Ксения Кондратьева
Конспект НОД в подготовительной группе «Я вышиваю заветный платочек»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация непрерывной образовательной деятельности
в подготовительной группе по теме «Я вышиваю заветный платочек».
Автор конспекта непрерывной непосредственно — образовательной деятельности
(далее ННОД) : Кондратьева Ксения Вадимовна, воспитатель, первая квалификационная категория.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Темочки:
- Вышивание, вышивка для детей
- Вышивка, вышивание. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Интеграция с другими образовательными областями: Познавательное развитие. Задачи: развивать любознательность и познавательную мотивацию; развивать воображение и творческую активность; формировать первичные представления о народном прикладном искусстве. Речевое развитие. Задачи: обогащать словарь; развивать диалогическую речь детей. Физическое развитие. Задачи: развивать физические качества ребёнка с помощью специально подобранной физкультминутки, развивать мелкую моторику рук. Художественно — эстетическое развитие. Задачи: знакомить детей с народным прикладным искусством — рисование растительного орнамента.
Социально- коммуникативное развитие. Задачи: развивать общение и взаимодействие детей со взрослым и сверстниками; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам творчества, развивать эмоциональную отзывчивость.
Предметно — пространственная развивающая среда темы ННОД: Вышивки старых мастериц и современных вышивальщиц, холст, шкатулка с нитками и иголками, пяльца на каждого ребёнка, квадрат белой ткани для рисования, акриловая гуашь, баночки с водой, ватные палочки.
Цель: знакомить с вышивкой, орудиями труда вышивальниц.
Задачи: развивать интерес к народному творчеству; продолжать прививать любовь и бережное отношение к предметам русского быта; обогащать словарь пословицами, поговорками, словами «рукодельница», «мастерица», «вышивальщица»; упражнять в умении составлять орнамент.
Предварительная работа: Рассматривание растительного орнамента, определение цвета у растений, эстетическая оценка растений (строения и формы листьев, цветов, цветочных композиций. Знакомство детей с элементами вышивки. Упражнения в составлении различных узоров на НОД по художественно — эстетическому развитию.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Проводится в «Русской избе». На стенах «Русской избы» развешены старинные и современные вышивки гладью, крестиком, стебельчатым швом, они же лежат на сундуке и столах. Детей встречает хозяйка в русском народном костюме.
Хозяйка: Проходите, дорогие гости! На убранство избы посмотрите! Почему так удивительно нарядно и красиво в нашей избе?
Ответы детей.
Хозяйка: Верно, у так нарядно и красиво потому, что на стенах, сундуке, столах расположены удивительные вещи: вышитые скатерти, полотенца, платочки, кофточки.
Дети рассматривают вышитые вещи, хозяйка обращает их внимание на растительные узоры, просит вспомнить, на какие растения они похожи, где дети их наблюдали.
Хозяйка: А как вы думаете, кто их вышил?
Ответы детей.
Хозяйка: Правильно, мастерицы — рукодельницы,которые называются вышивальщицы, Знаете ли вы, что вышивка — один из любимых видов народного искусства? С древних времён на Руси любили вышивать вещи. Мастерицы брали отбеленный холст (показывает) и вышивали на нём. Вышивкой также украшали скатерти, женские и мужские рубахи, сарафаны, головные уборы, полотенца. И в нашей «Русской избе» есть полотенца, скатерти, платочки с растительным орнаментом.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Хозяйка: Растительный орнамент — это цветы, травы. Мастерицы видели их вокруг себя в природе и переносили их красоту на предметы, которые хотели украсить вышивкой.
Дети рассматривают, трогают вышивки.
Хозяйка: Из чего состоит геометрический орнамент?
Ответы детей.
Хозяйка: Верно, это кружочки, квадраты, полоски. Геометрический орнамент встречается в вышивке полотенец. Мы видим разные фигуры, и каждая что — то означает: квадрат с точкой посередине — земля, засеянное поле; круг — солнце; волнистая линия означает море. Посмотрите, как красиво расположен узор на холсте. Обратите внимание: один и тот же элемент узора повторяется на протяжении всей полосы. Видите, как старательно работали мастерицы! Какой аккуратный получился узор! Узор простой, но ярко выделяется на белом полотенце. Почему? Потому что мастерицы использовали нитки яркого, сочного цвета. Прежде в каждой русской семье девочки умели вышивать. Отгадайте загадку!
Маленькая ростом я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголка с ниткой).
Хозяйка: Давайте с вами поиграем в игру «Иголка с ниткой».
Хозяйка объясняет правила игры: Дети, взявшись за руки, образуют большой круг. Один из игроков является «иголкой», другой «ниткой».По сигналу ведущего «иголка» бегает между детьми, а «нитка» приследует ее. «Иголка», быстро передвигаясь между детьми, старается во что бы то ни стало сбить «нитку» со следа. Если «нитка» поймает «иголку», то игрок в роли «нитки» становится «иголкой». «Нитка» должна бежать только за «иголкой». Если она ошиблась, ее заменяет другой, игрок, стоящий в кругу, и он, не останавливая игру, тут же начинает догонять «иголку». Если «нитка» поймает «иголку», то их место занимают очередные игроки.
Хозяйка: Молодцы! Вышивальщицы использовали маленькие иголки и разноцветные нитки. (Показывает шкатулку с разноцветными нитками и разными иголками). Вы тоже знаете много пословиц, и стихотворений, попробуйте рассказать их мне.
Дети:
«Без топора не плотник, без иглы не портной».
«Смотреть на цветы легко, вышивать их трудно».
«Мастерство везде в почёте».
«Глазами страшно, а руки сделают».
«Душу вложишь — всё сможешь».
«Не учись безделью, а учись рукоделью».
«Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит».
«Иголочка тонка, до достаёт до сердца
И у того, кто дивный шьёт узор.
И у того, кто от работ умельца
Отвесть не может восхищённый взор».
«Века живут в картинках и платочках,
И в бисерных роскошных ожерельях,
Подаренных когда — то внукам, дочкам
Нетленные черты простого рукоделья».
«Душа и руки сохдают шедевры,
Да просто украшают нашу жизнь.
За чудо творчества, потраченные нервы
Рукам искусным низко поклонись».
Хозяйка хвалит детей. Показывает, как вышивают стебельчатым швом на ткани, приговаривает:
Иголка и нитка -
Большие дружки.
Смотри, получились
Какие стёжки. Диво!
Хозяйка: Есть и другие способы вышивания — гладью, крестиком (показывает образцы разных вышивок). Посмотрите на эти работы. Что на них изображено? И сейчас искусство вышивки продолжает жить и радовать нас. Понравилась вам выставка?
Ответы детей.
А я знаю, что вы уже знакомились с вышивкой на занятиях, читали, рассматривали иллюстрации и даже знаете песню.
Дети исполняют песню «Я вышиваю заветный платочек».
Педагог: Предлагаю превратиться в мастеров и мастериц и придумать узор для платка. Мастерицы вышивали, а мы с вами будем рисовать. Узор может быть разным, но обязательно красивым, ярким. Рисовать будем цветы ватными палочками, а листочки и стебли кисточками.
Педагог сопровождает показом. Дети принимаются за рисование. Звучит народная музыка. Педагог при необходимости даёт индивидуальные советы.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Педагог: Расскажите, с чем вас сегодня познакомила хозяйка нашей избы? (ответы детей). Какие виды вышивки вы запомнили? Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?
В конце занятия дети раскладывают свои работы на выставочном стенде. Ребята рассматривают свои работы, отмечая успехи и аккуратность.
Педагог: Молодцы ребята! Потрудились вы на славу. Хорошие мастера и мастерицы из вас вырастут! Кому вы расскажете о том, что вы сегодня узнали?
(ответы детей)
Оформляется выставка работ.