Светлана Боляхина
Конспект ООД в старшей группе «Звуковая культура речи. Звук [у]»
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе
по теме "Звуковая культура речи. Звук У. "
Автор конспекта непрерывной непосредственно образовательной деятельности (далее – ННОД) :
Боляхина Светлана Андреевна МКДОУ Зареченский детский сад, воспитатель.
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Звуковая культура речи, Звук [у]“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Предметно-пространственная развивающая среде темы ННОД: предметные картинки: кукушка, голубь, филин; три сосны; утки; корзина; грибы объёмные; набор домашних животных и птиц (игрушки); плакат «Знакомые птицы».
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательные
задачи
Содержание ННОД
Образовательная область, вид деятельности
Формы реализации Программы
Средства реализации ООП
Планируемый результат
Развитие интереса детей, любознательности и познавательной мотивации к предстоящей деятельности.
Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и со сверстниками. Формирование готовности к совместной деятельности,
Раздаётся стук в дверь.
-Кто это к нам пришёл? Давайте посмотрим, ребята?
Подхожу к двери, открываю её, а там кукла.
-Посмотрите, ребята, к нам в гости пришла кукла Маруся.
- Поздороваемся с ней?
Дети: Здравствуй, Маруся.
-Маруся приглашает нас отправиться с ней к бабушке в деревню.
-Хотите?
- Да.
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие, коммуникативная деятельность
Специальное моделирование ситуации общения
Кукла
Слово педагога
Мотивация на предстоящую деятельность, общение и взаимодействие с педагогом, готовность к совместной деятельности.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательные
задачи
Содержание ННОД
Образовательная область, вид деятельности
Формы реализации Программы
Средства реализации ООП
Планируемые результаты
Формирование у детей умение четко артикулировать звук «у», произносить его долго и плавно на одном выдохе.
Развитие у детей умение произносить (по подражанию) звуки с разной громкостью.
Воспитания бережного и заботливого отношения к птицам.
Развитие речи детей.
Дети узнают, что кукушка - кукует, голубь – воркует, филин кричит - «У-у; у-у».
-Чтобы нам попасть к бабушке надо поехать на паровозе.
-Ребята, как поёт песню паровозик? (У-у-у).
-Паровозик может петь по-разному.
Артикуляционная гимнастика "Паровоз"
-Большой паровоз поёт «толстым» голосом. Вот так. (Пою сама).
-Как поёт песню большой паровоз? (Хоровые ответы).
-Маленький паровоз поёт «тоненьким» голосом. (Показ картинки) Вот так. (Пою сама).
-Ребята, как поёт песню маленький паровоз? (хоровые ответы).
-Давайте споём песню большого и маленького паровоза для того, чтобы Маруся выбрала на каком паровозе ей отправиться к бабушке.
- Поучимся петь песню паровоза правильно.
-Посмотрите, ребята, я умею вытягивать губы вперёд и складывать их дудочкой.
-Теперь попробуйте, вы, вытянуть губы вперёд и сложить их трубочкой (показывают дети).
-Хорошо, у вас, получается, молодцы!
Упражнение повторяется 3-4 раза.
Вытянули губки
И дудим на дудке.
(ду -ду-ду). (2 раза)
-Молодцы!
Дети стоят полукругом около меня.
-Сейчас, ребята, споём песенку большого паровоза. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
-Споём песенку маленького паровоза. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
- Лиза, пропой песню большого паровоза.
- Катя, пропой песню маленького паровоза.
-Маруся шепчет мне на ухо, что хочет поехать на маленьком паровозе.
-Сделали, ребята, паровоз, положили руки на плечо друга и отправляемся к бабушке. (Звучит песня паровоза вся).
- Ехали мы, ехали и в осенний лес приехали.
-Посмотрите, ребята, лес большой и в нём можно заблудиться. Но если ты заблудился, что нужно кричать? (Ау) - Когда заблудился нужно кричать «Ау».
-Повтори, Оля, Катя…
-Посмотрите как много грибов, давайте мы их соберём в корзинку для бабушки.
Детки шли-шли-шли и грибы нашли
Раз-грибок, два грибок
Полезайте в кузовок.
-Пока грибы мы собирали, Маруся за одну елочку зашла, за другую и заблудилась.
Дети собирают грибы, а Маруся тем временем уходит далеко в лес.
- Давайте, ребята, мы её позовём
1)Маруся, ты сейчас в лесу
Мы зовём тебя, «Ау»? (1 раз повторяем).
2)Ау, ау, Марусечка…
Ау, ау, голубушка (1 раз повторяем).
- Мы все вместе позвали Марусю, но она не слышит.
- Давайте крикнем все вместе еще раз «Ау».
- Позови Марусю, Даша… «Ау», Катя, позови Марусю, Оля…
- Но вот мы нашли Марусю.
- Много грибов набрали и Марусю нашли, какие мы молодцы!
- Ой, ребята, слышите раздаются чьи-то голоса?
- Кто это у нас сидит на елочке? Как называется птица?
- Кукушка.
- Как кукушка кукует? Скажи ты, ты, ты…
- А что это за птица, как она называется? (филин)
- Как филин кричит в ночи: «У-у; у-у».
- А сейчас, давайте, мы с вами расскажем стихотворение про птиц.
Кукушка кукует
Ку-ку! Ку-ку!
Голубь воркует:
Гу-гу! Гу-гу!
Петух кричит
Ку-ка-ре-ку
Филин кричит в ночи:
«У-у; у-у».
-Хорошо, ребята, мы с вами погуляли в лесу, собрали грибов, увидели много птиц, послушали их пение, а теперь отправляемся дальше к бабушке.
-Сделали паровоз, поем песенку маленького паровоза.
- Как колеса стучат? (Чух-чух-чух).
- Долго мы ехали и приехали в деревню. Посмотрите, вот двор бабушки, здесь много домашних животных и птиц.
Слышится кряканье. (Звукозапись)
- Кто это, ребята, крякает? (Утки)
-Посмотрите, утки плавают в пруду.
- Ребята, как ласково можно назвать уток?
-Ууутя-ууутя (хоровые и индивидуальные ответы детей)
- Сейчас поиграем в игру «Покорми уток».
Сама кормлю, потом дети.
-Иди, покорми, Лиза, Катя. (3-4 человека кормят).
-Остальные, дети, покормят уток после занятия.
-Так как, ласково зовём уток? (ответы детей).
Появляется бабушка. (Бабушка у меня в руках, говорю за нее)
- Здравствуй, Маруся, здравствуйте, ребята!
Дети: «Здравствуйте!»
- Бабушка, вот тебе корзина с грибами, которые мы собрали в лесу для тебя.
-Спасибо, ребята.
-А сейчас, бабушка, нам пора возвращаться в детский сад.
Бабушка: «Вы для меня собрали грибы, а я для вас, их испекла».
-Держите, ребята, угощение.
-Ребята, что нужно сказать бабушке?
- Спасибо!
Дети: «До свидания, бабушка!».
-Сделали паровозик, поём песенку маленького паровоза.
- Как колёса стучат?
-И вернулись мы с вами в детский сад.
Речевое развитие, коммуникативная
Познавательное развитие, познавательная
Безопасность
Физическое развитие, двигательная деятельность
Чтение художественной литературы
Речевое развитие, коммуникативная деятельность
Социально- коммуникативное развитие
Игровая деятельность.
Артикуляционная гимнастика "Паровоз"
Имитация игры на дудке.
Физминутка "Грибы"
Стихотворение "Про птиц"
Проговаривание звуков, издаваемых птицами.
Дид. игра "Покорми уток"
Зеркало
Объемные грибы, корзинка
Кукла
Филин картинка
Кукушка
Картина с изображением деревенского двора
Картинки:
Утка с утятами,
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- расширение и активизация словарного запаса;
- умения четко артикулировать звук «у», произносить его долго и плавно на одном выдохе;
- произношение детьми (по подражанию) звуков с разной громкостью;
Лес большой, и если потерялись нужно кричать «Ау».
- воспитание бережного и заботливого отношения к птицам
Знакомство с птицами и умением их издавать своеобразные звуки.
Воспитания желания: заботится о близких людях.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательные
задачи
Содержание ННОД
Образовательная область, вид деятельности
Формы реализации
Программы
Средства реализации ООП
Планируемые результаты
Развитие общения.
Подведение итогов.
-Скажите, ребята, кто приходил к нам в гости?
-Куда мы с вами ездили?
-На чём ездили?
-Как пел песню большой паровоз? Маленький?
-Как кричим в лесу, чтобы не заблудиться?
-Кого мы с вами покормили у бабушки?
-Как ласково позвать уток?- А сейчас вымоем руки и будем угощаться.
Социально-коммуникативное (коммуникативная)
Рефлексия
Речь детей
Обобщение, доброжелательное отношение. стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки,
стремится двигаться под музыку;
Интеграция образовательных областей и видов деятельности:
Области
Интеграция
Решаемые задачи
Познание
Путешествие к бабушке в деревню на паровозике. Знакомство с дикими и домашними птицами.
Знакомство с песней большого и маленького паровоза. Лес большой, и если потерялись нужно кричать «Ау». Знакомство с птицами и умением их издавать своеобразные звуки.
Коммуникация
Артикуляционная гимнастика.
Использование художественного слова.
Рассказывание стихотворения про птиц.
Артикулирование звука «у».
Развитие речи детей.
Дети узнают, что кукушка - кукует, голубь – воркует, филин кричит - «У-у; у-у».
Музыка
Песня паровозика.
Воспитывать эмоциональное настроение, реагирование на музыкальное произведения.
Чтение художественной литературы
Художественное слово: стихи
Стимулировать коммуникативно-речевую, познавательную, эстетическую деятельность детей с помощью художественного образа.
Безопасность
Воспитывать бережное отношение к результатам труда.
Социализация
Коммуникативная игра
Артикулировать звук «у» (изолированный, в звукосочетаниях, словах, небольших фразах).