Папки-передвижки

Конспект ООД по развитию речи «Подготовка к обучению грамоте: звук и буква Р»

Глазырина Ольга
Конспект ООД по развитию речи «Подготовка к обучению грамоте: звук и буква Р»
▼ Скачать + Заказать документы

Организация образовательной деятельности по развитию речи

для детей подготовительной группы по теме :

«Подготовка к обучению грамоте : звук и буква Р»

Автор конспекта : учитель-логопед Глазырина Ольга Анатольевна

Цель: Создание условий для подготовки детей к обучению грамоте, закреплению лексико-грамматических категорий. Формирование предпосылок читательской грамотности.

Задачи

Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Подготовка к обучению грамоте: звук и буква Р“» размещена в разделах

Образовательные:

- познакомить детей со звуком и буквой Р, закрепить навык четкого произношения звука [р];

- формировать умение определять наличие или отсутствие звука [р] в слове, позицию звука [р] в слове;

- формировать умение дифференцировать звуки [р], [р’];

- формировать умение проводить звукослоговой анализ слов;

- развивать умение придумывать слова с определенным звуком;

- развивать умение употреблять существительные в единственном числе, родительном падеже;

- развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным оттенком;

- развивать умение согласовывать числительные с существительными;

- развивать исследовательские способности детей, привлекать их внимание к признакам предмета;

- формировать навыки чтения;

- вспомнить содержание и героев сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Развивающие :

- развивать фонематический слух;

- развивать зрительное восприятие, внимание, память;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

- мотивировать детей на речевую, познавательную и творческую деятельность;

- развивать умение работать в коллективе, создать хорошее настроение.

Приоритетная образовательная область: речевая.

Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, физическая.

Развивающая предметно-пространственная среда:

- РППС группы включает весь материал, который был подготовлен и использовался во время изучения темы.

Организационный момент

Уч-лог: - Ребята, здравствуйте. Вчера разбирала книжную полку и нашла свою любимую книжку «Золотой ключик, или приключения Буратино». А вы знаете эту сказку? (ответы детей). Сейчас мы это проверим. Я буду кидать вам мяч и называть героев сказок. Если этот герой из сказки про Буратино вы ловите мяч, а если герой из другой сказки, мяч отбрасываете.

Игра с мячом:

- «Герои сказок» (Буратино, Мальвина, Карабас-Барабас, Чебурашка, лиса Алиса, Незнайка).

Уч-лог: - Молодцы! А сейчас я вам буду показывать героев других сказок, а вы скажите кого нет в сказке про Буратино.

Игра:

- «Нет кого?» (логопед показывает изображения героев сказок, а дети отвечают на вопрос - Нет кого? - нет Чебурашки, нет Незнайки).

Уч-лог: - Молодцы! Ребята, скажите пожалуйста, куда попал Буратино когда пошел в школу? (в кукольный театр Карабаса-Барабаса).

- Что Карабас-Барабас дал Буратино? (пять золотых монет).

- А кто дал Буратино золотой ключик? (черепаха Тортила).

- Что надо было открыть этим ключиком? (дверь, которая была за нарисованным очагом).

- Куда вела потайная дверь? (в театр).

- Теперь у кукол появился свой театр и Буратино с друзьями решили показать спектакль, нарисовали афишу (показ афиши, но Карабас Барабас испортил ее. Он распугал все буквы и они разбежались. Куклы их долго искали и нашли все буквы, кроме буквы Р. Что же теперь написано на афише (Теат… П…иключения Бу…атино). Ребята, давайте поможем Буратино и его друзьям и найдем буквы Р (ответы детей).

Уч-лог: - Сейчас мы отправимся в путешествие, но сначала надо узнать о букве Р как можно больше.

Основная часть

Уч-лог: - Какой звук обозначает буква Р? (звук [р]).

- Звук [р] гласный или согласный звук? Как мы это определим? (не тянется, не поется, при произнесении звука работает язык).

- Звук звонкий или глухой? дети определяют).

- Звук [р] – согласный, звонкий, бывает мягким и твердым.

- Каким цветом будем обозначать твердый звук [р]? (синим, а мягкий? (зеленым).

Игры:

- «Поймай звук [р]» (дети хлопают в ладоши, услышав звук [р] среди других согласных: д-м-н-р-ш-к-з-ш.);

- «Узнай звук [р] в слове» (дети хлопают в ладоши, услышав слово со звуком [р]) (герои сказки).

Уч-лог: - Вот теперь мы готовы к путешествию. Куда же могли спрятаться буквы? Они, наверное, побежали искать Буратино. А где бывал Буратино? (ответы детей).

Уч-лог: - Конечно он был в гостях у Мальвины. А вот и домик Мальвины (дети подходят к домику, из окошка на них смотрит Мальвина).

Уч-лог: - Ребята, у Мальвины много друзей, давайте их посчитаем.

Игра:

- «Сколько?» (считаем бабочек, жуков, кузнечиков, стрекоз, комаров).

Уч-лог: - Ребята, посмотрите сколько у Мальвины цветов. Давайте попробуем назвать их ласково.

Игра:

- «Назови ласково».

Уч-лог: - А теперь покатаем друзей Мальвины на паровозе. Надо их рассадить по вагонам (жуки – носороги, бабочки (репейница, крапивница, адмирал, кузнечики (разноцветный, розовый, стрекозы, комары).

Игра:

- «Место звука [р] в слове» (дети определяют, где находится звук [р] в словах (в начале, в середине или в конце слова) и помещают картинки в вагончики.

Уч-лог: - Ребята, буквы Р у Мальвины нет. А куда сбежал Буратино от Мальвины? (На поле чудес). Кто рассказал Буратино про поле чудес? (кот Базилио и лиса Алиса). А вот и они (дети подходят к столу с изображениями лисы Алисы и кота Базилио).

Уч-лог: - Ребята, что зарыл Буратино на поле чудес? (золотые монеты). Надо нам их найти быстрее кота и лисы и вернуть Буратино. Монетки спрятаны под предметами в названии которых есть звук р (дети называют предметы, определяют есть или нет в названии предмета звук [р] и находят монеты под картинками в названии которых есть звук [р] (дерево, ромашка, камень, куст, роза, василек).

Уч-лог: - На поле чудес мы тоже не увидели нашу букву. Где же еще был Буратино? (у черепахи Тортилы).

Уч-лог: - А вот и болото! (на полу лежат кувшинки, сидят «лягушки»).

Уч-лог: - Чтобы черепаха Тортила нам помогла надо выполнить ее задания. Первое задание убрать на берегу. Посмотрите сколько здесь разных предметов. Предметы, в названиях которых твердый звук [р] убираем в синюю корзину, а предметы в названиях которых мягкий звук [р’] в зеленую корзину.

Игра:

- «Синий – зеленый» (дети раскладывают предметы по корзинкам).

Уч-лог: - Теперь на берегу чисто! Посмотрите какие красивые кувшинки, на них что-то написано. Это загадки!

Дети отгадывают загадки о героях сказки. В последней кувшинке загадка про Буратино и много разноцветных лягушек.

Уч-лог: - Посмотрите, а в этой кувшинке еще и разноцветные лягушки сидят (синие, красные, зеленые). Я думаю, надо сделать звуковой анализ слова Буратино.

Дети и логопед делают звуковой анализ слова БУРАТИНО и выкладывают из лягушек схему слова.

Уч-лог: - Молодцы! Смотрите какая большая лягушка сидит, она записку нам принесла.

В записке загадка про папу Карло.

Уч-лог: - Надо идти к папе Карло, но сначала отдохнем.

Физминутка;

Буратино потянулся,

Руки в сторону развел,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Дети идут к столу, где стоит изображение папы Карло и находят там азбуку.

Уч-лог: - Это азбука Буратино!

Логопед открывает азбуку и дети находят там буквы Р (две синего цвета, а одна зеленого цвета).

Уч-лог: - Ура нашли! Буквы вернулись к себе домой в азбуку. Надо вернуть их на место в наши слова.

Дети вставляют синие буквы Р в слова ТЕАТР и БУРАТИНО, а зеленую букву Р в слово ПРИКЛЮЧЕНИЯ. Читают – Театр, Приключения Буратино.

Уч-лог: - Теперь у наших героев спектакль состоится. Спасибо вам большое за помощь!

Заключительная часть

Уч-лог: - Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? (со звуком [р] и буквой Р).

Игра:

- «Придумай слово со звуком [р]».

Уч-лог: - А сейчас мы по традиции выберем звезду дня (дети выбирают «звезду дня» по наличию звука [р] в имени ребенка). Ребенку выдается звезда с буквой Р.

Уч-лог: - А теперь я всем предлагаю раскрасить букву Р в наших тетрадях и написать слово ТЕАТР (дети раскрашивают букву, пишут слово ТЕАТР).

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по развитию речи «Подготовка к обучению грамоте: звук и буква Р»
Опубликовано: 12 ноября 2024 в 15:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по развитию речи «Подготовка к обучению грамоте: звук и буква Р»» (включая файлы) размещена пользователем Глазырина Ольга (УИ 1832904) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД