Татьяна Жвакина
Организация НОД для детей подготовительной группы «Путешествие на остров Финансов«
▼ Скачать + Заказать документы
Организация
непосредственной образовательной деятельности
по финансовой грамотности с элементами ТРИЗ,
в игровой форме квест,
для детей подготовительной группы по теме: «Путешествие на остров Финансов»
Автор конспекта НОД: - воспитатель
МКДОУ "Детский сад №36" ИГОСК
Жвакина Татьяна Валерьевна
Публикация «Организация НОД для детей подготовительной группы „Путешествие на остров Финансов„» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Целевые ориентиры: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Тип занятия: занятие обобщения, систематизации и закрепления знаний, умений и навыков.
Вид занятия – интегрированное. Занятие включает разнообразные виды детской деятельности, объединенные тематическим содержанием, реализует разделы образовательной программы: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие на равноправной основе, дополняя друг друга.
Форма проведения: квест - игра.
Задачи:
Обучающая: Формировать бережное отношение к финансам. Дать понятие доходы и расходы
Развивающая: Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение; формировать навыки командной работы, умение договариваться, выполнять задания в определённых условиях; развивать у детей интерес к знаниям о финансовой грамотности.
Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение друг к другу, самостоятельность в высказываниях при ответах на вопросы, воспитывать ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.
Оздоровительная: Укреплять здоровье детей посредством здоровьесберегающих технологий.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие»: Формирование первичных экономических представлений и компетенций; правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию. Развивать экономическое мышление дошкольников, познавательный интерес, память, внимание и воображение. Воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
Задачи ОО в интеграции:
«Речевое развитие»: Продолжать развивать речь как средство общения. Обогащать речь детей существительными, помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.
«Социально-коммуникативное развитие»: Создать условия для выражения детьми своего мнения, способность развитию навыков взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками. Развитие стремления к самoстоятельному поиску знаний.
«Физическое развитие»: Обогатить двигательный опыт детей, развивать ориентировку в пространстве, координацию движений. Развивать двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук, следить за правильным положением спины во время выполнение заданий.
Предпосылки учебной деятельности: Развивать память, внимание, наглядно – действенное мышление, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
Предварительная работа:
• чтение сказок по финансовой грамотности;
• беседы об экономике;
• сюжетно-ролевые игры и игры по финансовой грамотности;
• чтение и заучивание пословиц и поговорок, стихотворений, загадывание и отгадывание загадок;
• подбор аудио и видео материалов.
Оборудование для педагога и детей: Флажки, карта, флешка, картинки сказочных персонажей (кот Учёный, Самовар, мама Коза, Буратино, бандероль, дидактическая игра с элементами ТРИЗ «Магазин» (прищепки с картинками товаров, мешочек 1 шт, 8 шоколадных монет, карточки с заданием 8 шт, ручки на количество детей, разрезная игра «Собери банковскую карту», сундук.
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме, аудио материалы, музыкальные колонки.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап).
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы
(Дети подготовительной группы входят в музыкальный зал, здороваются с гостями)
Слайд 1 «Солнышко»
Воспитатель: Ребята, пойдите ко мне.
(Дети образуют круг)
Воспитатель с детьми: (говорят вместе слова)
Собрались мы вместе в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
Воспитатель: Молодцы! «Речевое развитие»
- приветствие
Групповая
Основная часть (содержательный, деятельный этап).
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила бандероль! (Берет в руки бандероль и показывает детям).
Дети: Интересно, что в ней?
Воспитатель: Кому пришла бандероль?
Дети: Это нам.
Воспитатель: Посмотрите, здесь что-то написано. Написано, что эта посылка для детей подготовительной группы №5.
Воспитатель: Давайте мы с вами её откроем и посмотрим, что внутри.
Дети: Давайте!
(Открывают бандероль).
Воспитатель: Что это?
Дети: Это карта и флешка.
Воспитатель: Как вы думаете, что может быть на флешке?
Дети: (Ответы детей) Текст, видео, электронное сообщение).
Воспитатель: Сейчас посмотрим.
Воспитатель: Как вы думаете, от кого она?
Дети: Не знаем. Интересно.
(Воспитатель вставляет флешку в ноутбук и открывает её).
Слайд 2 Сюрпризный момент. (Использование икт появление на экране Пирата.)
Воспитатель: Посмотрите на экран.
Воспитатель: Дети, кто это?
Дети: Это Пират!
Воспитатель: Наверное, это видео-послание от Пирата. Давайте посмотрим?
Дети: ДА!
(На кране открывается видео с посланием от Пирата)
Пират: «Здравствуйте, ребята! Я Пират
Я живу на одном интересном острове, под названием Финансы. Я много слышал о вас, о том, что вы замечательные ребятишки. Мне хотелось бы поиграть с вами в одну интересную игру. Скажите, вы хотели бы найти клад?
Дети: ДА
Только, чтобы его найти, нужно выполнить сложные задания, за которые вы будете получать золотые монетки. Результат будет зависеть от каждого из вас. А помогать вам будут карта, на которой есть подсказки, и сказочные персонажи. Желаю удачи!»
(Дети отвечают Пирату, на его вопросы).
Воспитатель: Ребята вы готовы отправиться на поиски клада?
Дети: Да! Конечно.
Воспитатель: - Но сначала я хочу проверить, готовы ли вы выполнить задания и найти клад. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Кто помнит название острова, на котором живёт Пират?
Дети: остров Финансов.
Слайд 3
Воспитатель:- Что такое финансы?
Дети:- (это деньги).
Воспитатель: - Для чего нужны деньги?
Дети: -(Для покупок, для оплаты за квартиру, телефон, детский сад и т. п.)
Воспитатель:- Что с ними можно делать?
Дети: (менять, копить, тратить).
Воспитатель:
Вижу, вы знакомы с деньгами и готовы выполнить дружно любое задание. Для этого нам с вами нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова
«1, 2,3 вокруг себя покружись, на острове Финансов в миг очутись»
(Дети закрывают глаза, звучит музыка)
Вот мы с вами и в стране Финансов. Давайте с вами посмотрим на карту и начнём наш путь.
Слайд 4
(На экране появляется карта. Дети рассматривают карту).
Слайд 5
Задание №1. «Загадки от кота Учёного»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Вот и наше первое задание. Воспитатель: Вы узнали кто это?
Дети: Кот Учёный
Воспитатель: Верно, молодцы. Вы знаете, что наш кот Учёный самый умный кот на свете.
Дети: Да, знаем.
Кот Учёный: Здравствуйте ребята. Я хочу проверить ваши знания. Вы готовы?
Дети: Да!
Кот Учёный: Тогда попробуйте отгадать мои загадки:
Люди ходят на базар
Там дешевле весь…
Дети: (Товар)
Кот Учёный: На товаре быть должна
Обязательно…
Дети: (Цена)
Кот Учёный: Очень вкусная витрина
Овощного…
Дети: (Магазина)
Кот Учёный: Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам…
Дети: (Продавцы)
Кот Учёный: Молодцы! Отлично справились с заданием. До новых встреч!
Слайд 6
Воспитатель: Посмотрите на экран, вот и первая монета. Это значит, что мы успешно прошли и первое задание. Куда нам направляться дальше? Посмотрим на карту.
(Дети находят направление движения по стрелке и рассматривают 2 задание.)
Слайд 7
Задание №2 (На экране появляется Самовар)
Воспитатель: Посмотрите на экран.
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Самовар
Воспитатель: Ответьте ребята, в какой сказке есть этот предмет?
Дети: «Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского.
Воспитатель: Давайте вспомним начало сказки
Муха, муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Воспитатель: Ребята, то, что муха нашла денежку это что? Как можно сказать иначе?
Дети: Это доход
Воспитатель: А что было дальше?
(Пошла муха на базар и купила самовар).
Воспитатель: А что она отдала за самовар? (деньги)
Дети: Она заплатила за самовар денежку.
Воспитатель: Ребята, то, что муха купила самовар это что?
Дети: Это расход
Слайд 8-9
Воспитатель: -Дети, посмотрите на картинку на экране. Из чего состоит семейный бюджет?
Дети:
-Родители получают зарплату;
- Дедушка и бабушка получают пенсию;
Воспитатель: Посмотрим на наши расходы.
Воспитатель:
Правильно, это называется семейный бюджет. Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы.
Воспитатель: Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов?
Дети: Доходов
Воспитатель: Как нужно относиться к деньгам?
Дети: Бережно. Нужно разумно тратить.
Слайд 10
Воспитатель: Посмотрите на экран. Нам за это задание дали 1 монету. Это значит, что мы успешно прошли второе задание.
Воспитатель: Давайте снова обратимся к нашей карте. Куда нам направляться дальше?
Дети находят направление движения по стрелке
Слайд 11
Задание №3 (мама Коза)
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто это?
Дети: Это же мама коза из сказки «Волк и семеро козлят».
Воспитатель: Мама коза пошла в магазин, купила товары и сложила всё в один пакет. В пакете всё перепуталось.
Ребята, поможем маме козе разобраться с товаром и товарным чеком?
Дети: Да, давайте поможем!
Воспитатель: (Игра ТРИЗ). Посмотрите, здесь у нас 2 картинки магазина. Воспитатель: Какие?
Дети: Первый – продуктовый, второй – продовольственный.
Воспитатель: Давайте поделимся на 2 команды по 4 человека, первая команда (имена детей) раскладывает товары продуктового магазина, а вторая (имена детей) магазина одежды. Посмотрим, кто же у нас быстрее справится с заданием. Приступаем к выполнению задания.
Слайд 12,13
(На экране появляется картинка с соответствием товаров и магазина)
Воспитатель: Посмотрите на экран. Проверьте, правильно ли вы выполнили задания.
Дети: Да, правильно.
Слайд 14
Воспитатель: Вот и мага Коза с пакетом товаров.
Слайд 15
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на экран. Мы заработали еще монеты.
Слайд 16
Воспитатель: Ребята, товар мы с вами разложили, теперь мама коза просит
нас разобраться с товарным чеком.
Воспитатель: Но для этого вам нужно сесть за столы.
Воспитатель: Садимся правильно, спина ровная, ноги вместе.
Воспитатель: Перед тем как мы начнём, разомнём пальцы.
Слайд 17
(Пальчиковая гимнастика.)
Один, два, три, четыре, пять
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)
Слайд 18
Воспитатель: Посмотрите, перед каждым из вас лежит карточка. У каждого товара есть своя цена. Я буду называть товар и его цену, а вы соединяете линии у себя на карточках.
(На экране тоже выходит картинка, как на карточках у детей)
Воспитатель: Итак, приступим.
Кукла стоит 50 рублей
Молоко 5 рублей
Шоколад 10 рублей
(Ручку держим правильно, ведём линию от товаров к цене)
Дети, посмотрите на экран. Проверьте, правильно ли вы выполнили задания.
Дети: Да, всё правильно.
Слайд 19
Воспитатель: Замечательно! Появились сразу две монеты в нашем кошельке. Значит, мы справились и этим заданием мамы козы.
Дети: Ура! В нашем кошелёчке стало больше монеток.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на физминутку. Подойдите ко мне.
Слайд 20
Физминутка «Монетки»
«Мы не детки, мы не детки,
А весёлые монетки (идут по кругу)
Звонко катимся по кругу (идут по кругу)
Улыбаемся друг к другу, (стоим на месте, поворачиваем голову друг другу улыбаюсь)
Дружно хлопнем хлоп да хлоп (хлопаем в ладоши, по коленям)
И обратно в кошелёк (садимся на корточки)
Воспитатель: Посмотрите на экран. Нам дали 1 монету. Какие вы молодцы!
Слайд 21
Воспитатель: Ребята, вернемся к нашей карте. Куда нам дальше идти?
(Дети находят направление движения по стрелке к следующему заданию)
Слайд 22
Задание №4 (На экране изображение грустного Буратино)
Воспитатель: Дети, посмотрите на экран
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей.
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? Кто это на экране?
Дети: Буратино!
Воспитатель: - правильно, это Буратино. Ребята, почему он грустный?
Дети: Нет. Что- то случилось. Кто-то расстроил Буратино
Воспитатель: Буратино был не внимательный и не аккуратный. Он потерял монетки, которые папа Карло дал ему на покупку азбуки.
Слайд 22
Воспитатель: Ребята, где можно хранить деньги, что бы их не терять?
(спрашиваю детей по очереди)
Дети: (отвечают по одному). В кармане, кошельке, банке, на банковской карте.
Слайд 24
Воспитатель: В наше время деньги хранят на банковской карте. Это очень удобно. Сейчас существуют детские банковские карты. С их помощью ребёнок сам может оплачивать покупки в магазинах с семи лет. И вам это скоро пригодится.
Воспитатель: Что мы можем предложить Буратино?
Дети: Приобрести банковскую карту.
Воспитатель: Предлагаю вам помочь Буратино получить банковскую карту. Для этого мы соберём её. Берём по одной части. Чтобы вам было легче можно смотреть на экран. Посмотрим, кто же у нас быстрее справится с заданием. Приступаем.
Слайд 25
(Игра разрезные картинки «Собери карту»)
Воспитатель: Молодцы, справились с таким сложным заданием и помогли Буратино.
Слайд 26
Воспитатель: Внимание на экран. Появилась ещё одна монета. Значит, мы справились и с четвёртым заданием.
Слайд 27
Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько всего монет мы с вами собрали.
Дети: (дети считают монеты) 8 монет
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту. Куда нам дальше идти?
Воспитатель: Конец пути. Дальше дороги нет. Мы выполнили все задания.
Слайд 28 (Появляется звуковая запись от пирата)
Пират: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями и заслужили награду!
Пират: А вот и обещанный клад! Посмотрите в сундук!
(В сундуке находятся шоколадные - монеты)
Воспитатель: (открывая сундук)
Мы нашли богатый клад,
Каждый кладу очень рад,
Стали думать, как нам быть?
Как же клад нам разделить?
Чтоб хватило всем друзьям, поделим ровно пополам.
Воспитатель: Это наша награда за выполненные задания. Ребята, нужно поблагодарить пирата за увлекательное приключение и достойную награду.
Дети: Спасибо!
Пират: Ребята, до скорых встреч в новых приключениях!
Воспитатель: Попрощаемся с пиратом.
Дети: До свиданья. «Познавательное развитие»
- сюрпризный момент,
- постановка задачи.
Использование икт появление на экране героев квеста.
- Игра «Магазин» с элементами ТРИЗ
- Задание «Соедини товар с его стоимостью»
- Дид/игра «Собери банковскую карту»
«Речевое развитие»
- вопросы, ответы,
- загадки,
- стихотворение.
«Социально - коммуникативное развитие»
- сотрудничество детей друг с другом и воспитателем в совместной деятельности.
«Физическое развитие»
- пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
«Социально - коммуникативное развитие»
- сотрудничество детей друг с другом и воспитателем в совместной деятельности.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы
Слайд 29
Воспитатель: Дети, мы с вами получили награду от пирата, но мешочек откроем, когда вернёмся обратно сад. Для этого нам нужно взяться за руки, закрыть глаза и произнести волшебные слова
Путешествие наше кончается,
Мы с Вами в сад возвращаемся.
А сейчас уже пора
Ждут нас игры и дела.
Воспитатель: Вот мы и с вами в саду!
Воспитатель: Какое было замечательное приключение. Каких сказочных героев мы с вами встретили?
Дети : Буратино, кота Учёного…
Воспитатель: Вам понравилось?
Дети: Да, очень понравилось.
Воспитатель: Что было самым интересным?
Дети: Задание от мамы козы …
Воспитатель: Какое задание было трудным?
Дети: Задание от Буратино…
Воспитатель: Довольны ли вы своими результатами?
Дети: Да, мы справились с заданиями!
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы. Благодаря тому, что вы действовали одной командой, вам удалось пройти все задания.
Воспитатель: Наша встреча походит к концу
Воспитатель:
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда! «Речевое развитие»
- вопросы, ответы. Групповая,
индивидуальная