Надежда Чернышева
Организация непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Аквариумные рыбки»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация непрерывной образовательной деятельности
в старшей группе по теме «Аквариумные рыбки».
автор: Чернышева Надежда Святославовна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 104 г. Владивостока». nadyusha.chern@mail.ru
Цель: Дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб. Уточнить знания детей о разнообразии аквариумных рыб. Проявлять заботу по уходу за рыбкой.
Задачи:
Приоритетная образовательная область:
Темочки:
- Аквариум
- Аквариум. Конспекты занятий
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Познавательное развитие:
Образовательные: Познакомить детей с рыбой «вуалехвост», особенностями ее внешнего вида.
Развивающие: Развивать способность наблюдать. Выделять признаки внешнего вида, отражать результаты наблюдения словесно.
Воспитательные: Воспитывать любовь и интерес к обитателям аквариумов. Вызвать у детей желание ухаживать за аквариумными рыбками.
Целевые ориентиры:
-Ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
-Ребенок обладает элементарными представлениями из области живой природы;
-Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
-У ребенка развита крупная и мелкая моторика: он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предполагаемый результат: К концу занятия дети познакомились одним видом рыбы. У детей развился интерес к жизни подводного мира. У детей появилась эмоциональная отзывчивость и желание прийти на помощь попавшему в беду.
Предварительная работа: беседы о рыбах; чтение художественной литературы: И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению», Коньков И. «Мой аквариум огромный»; ухаживание за рыбками, кормление.
Словарная работа: Туловище, плавники, хвост, чешуя, аквариум, жабры, сачок, водоросли, прозрачная.
Материал и оборудование: аквариум, рыбка, речной песок, ракушки, банка, графин с водой, 2 стола, подушки, зеленые водоросли, письмо, ткань (вуаль, камушки.
Ход НОД:
-Ребята, я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, самую солнечную улыбку.
- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в подводный мир.
- Скажите, а кто у нас живет в воде, в море, в реке и озере?
(Ответы детей.)
-Правильно конечно рыбки!
В игровую входит Почтальон и отдает письмо воспитателю.
-Ребята! Написано, что письмо от Хрюши! Он пишет, что приготовил детям подарок- банку с водой, а в ней красивая бабочка- и спрятал в группе.
-Ребята, давайте поищем его подарок!
(дети начинают искать подарок Хрюши и находят банку с рыбкой.)
-Ребята! Какая она красивая! Тебе, наверное, страшно в незнакомом месте? Не бойся, мы тебя не обидим!
- Хрюша пишет, что это бабочка. Дети, а вы как думаете? Загадки помогут вам ответить:
Вильнула хвостом
Туда-сюда,
И нет меня,
И нет следа!
(Рыба)
Блестит в речке чистой
Спинкой серебристой.
(Рыба)
(ответы детей.)
-Конечно это рыбы. Какие бывают рыбы?
(предполагаемые ответы детей: речные, морские.)
-Хрюша перепутал, бабочек в воду не сажают. Нужно ему помочь узнавать рыбок и не путать с другими животными. Для этого нам надо самим получше познакомиться с рыбкой.
- Ребята! Давайте присядем на ковер и рассмотрим нашу рыбку!
(Дети с воспитателем садятся в круг на подушки, а банку с рыбкой ставят в центре круга.)
-Давайте внимательно рассмотрим рыбку. Что у нее есть?
(предполагаемый ответ детей: тело, голова, хвост, плавники, глаза, рот.)
-Все верно! Я сейчас вам покажу лоскуток ткани.
(Организуется обследование ткани детьми, обращают внимание на ее лёгкость, прозрачность. Ткань струится и летает.)
-Она называется вуалью. Кто догадался, что у рыбки похоже на эту ткань?
(Ответы детей.)
-Правильно ребята, с помощью подвижных плавников и хвоста рыбы могут плавать. Прекрасные плавники дали рыбке название – вуалехвост.
-Красивое название?
(Ответы детей.)
- И рыбка красивая! Чтобы ей не было скучно одной, давайте превратимся в рыбок.
(Детям предлагают взять по кусочку ткани и имитировать движение плавников.)
-Ребята понаблюдайте еще за рыбкой! Что кроме плавников, помогает быстро плавать рыбке? Какая у рыбки форма тела?
(ответы детей)
- Да тело у рыбки гладкое, овальное, сжатое с боков, обтекаемое, вытянутое. Такая форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать. Плавая, они поднимаются вверх, то спускаются вниз на дно аквариума.
- Тело рыбки можно разделить как бы на три части: голову, туловище и хвост. Шеи у рыб нет.
- Кто знает, чем покрыто тело у рыб? (чешуёй)
(ответы детей)
- Какого цвета чешуя у рыбки?
(ответы детей)
-Блестящая, серебристая у разных рыб она разная, в основном серебристая. Обратите внимание что чешуя похожа на монетки, напоминает нам одежду из серебряных монеток.
-Какие у рыбки глаза? Какой они величины?
(Ответы детей.)
- Да, глаза у нее маленькие, находятся по бокам головы.
-Какой рот? Чем дышит рыбка?
(Ответы детей.)
-Все верно, жабрами!
-Ребята, рыбка мне сказала, что она очень хочет попасть в свой дом. Она потерялась и не знает, где ее дом. Хрюша посадил ее в банку, а в банке ей плохо. Она только помнит, что ее дом был больше, светлее, уютнее. Там были зеленые растения и много подружек- рыбок. А где могут жить рыбы?
(ответы детей.)
- А, отгадайте загадку!
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом,
Он прозрачный,
Он стеклянный,
Нету номера на нем.
И жильцы в нем не простые,
Эти самые жильцы –
Знаменитые пловцы.
Что это за дом?
(предполагаемый ответ детей: аквариум.)
-Правильно! Это аквариум, а в нем живут рыбки.
-Как мы назовем рыбок, живущих в аквариуме?
(предполагаемый ответ детей: аквариумные рыбки.)
-Все верно!
-Теперь, надо помочь сделать рыбке дом уютным, красивым. Скажите, а в какой среде рыбы постоянно живут? А название среды обитания рыб скрывается в загадке:
На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее,
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать.
(Вода)
-А какая должна быть вода?
(предполагаемый ответ детей – чистая и прозрачная.)
Ребята, а что еще находится в аквариуме, кроме рыбок?
(предполагаемые ответы детей: песок, камушки, ракушки, водоросли)
- Какой формы и какого цвета водоросли в аквариуме?
(ответы детей)
-Окраска водорослей многообразна: зеленая, розовая, красная, оранжевая, почти черная, фиолетовая, голубая.
- Какой формы и цвета камни в аквариуме?
(ответы детей)
-Все верно овальные, круглые, гладкие, разнообразные.
А сейчас, ребята, я предлагаю поиграть. Закрываем глаза. Покружитесь, покружитесь, в маленьких рыбок превратитесь.
Физминутка «Рыбка»
Рыбка плавает в водице
Рыбке весело играть (Две ладошки вместе изображают плавательные движения)
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать (Ладони поочерёдно сжимают в кулак)
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла (Хватательные движения щепоткой)
Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро- быстро уплыла (снова «плыть»).
Дети подходят к столу, на котором стоит пустой аквариум, графин с водой, зеленые водоросли, ракушки, камушки, речной песок и банка с рыбкой.
-Ребята, посмотрите, этот аквариум совсем пуст. Давайте сделаем из него уютный дом для рыбки.
Вместе с детьми насыпаем промытый речной песок на дно аквариума, кладем зеленые водоросли, камушки и ракушки.
-Ребята, зачем нужны водоросли в аквариуме?
(ответы детей)
-Они обогащают воду кислородом, который необходим для дыхания обитателей аквариума, служит зеленым кормом.
-Наливаем воду осторожно, тонкой струей.
(Вода перед заливкой отстаивается, комнатной температуры.)
-Замечательно, молодцы. Давайте запустим нашу рыбку в аквариум.
- Чем мы ее поймаем? Можно рыбку ловить рукой?
(Ответы детей)
- Нет нельзя, ее можно повредить, и она заболеет. Ловят рыбок сачком.
- Даша, возьми сачок и поймай рыбку в банке.
(ребенок ловит рыбку вместе со мной.)
- Вот какая рыбка ловкая, как трудно было ее поймать. Рыбка поплыла, аквариум у нас просторный, ей будет свободно в нем плавать.
- А теперь давайте покормим рыбку.
- Смотрите, как рыбка захватывает корм ртом. Данил покажи, как они это делают.
- А, чтобы он всегда был таким, нужно постоянно за ним ухаживать. В одно и тоже время кормить рыбку, доливать чистую во по мере необходимости, так как она испаряется, протирать стекла аквариума внутри и снаружи, закрывать аквариум стеклом, чтобы пыль не попадала в воду.
- Мы хорошо ухаживаем за своей рыбкой, поэтому она такая веселая, быстро плавает.
Чтение стихотворения:
В аквариуме рыбки
Туда- сюда плывут,
В аквариуме рыбки
Нам песенки поют.
Но песенок не слышно,
Известно это всем,
Что рыбки безголосые
Совсем, совсем, совсем.
-Все мы молодцы! Исполнили ли мы желание рыбки?
(Ответы детей)
-Думаю, она бы сказала нам: «Спасибо!»
-Давайте вспомним, чем интересным мы сегодня занимались?
(ответы детей)
-Что вам понравилось больше всего?
(ответы детей)
-Почему?
(ответы детей)
-С какой рыбкой познакомились?
(ответы детей)
-Вы справились и составили интересный и красивый аквариум для рыбки. А теперь можно отдохнуть.