Ирина Юрченко
Организация образовательного процесса на основе эффективного использования дистанционных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
В течение последних лет применение современных технических средств стало популярным явлением в образовании. Информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие и стали все чаще использоваться в повседневном образовательном процессе наравне с традиционными формами обучения. Среди них особое место занимает дистанционное обучение.
Технологии дистанционного обучения, с моей точки зрения, помогают в педагогической деятельности следующим образом.
Во-первых, формируется дополнительное образовательное пространство.
Публикация «Организация образовательного процесса на основе эффективного использования дистанционных образовательных технологий» размещена в разделах
Во-вторых, учащиеся получают возможность развития таких навыков, как толерантность, критическое мышление, готовность искать компромиссное решение и принимать чужую точку зрения.
В-третьих, вследствие того, что дети оказываются в той среде, которая им ближе и привычнее (я имею ввиду виртуальную, то у них формируется познавательная активность и самостоятельность.
В-четвертых, ученик может выбрать индивидуальный темп изучения материала (может выполнять более трудные задания, может выполнять дополнительные творческие задания). В случае болезни ученик всегда имеет возможность участвовать в образовательном процессе и не отстать по программе.
Таким образом, помимо получения необходимых знаний, ребенок сохраняет свое душевное и психическое равновесие.
Большинство родителей поддерживают использование дистанционного обучения. Этот метод позволяет им предупредить появление «хвостов» по учебе, отставание ребенка по программе в случае пропусков занятий.
Сегодня практически в каждой семье имеется компьютер, а иногда даже ни один. Слово «Интернет» сейчас уже не кажется какой-то сказкой. В доме, где есть компьютер – имеется и подключение к Интернету.
Достоинством дистанционного обучения является самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобное для себя время, по индивидуальному расписанию. При этом ученик должен иметь при себе комплект специальных средств обучения и возможность контакта с учителем (по электронной почте, Skype, через Сетевой город,
В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг:
1. электронная почта;
2. телеконференции;
3. пересылка данных (FTR- серверы);
4. гипертекстовые среды (WWW – серверы);
5. ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы);
6. видеоконференции.
При организации дистанционного обучения в период самоизоляции важно придерживаться следующих правил:
1. это соблюдать режим дня и учителям, и ученикам, и родителям;
2. платформ/сервисов не должно быть много, все они должны быть по техническим характеристикам доступны ученикам;
3. у ученика должна быть возможность быстро связаться с учителем, не ждать от него ответа 2-3 дня;
4. обязательно «живое» общение с помощью Skype, discord, zoom и т. д.
В настоящее время есть немало платформ/сервисов для организации дистанционного обучения :
• Российская электронная школа;
• Московская электронная школа;
• Мои достижения – онлайн сервис самоподготовки и самопроверки;
• Медиатека Издательства «Просвещения»;
• Яндекс. Учебник;
• Учи. ру – интерактивная образовательная онлайн-платформа;
• Фоксфорд – онлайн-платформа образовательных курсов;
• Якласс – цифровой образовательный ресурс для школ с множеством заданий и тестов;
• Образовариум – интерактивная образовательная онлайн-платформа;
• Lecta – образовательная онлайн-платформа;
• МЭО (мобильное электронное образование) – онлайн курсы;
• Skype – ресурс для проведения онлайн- видеоконференций;
• Zoom – ресурс для проведения онлайн- видеоконференций;
• Talky – ресурс для проведения онлайн- видеоконференций.
При организации учителем дистанционного обучения важно повышать уровень ИКТ-компетенции. Для этого Корпорация «Российский учебник» организовывает онлайн-вебинары, на которых подробно рассказывается о формах и возможностях дистанционного обучения.
Коронавирус внёс в нашу жизнь свои коррективы, но это совершенно не означает, что она остановилась полностью.
Как отмечают эксперты, пандемия заставляет педагогов, родителей и учащихся по всему миру перестраиваться, критически мыслить, проявлять творческий подход и гибкость, много и по-иному общаться и сотрудничать. Есть очевидные плюсы, такие как технологический и цифровой прорыв в сфере образования, ответственность за свое обучение, которую берут на себя учащиеся, и в итоге лучше понимают, что им нравится и какая поддержка им нужна, персонализация образования как такового. Но у медали есть и оборотная сторона. Прежде всего, цифровое неравенство, которое характерно не только для России. Не все дети имеют нужные устройства и надежное подключение к интернету, не все умеют учиться самостоятельно и правильно управлять своим временем. И, конечно, школа – это не только учеба. Многие учителя ждут возвращение в офлайн, считая дистанционное обучение «жестокой необходимостью», и сходятся во мнении, что технологии не могут заменить живого общения.
При переходе на дистанционное обучение самым сложным было справиться с потоком информации, которая просто была необходима для того, чтобы понять потребности и возможности родителей.
Перейдя на дистанционный формат обучения, учителя обычных школ столкнулись с немалыми трудностями. Уровень владения цифровыми ресурсами до эпидемии среди большинства учителей был невысок, и лишь немногие имели представление об электронных образовательных платформах вроде «Учи. ру» или «Российской электронной школы» (РЭШ). Но и этот опыт не подразумевал задействование оценочных инструментов и коммуникационных каналов, а ограничивался лишь скачиванием олимпиадных заданий и дополнительных учебных материалов.
В среднем переход на дистанционное обучение в обычных школах занял примерно неделю. Первая неделя, да и последующие, показали, насколько неподготовленными пандемия застала учителей и учеников. И те, и другие зачастую были слабо технически оснащены, не у всех были необходимые устройства для выхода в интернет, веб-камеры и наушники. В случае, если в семье несколько детей, распределение персональных устройств было особенно трудной задачей. Да и далеко не у всех учителей дома есть личное рабочее место, многим пришлось сильно перекраивать домашнее пространство для проведения уроков и изрядно теснить входящих в их положение домочадцев. К тому же рабочий день в формате дистанционного обучения существенно увеличился, учителя сильно перерабатывали и очень уставали.
Переход на дистанционное обучение также выявил ряд проблем, связанных с работой образовательных платформ. Многие из них были колоссально перегружены и сильно висли. Другие не содержали материалов по всем школьным предметам, или их программы слабо соотносились с теми учебными программами, по которым велись занятия до пандемии.
Пандемия показала, насколько слабо учителя и ученики подготовлены к «дистанционке». Пространство обычной школы в этом плане служит инструментом уравнивания условий, в которых пребывают все участники образовательного процесса. Пока не созданы такие условия в масштабах отдельно проживающих учителей и учеников. дистант не может стать полноценной заменой обычному образованию. Что, однако, не ставит крест на идее онлайн-образования как важного элемента образовательной системы будущего.