Наталья Мыльникова
Организация мини-музея «Тряпичной куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Календарно-тематическое планирование воспитания и развития детей старшей группы 7 вида на идеях народной педагогики.
Лексическая тема. «Детский сад. Игрушки»
Тема занятия. «Как лоскутные куколки повели хоровод»
Литература. Сказка «Василиса Прекрасная» Полная хрестоматия для дошкольников стр. 440 -450
Демонстрационный материал. И. А. Лыкова «Конструирование в детском саду старшая группа» стр. 38 - 39
Форма работы. НОД. Конструирование тряпичной куклы «Кувадки" Чтение, обсуждение.
Публикация «Организация мини-музея „Тряпичной куклы“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Задачи. Приобщать детей к традициям и ценностям народной культуры. Знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Вызвать интерес к изготовлению тряпичной куклы.
Формировать у детей представление о том, что кукла включала в себя воспитательную роль и готовила к жизни. Развивать любовь к сказке, как фольклорному жанру.
Срок. Сентябрь
Лексическая тема «Огород. Овощи»
Тема занятия«Капуста»
Литератера Программа «Наш дом Южный Урал» стр. 115
Форма работы Русская народная подвижная игра.
Задачи Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать социализации.
Срок Октябрь
Лексическая тема «Сад. Фрукты»
Тема занятия «Во саду ли, в огороде»
Литература Программа «Южный Урал: шаг за шагом» стр. 57
Форма работы НОД. ЗОМ.
Задачи Способствовать освоению детьми знаний о том, что осень – это время сбора урожая, способствовать обобщению представлений детей об овощах и фруктах, о месте их произрастания, развивать вкусовые ощущения, воспитывать уважение к труду.
Срок Октябрь
Лексическая тема «Деревья. Кустарники»
Тема занятия «Бег по стволу»
Литература «Деревья и кустарники Южного Урала» Программа «Наш дом Южный Урал» стр. 106
Демонстрационный материал «Деревья и кустарники наших лесов»
Плакат вырубной «Рябина, берёза, клён, дуб, яблоня»
Форма работы Русская народная подвижная игра. НОД. ЗОМ.
Задачи Развивать ловкость, равновесие, соревновательный азарт.
Познакомить детей с растительным миром родного края, учить отличать деревья от кустарников, воспитывать любовь к родной природе.
Срок Октябрь
Лексическая тема «Одежда»
Тема занятия «Русский национальный костюм»
Демонстрационный материал «Национальная одежда народов России»
Литература Программа «Южный Урал: шаг за шагом» стр. 142
Форма работы Беседа
Задачи Познакомить детей с традиционным русским костюмом, особенностями национального орнамента, вызвать интерес к культурным традициям наших предков. Срок Ноябрь
Лексическая тема «Наш город»
Тема занятия «День рождения Миасса»
Литература «Город в золотой долине»
Программа «Южный Урал: шаг за шагом» стр. 95
Форма работы НОД. ЗОМ.
Задачи Развивать эмоциональную отзывчивость в процессе игры, способствовать обобщению знаний детей о городе, закреплять знание домашнего адреса, ближайших улиц и учреждений.
Срок Ноябрь
Лексическая тема «Обувь»
Тема занятия «Ох лапти, вы лапти…»
Демонстрационный материал Экспонаты музея.
Форма работы Беседа. Экскурсия в мини-музеи детского сада.
ЗадачиРасширять представление о традициях русского народа, о ремеслах, воспитывать уважение к труду.
Срок Ноябрь
Лексическая тема «Дикие животные»
Тема занятия«Животный мир Урала»
Литература Программа «Южный Урал: шаг за шагом» стр. 176
Форма работы НОД. ЗОМ.
Задачи Расширять представление о диких животных нашего края, познакомить с животными, занесенными в Красную Книгу Челябинской области, развивать познавательную активность, воспитывать любовь к родной природе.
Срок Декабрь
Лексическая тема «Домашние животные»
Тема занятия «Крестьянское сокровище»
Литература «Домашние питомцы» «Как жили наши предки» С. Савушкин
Программа «Южный Урал: шаг за шагом» стр. 52
Форма работы Чтение. Беседа.
Задачи Подвести детей к пониманию значимости домашних животных для наших предков. Расширить представление о роли лошади в древности. Познакомить с новыми словами (хомут, оглобли, вожжи, упряж)
Расширять представление детей о домашних животных и их значением для жизни человека. Воспитывать бережное отношение к домашним питомцам.
Срок Декабрь
Лексическая тема «Новый год»
Тема занятия «Рождественские забавы»
ЛитератураПрограмма «Южный Урал: шаг за шагом» стр. 156
Форма работы Беседа.
Задачи Познакомить детей с календарными обрядами и традициями народов Южного Урала. Формировать представление о праздновании на Руси Рождества Христова. Развивать интерес к культуре народов Урала. Воспитывать любовь к родному краю.
Срок Декабрь
Лексическая тема «Зимующие птицы»
Тема занятия «Птицы нашего Края»
Литература Программа «Южный Урал: шаг за шагом» стр. 178
Форма работы Беседа.
ЗадачиРасширять представление о птицах, познакомить с птицами, занесёнными в Красную Книгу Челябинской области, воспитывать любовь к родной природе, вызвать желание наблюдать за птицами и заботиться о них.
Срок Январь
Лексическая тема «Транспорт»
Тема занятия «Гужевой транспорт»
Литература «Транспорт города. Дети на улицах» Этнокарты. «В гостях у русских людей» О. Субарева Программа «Южный Урал: шаг за шагом» стр. 102
Форма работы Беседа.
Задачи Познакомить детей с первыми транспортными средствами (телегой, лодкой, санями)
Расширять представление детей о городском транспорте, закрепить знание правил дорожного движения.
Срок Февраль
Лексическая тема «Профессии»
Тема занятия Башкирские народные сказки о труде.
«Ленивый сын»
«Ленивая Аусаф»
«Человек и его дело»
Тема занятия «Без дела жить – только небо коптить» - русские пословицы о труде и работе.
Тема занятия «Крестьянские специалисты»
Тема занятия«Профессии наших родителей»
Литература Программа «Наш дом Южный Урал» стр. 218
Программа «Наш дом Южный Урал» стр. 136
«Как жили наши предки» С. Савушкин
Программа «Южный Урал: шаг за шагом» стр. 104
Форма работы Чтение, обсуждение.
Задачи Расширять представление детей о народных ценностях, о негативном отношении к лени. Знакомить с башкирским фольклором, развивать интерес к устному народному творчеству.
Обогащать представление детей о пословицах, учить задумываться над смыслом, соотносить с жизнью. Воспитывать интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной.
Знакомить детей с древними профессиями. Рассказать о труде пастуха, кузнеца, пасечника.
Расширять представление детей о профессиях, способствовать развитию интереса к профессиям родителей, воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к результатам труда.
Срок Февраль
Лексическая тема «Дом»
Тема занятия «Традиционные народные жилища Южного Урала. Русская изба»
Тема занятия «Традиции русского народа, связанные со строительством жилища»
Тема занятия «Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись»
Тема занятия «Хозяин добр – и дом хорош» - русские пословицы о доме и хозяйстве.
Тема занятия «В избе. Печь»
Демонстрационный материал Макет русской избы.
Литература Программа «Наш дом Южный Урал» стр. 40
Программа "Наш дом Южный Урал» стр. 46
Программа «Наш дом Южный Урал» стр. 158
Программа «Наш дом Южный Урал» стр. 137
«Как жили наши предки» С. Савушкин
Форма работы Рассматривание. Беседа. НОД. Декоративное рисование. Чтение, обсуждение.
Задачи Вызвать интерес к изучению народного быта, традиций, уклада жизни русского народа.
Познакомить с традициями строительства русской избы.
Познакомить детей с уральской домовой росписью: назначением, композиционными особенностями исполнения в интерьере избы.
Обогащать представление детей о пословицах, учить задумываться над смыслом, соотносить с жизнью. Воспитывать интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной.
Расширить представление о внутреннем убранстве русской избы и роли печи для быта русского народа. Познакомить с новой лексикой (сени, горница, светлица, устье, полати, кочерга, ухват)
Срок Февраль
Лексическая тема «Армия»
Тема занятия «Болезнь и исцеление Ильи Муромца»
«Илья Муромец и Соловей – разбойник»
ЛитератураШкольная библиотека. «Сказания о богатырях земли русской» стр. 3, 8 Форма работы Чтение, обсуждение.
Задачи Вызвать интерес к былине, как фольклорному жанру. Воспитывать патриотизм и чувство гордости за героическое прошлое русского народа.
Срок Февраль
Лексическая тема «Мебель»
Тема занятия «Сказка об умной уточке»
Тема занятия «Мебель в русской избе»
Литература Программа «Наш дом Южный Урал» стр. 165
«Русская изба от печки до лавочки» М. Улыбышева стр. 12
Форма работы НОД. Декоративное рисование. Роспись сундука. Беседа.
Задачи Закреплять знания об особенностях цветового решения уральской росписи. Подводить к овладению отдельными приёмами народной росписи.
Познакомить детей с обустройством древнего жилища. Рассказать о том, какая была мебель, для чего служила и кто её делал.
Срок Март
Лексическая тема «8 Марта»
Тема занятия «Что такое дом и зачем Десятиручка в нём»
Литература И. А. Лыкова «Конструирование в детском саду. Старшая группа» стр. 108 Форма работы НОД. Конструирование лоскутной куклы «Десятиручки»
ЗадачиРасширить понятие о доме такими представлениями, как семья, домашние дела, уют и лад. Вызвать интерес к конструированию лоскутной обрядовой куклы в подарок маме и бабушке.
Срок Март
Лексическая тема «Весна»
Тема занятия «А мы масленицу дожидали» «Домашняя масленица»
ЛитератураПрограмма «Наш дом Южный Урал» стр. 120
«Русские народные игрушки» стр. 38
Форма работы Русская народная хороводная игра. НОД. Конструирование. Изготовление народной обрядовой куклы.
ЗадачиПознакомить с русским народным весенним праздником, его историей.
Продолжать знакомить детей с традицией празднования масленицы. Показать новый способ изготовления народной куклы на палочке.
Срок Март
Лексическая тема «Посуда»
Тема занятия «Композиция в уральской росписи»
Тема занятия «Продаём горшки» - татарская народная игра.
Тема занятия«Посуда и утварь русских крестьян»
Литература Программа «Наш дом Южный Урал» стр. 168
Программа «Наш дом Южный Урал» стр. 116
«Русская изба от печки до лавочки» М. Улыбышева стр. 16
Форма работы НОД. Декоративное рисование. Роспись разделочной доски. Подвижная игра. Беседа. Экскурсия в мини-музеи групп детского сада.
Задачи Продолжить развивать у детей навыки составления узора. Упражнять в использовании приёмов работы красками.
Пополнить знания детей о разнообразии народной посуды. Воспитывать уважительное отношение к человеку труда.
Расширить представления детей о разнообразии домашней утвари наших предков. Рассказать о материалах, из которых делали посуду, о ремёслах. Пополнить словарь новой лексикой (гончар, резчик, бондарь)
Срок Март
Лексическая тема «Продукты»
Тема занятия «Каша-радость наша»
Демонстрационный материалЭкспонаты музея
Форма работы. Экскурсия в мини-музей группы «Почемучки»
Задачи Знакомить с традициями народов Урала, расширить представление о национальных блюдах русского народа.
Срок Апрель
Лексическая тема «Перелетные птицы»
Тема занятия «Ласточка»
Тема занятия«Ай, люли, прилетели журавли»
ЛитератураПрограмма «Наш дом Южный Урал» стр. 106
Программа «Наш дом Южный Урал» стр. 124
Форма работы Татарская народная подвижная игра. Колыбельная.
ЗадачиРазвивать ловкость, интерес к родной природе.
Знакомить с фольклорными жанрами, развивать музыкальный слух, вызвать интерес к народной песне.
Срок Апрель
Лексическая тема «Насекомые»
Тема занятия «Пчелы»
Тема занятия «Как куколка превратилась в бабочку»
ЛитератураПрограмма «Наш дом Южный Урал» стр. 105
И. А. Лыкова «Конструирование в детском саду. Старшая группа» стр. 144
Форма работы Русская народная игра. НОД. Конструирование игровой лоскутной куклы «Бабочки»
ЗадачиРазвивать ловкость, воспитывать интерес к родной природе.
Продолжать знакомить с традиционной народной игрушкой. Вызвать интерес к конструированию с опорой на технологическую карту. Знакомить с цветовой символикой. Приобщать к традициям и ценностям народной культуры. Воспитывать трудолюбие, желание заниматься рукоделием, украшать свой дом и делать подарки.
Срок Май