке про Буратино.
Игра:
- «Нет кого?» (логопед показывает изображения героев сказок, а дети отвечают на вопрос - Нет кого? - нет Чебурашки, нет Незнайки).
Уч-лог: - Молодцы! Ребята, скажите пожалуйста, куда попал Буратино когда пошел в школу? (в кукольный театр Карабаса-Барабаса).
- Что Карабас-Барабас дал Буратино? (пять золотых монет).
- А кто дал Буратино золотой ключик? (черепаха Тортила).
- Что надо было открыть этим ключиком? (дверь, которая была за нарисованным очагом).
- Куда вела потайная дверь? (в театр).
- Теперь у кукол появился свой театр и Буратино с друзьями решили показать спектакль, нарисовали афишу (показ афиши, но Карабас Барабас испортил ее. Он распугал все буквы и они разбежались. Куклы их долго искали и нашли все буквы, кроме буквы Р. Что же теперь написано на афише (Теат… П…иключения Бу…атино). Ребята, давайте поможем Буратино и его друзьям и найдем буквы Р (ответы детей).
Уч-лог: - Сейчас мы отправимся в путешествие, но сначала надо узнать о букве Р как можно больше.
Основная часть
Уч-лог: - Какой звук обозначает буква Р? (звук [р]).
- Звук [р] гласный или согласный звук? Как мы это определим? (не тянется, не поется, при произнесении звука работает язык).
- Звук звонкий или глухой? дети определяют).
- Звук [р] – согласный, звонкий, бывает мягким и твердым.
- Каким цветом будем обозначать твердый звук [р]? (синим, а мягкий? (зеленым).
Игры:
- «Поймай звук [р]» (дети хлопают в ладоши, услышав звук [р] среди других согласных: д-м-н-р-ш-к-з-ш.);
- «Узнай звук [р] в слове» (дети хлопают в ладоши, услышав слово со звуком [р]) (герои сказки).
Уч-лог: - Вот теперь мы готовы к путешествию. Куда же могли спрятаться буквы? Они, наверное, побежали искать Буратино. А где бывал Буратино? (ответы детей).
Уч-лог: - Конечно он был в гостях у Мальвины. А вот и домик Мальвины (дети подходят к домику, из окошка на них смотрит Мальвина).
Уч-лог: - Ребята, у Мальвины много друзей, давайте их посчитаем.
Игра:
- «Сколько?» (считаем бабочек, жуков, кузнечиков, стрекоз, комаров).
Уч-лог: - Ребята, посмотрите сколько у Мальвины цветов. Давайте попробуем назвать их ласково.
Игра:
- «Назови ласково».
Уч-лог: - А теперь покатаем друзей Мальвины на паровозе. Надо их рассадить по вагонам (жуки – носороги, бабочки (репейница, крапивница, адмирал, кузнечики (разноцветный, розовый, стрекозы, комары).
Игра:
- «Место звука [р] в слове» (дети определяют, где находится звук [р] в словах (в начале, в середине или в конце слова) и помещают картинки в вагончики.
Уч-лог: - Ребята, буквы Р у Мальвины нет. А куда сбежал Буратино от Мальвины? (На поле чудес). Кто рассказал Буратино про поле чудес? (кот Базилио и лиса Алиса). А вот и они (дети подходят к столу с изображениями лисы Алисы и кота Базилио).
Уч-лог: - Ребята, что зарыл Буратино на поле чудес? (золотые монеты). Надо нам их найти быстрее кота и лисы и вернуть Буратино. Монетки спрятаны под предметами в названии которых есть звук р (дети называют предметы, определяют есть или нет в названии предмета звук [р] и находят монеты под картинками в названии которых есть звук [р] (дерево, ромашка, камень, куст, роза, василек).
Уч-лог: - На поле чудес мы тоже не увидели нашу букву. Где же еще был Буратино? (у черепахи Тортилы).
Уч-лог: - А вот и болото! (на полу лежат кувшинки, сидят «лягушки»).
Уч-лог: - Чтобы черепаха Тортила нам помогла надо выполнить ее задания. Первое задание убрать на берегу. Посмотрите сколько здесь разных предметов. Предметы, в названиях которых твердый звук [р] убираем в синюю корзину, а предметы в названиях которых мягкий звук [р’] в зеленую корзину.
Игра:
- «Синий – зеленый» (дети раскладывают предметы по корзинкам).
Уч-лог: - Теперь на берегу чисто! Посмотрите какие красивые кувшинки, на них что-то написано. Это загадки!
Дети отгадывают загадки о героях сказки. В последней кувшинке загадка про Буратино и много разноцветных лягушек.
Уч-лог: - Посмотрите, а в этой кувшинке еще и разноцветные лягушки сидят (синие, красные, зеленые). Я думаю, надо сделать звуковой анализ слова Буратино.
Дети и логопед делают звуковой анализ слова БУРАТИНО и выкладывают из лягушек схему слова.
Уч-лог: - Молодцы! Смотрите какая большая лягушка сидит, она записку нам принесла.
В записке загадка про папу Карло.
Уч-лог: - Надо идти к папе Карло, но сначала отдохнем.
Физминутка;
Буратино потянулся,
Руки в сторону развел,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Дети идут к столу, где стоит изображение папы Карло и находят там азбуку.
Уч-лог: - Это азбука Буратино!
Логопед открывает азбуку и дети находят там буквы Р (две синего цвета, а одна зеленого цвета).
Уч-лог: - Ура нашли! Буквы вернулись к себе домой в азбуку. Надо вернуть их на место в наши слова.
Дети вставляют синие буквы Р в слова ТЕАТР и БУРАТИНО, а зеленую букву Р в слово ПРИКЛЮЧЕНИЯ. Читают – Театр, Приключения Буратино.
Уч-лог: - Теперь у наших героев спектакль состоится. Спасибо вам большое за помощь!
Заключительная часть
Уч-лог: - Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? (со звуком [р] и буквой Р).
Игра:
- «Придумай слово со звуком [р]».
Уч-лог: - А сейчас мы по традиции выберем звезду дня (дети выбирают «звезду дня» по наличию звука [р] в имени ребенка). Ребенку выдается звезда с буквой Р.
Уч-лог: - А теперь я всем предлагаю раскрасить букву Р в наших тетрадях и написать слово ТЕАТР (дети раскрашивают букву, пишут слово ТЕАТР).