Юлия Железнова
Организация НОД с детьми с амблиопией и косоглазием по развитию эмоционально-волевой сферы
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема социализации и адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших на сегодняшний день. Нарушение зрения (косоглазие и амблиопия) оказывает влияние на последующее развитие и обучение ребенка. В этой связи значимым становится вопрос организации коррекционного процесса.
Публикация «Организация НОД с детьми с амблиопией и косоглазием по развитию эмоционально-волевой сферы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Общим признаком у всех детей с нарушением зрения выступает недоразвитие чувственного познания, что приводит к определённым изменениям в психическом и физическом развитии, трудностям становления личности, предметно-пространственной и социальной адаптации. Результаты диагностических исследований и наблюдение за детьми данной категории показали, что им характерны определенные особенности эмоционально-волевой сферы : импульсивность, тревожность, заниженная самооценка, колебания настроения, преобладание отрицательных эмоций.
При отсутствии специально-организованного коррекционного сопровождения детей данной категории процесс развития сенсорной сферы и других познавательных процессов, а также эмоционально-волевой сферы будет протекать замедленно.
Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий коррекционно-развивающей работы педагога-психолога.
Рассмотрим пример организации непосредственно-образовательной деятельности (НОД) педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы в старшей группе через сказку по теме: «Белоснежка и семь гномов».
Задачи НОД: формировать положительный эмоциональный настрой; развивать внимание и зрительную память с опорой на представления о цвете; развивать адекватную оценочную деятельность; развивать способность выявлять закономерности; формировать представления об эмоциях, закреплять умение различать определенные эмоциональные состояния окружающих на примере сказочных героев; развивать ориентировку в пространстве; закреплять умение проявлять эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности.
Материалы и оборудование: клубочек, мультимедийное оборудование, сундучок, цветные колпачки, карточки с заданиями, бусы, игрушки.
Для решения поставленных задач были использованы методы и приемы:
практические: создание игровой ситуации, дидактические игры и упражнения;
наглядные: показ наглядных пособий, слайдов;
словесные: беседа по теме занятия, чтение стихотворения.
Первый этап – мотивационно-организационный. Педагог приветствует детей:
Здравствуйте милые дети,
Вы всех прекраснее на свете.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Я принесла вам волшебный клубок добра, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов. Мы будем по кругу передавать клубочек, называть своё имя, комплимент другим: «Вот и опять у меня в руках клубок. Каким он стал большим от ваших добрых слов и имён».
Второй этап – деятельностный. Педагог предлагает детям отправиться в сказочное путешествие. Привлекает внимание детей к сундучку и предлагает им достать предметы, лежащие в сундуке. Задает детям вопросы: «Кому могут принадлежать эти колпачки?», «Героями какой сказки являются эти герои?».
Педагог предлагает детям надеть колпачки и превратиться в маленьких гномов, произносит текст зрительной гимнастики:
Глазки закрыли,
Глазки открыли,
Брови вверх подняли,
На носик пальчиком нажали,
И тихонечко сказали:
«Под горушкою в тиши,
Живут гномы малыши».
Педагог предлагает детям рассмотреть изображения гномов, размещенных в клетках вверху рисунка, одна клетка свободная, акцентирует внимание детей на изображение гномов в клетках внизу рисунка, где каждый рисунок имеет свой номер. Предлагает детям рассмотреть рисунки в каждом ряду и столбце, установить закономерность расположения цвета деталей и определить, какой гном с номером должен находиться на своем месте.
Далее педагог предлагает детям рассмотреть на слайде различные поступки гномов и оценить их.
Педагог обращает внимание детей на слайд с изображением грустной Белоснежки, у которой рассыпались бусы и предлагает детям помочь Белоснежке собрать бусы.
Затем педагог акцентирует внимание детей на изменившееся настроение Белоснежки и предлагает детям заглянуть в волшебный сундучок, в котором расположены «заколдованные эмоции» и просит помочь расколдовать их.
«Сейчас я буду доставать предметы, а вы попробуйте изобразить, какую эмоцию они у вас вызывают (сломанная игрушка – грусть, змея – страх, конфета – удовольствие, медаль – гордость, лук – отвращение и т. д.).
Педагог обращается к детям: «Наше сказочное путешествие подходит к концу. Вам необходимо вернуть колпачки гномам. Но у каждого колпачка свое место в шкафу гномов.
Красный колпачок лежит на верхней полке слева; оранжевый колпачок – на нижней полке справа; желтый – на средней полке посередине; зеленый – на нижней полке слева; голубой – на верхней полке справа; синий – на верхней полке посередине; фиолетовый – на средней полке слева».
На заключительном этапе педагог предлагает детям отдохнуть:
«Мы устали все чуть - чуть.
Предлагаем отдохнуть.
Отдыхайте наши уши
Тишину мы будем слушать.
И глаза мы закрываем,
И они пусть отдыхают.
В тишине представить море,
Свежий ветер на просторе.
За волной плывет волна,
А в округе тишина».