Телушкина Александра Евгеньевна
Организация нетрадиционной изобразительной деятельности на прогулке в летний период
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад воспитателя к семинару по теме:
"Организация нетрадиционной изобразительной деятельности на прогулке в летний период"
"Организация художественно-эстетической деятельности на прогулке в летний период"
Лето – удивительная и благоприятная пора, когда детям можно насладиться прогулкой на свежем воздухе, побегать, попрыгать. Задача коллектива детского сада – организовать жизнь в летний период таким образом, чтобы дошкольники провели его с радостью, удовольствием. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый окружающий мир. Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку, потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Творчество наполняет жизнь ребёнка радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит его в атмосферу поиска. Каждый ребёнок с упоением рисует всё, что видит, слышит, ощущает, воображает. Как правило, творческие способности любого человека скрыты, реализуются в малой степени. Создавая условия, можно их «разбудить». Творчество требует большой самостоятельности независимости от известных решений. Поэтому развитие творческого воображения требует от ребёнка и взрослого время и терпения. А еще лето – один из наиболее свободных периодов от занятий. И от нас, взрослых зависит, как они проведут это время. Поэтому творческую энергию детей необходимо грамотно направить. А сделать это можно, конечно, на прогулке. И можно не бояться того, что дети разольют краску, испачкают стол или ковер, а смело предлагать разнообразные материалы для творчества.
Публикация «Организация нетрадиционной изобразительной деятельности на прогулке в летний период» размещена в разделах
- Летние прогулки и наблюдения
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Лето. Летние поделки и рисунки
- Темочки
Для занятий рисованием, лепкой, конструированием и аппликацией необходимо оборудовать зону творчества, которая может быть расположена на веранде или просто в уединенном месте в тени. Здесь устанавливаются летние столики, стульчики, мольберт и др. Эту зону желательно оснастить выносным оборудованием для творчества. Одним из вариантов может быть красочно оформленное полотно с кармашками куда вставляются разнообразные изобразительные материалы : разные виды картона и бумаги, краски, кисточки, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, стеки, природный материал (камешки, ракушки, каштаны, желуди, бросовый материал (лоскутки, ленты картинки для составления коллажа и др.) A можно оформить “Чемоданчик творчества” (названия м. б. разные “Веселый художник”, ”Юные художники”, ”Талантливые пальчики”, в котором разместить необходимый изобразительный материал и выносить его с собой. Не составит особого труда изготовить такой чемоданчик своими руками (или привлечь к его оформлению родителей). Для этого подойдет плотная коробка или упаковка из-под чего - ни будь или чемоданчик из – под конструктора. Какой же изобразительный материал можно положить в этот “чемоданчик”? Традиционные и нетрадиционный изобразительный материал :
• Штампики из различного материала
• Печатки из пробок
• Паралоновые печатки из старых фломастеров
• Печатки из паралона с использование киндер- сюрпризов, баночек из под
гуаши.
• Венчики из лески
• Зубные щетки
• Трубочки для коктейля
• Трафареты, шаблоны из линолеума
• Схемы, образцы.
На прогулке можно рисовать песком, стружкой, крупой, составлять работы из цветов, листьев и травы, расписывать камни и многое другое. Заниматься коллективным творчеством. Каждый ребенок обладает определенным творческим потенциалом. Для реализации этого потенциала необходимо создать условия, обеспечить доступ к изобразительным средствам и правильно руководствоваться изобразительной
деятельностью на прогулке. Следует помнить, что выносной изобразительный материал необходимо менять, обновлять. При подготовке материала на улицу можно назначить ответственных или дежурных (ср., ст. гр.) и они наполнят чемоданчик (изоматериал берут из уголка изо в группе) по своему желанию. В мл. гр. воспитатель может наполнить его вместе с детьми.
На прогулке можно рисовать, конструировать, заниматься коллективным творчеством.
Рисование - любимое занятие многих детей. Дети могут рисовать не только фломастерами и карандашами, но и мелом, кусочками кирпича, смело использовать нетрадиционные материалы и виды рисования.
Какие же нетрадиционные техники в изодеятельности можно использовать?
В младшей группе детям можно предложить:
1. Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: гуашь, плотная бумага любого цвета, салфетки.
Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
2. Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5-ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
В средней и старшей группах к вышеуказанным техникам можно добавить:
3. Оттиск пробкой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
4. Оттиск мятой бумагой
5. Оттиск пенопластом
5. Монотипия
6. Набрызг
7. Торцевание жесткой кистью и др.
Рисование мелками
То, что мелками можно рисовать, знают все, но далеко не все знакомы с развивающими играми, в которые интересно играть на улице, используя обычные цветные мелки.
Мелками интересно обводить разные предметы, которые окажутся под рукой: формочки для песочницы, дно ведерка, листочки или, например, собственные руки и ноги, а получившиеся силуэты - закрашивать, заштриховывать. Это занятие поможет детям развить мелкую моторику рук.
Можно нарисовать разные геометрические фигуры и предложить ребенку дорисовать их так, чтобы они превратились во что-то узнаваемое (c 5 лет). Например: на что похож круг? Он похож на яблоко, воздушный шар, солнышко и др.
Мальчикам будет интересно рисовать автомобильные дороги, парковки, гаражи для своих игрушечных машинок, девочкам домики для кукол (с мебелью и другими необходимыми для игры атрибутами).
Для малышей воспитатель может нарисовать извилистую дорожку, а ребенок должен пройти по ней или прокатить машинку на веревочке, мяч и т. д.
Наиболее любимым в летний период занятием у детей является строительство из песка.
Главное условие успешной деятельности в данном случае – это подготовка песка к работе. Он должен быть чистым и влажным.
Малыши еще не умеют создавать крупные постройки, их сооружения несовершенны и просты. Поэтому для лепки из песка с детьми младшего дошкольного возраста целесообразно использовать формочки, ведерки, совки, лопатки.
Старшие дошкольники могут сооружать крупные коллективные постройки, сложные по конструкции, развернуть интересные сюжетные игры. Мальчикам можно предложить развернуть ”строительную площадку”, возвести мосты, многоярусные здания, изгородь. А девочкам – приготовить ”выпечку”, украсить ее природным и бросовым материалом (камешки, ракушки, бусины, листики и т. д.) и использовать, например при организации сюжетно –ролевой игры.
Для разнообразия занятий с песком можно использовать цветную песочную терапию. Песок накануне покрасить гуашевой краской разных цветов, просушить и насыпать в емкости. Затем предложить детям.
Младшим дошкольникам можно предложить нарисовать картинку в песочнице пальчиком, а потом с помощью “цветного песка”, который помещен в пластиковые бутылочки, ”оживить ее”, то есть раскрасить.
Для старших дошкольников можно приготовить “лунный песок”. На вид это обычный песок, но в тоже время он отлично держит форму при лепке, почти как соленое тесто.
И так, для приготовления “лунного песка” вам понадобится:
4 ст. просеянного песка
2 ст. крахмала
1 ст. воды
Все это надо тщательно перемешать и все, чудо – песок готов! Если он немого подсохнет, его надо покрошить пальцами и добавить немного воды. Лепка из такого необычного песка наверняка заинтересует детей.
Применение разнообразных материалов для лепки и конструирования обогащают опыт детей.
Используя глину, пластилин, соленое тесто дети могут украшать прогулочную площадку, места для игр своими поделками.
Прежде нужно приготовить достаточное количество глины, пластилина и др. (чтобы хватило всем желающим, инструменты (доски, стеки, формы, а также место для работы.
Поощрять проявление детской фантазии в ходе изготовления поделок и, конечно, провести выставку изделий или сюжетно – ролевую игру “Вернисаж”.
Изготовление объемных поделок из бумаги – оригами - тоже можно организовать на прогулке. У детей хорошо получается то, что им может пригодится, поэтому поделки оригами должны быть функциональны: пилотки для прогулок в жаркие дни, кораблики для запуска в воде, игрушки – вертушки для ветреной погоды, стаканчики для сбора “драгоценностей”, цветы для мамы и др.
Интересным материалом для конструирования является – фантики от конфет. Очень просто с помощью фантиков сделать с детьми красивых бабочек. Для этого большую красочную обертку складывают гармошкой, перетягивают посередине нитками и расправляют края.
Аппликация из фантиков позволит изобразить воду, металл, красочную одежду персонажей. Можно вырезать с детьми готовые изображения из фантиков и составить из них композицию. Например, петушок около теремка, Красная Шапочка в лесу и т. д.
Мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и другие игрушки выполненные своими руками помогут занять воспитанников интересной деятельностью, создать хорошее настроение на весь день.
Талантливый педагог, всегда придумает множество интересных совместных занятий с детьми. Всегда есть места, гле можно проявить свою творческую изобретательность. Желаю Вам успеха в поиске интересного досуга для детей!