МААМ-картинки

Система работы с детьми раннего возраста в адаптационный период

Ирина Аверьянова
Система работы с детьми раннего возраста в адаптационный период

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 96 ОАО «РЖД»

СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Подготовила педагог-психолог

Аверьянова И. Г.

В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако, современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. Если педагоги и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – это будет залогом оптимального течения адаптации детей в ДОУ и успешной социализации.

Публикация «Система работы с детьми раннего возраста в адаптационный период» размещена в разделах

В связи с этим, в нашем ЧДОУ разработана система мероприятий, способствующая легкой адаптации детей к учреждению.

Задачи:

1. Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.

3. Привлечь внимание сотрудников дошкольного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.

Направления деятельности ЧДОУ в адаптационный период :

1. Медико-оздоровительная работа :

• изучение анамнеза, просветительская работа с родителями;

• составление индивидуальных назначений, укрепляющих нервную и иммунную системы;

• реализация общеукрепляющих мероприятий для детей ясельной группы;

• индивидуальная медицинская помощь детям «группы риска»;

• профилактические оздоровительные мероприятия по повышению резервных возможностей организма детей раннего возраста;

• наблюдение за физиологическим состоянием детей;

2. Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода :

разработка рекомендаций для воспитателей по организации адаптационного периода;

• психолого-педагогическое просвещение родителей;

• обучение воспитателей методам и приемам психопрофилактики;

• помощь в организации благоприятной развивающей среды, создание положительного психологического климата в группе;

• составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребенка;

• создание в ЧДОУ комфортной эмоциональной обстановки для детей и родителей.

• коррекционная работа с тяжело адаптирующимися детьми.

Основные составляющие педагогического процесса:

- работа с семьей;

- реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей;

- создание благоприятного психологического климата в группе

- регистрация наблюдений за ребенком в адаптационном листе.

Еще до приема в детский сад проводится профилактическая работа по улучшению процесса адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. При первом знакомстве с родителями будущих воспитанников, врач-педиатр и педагог - психолог консультируют родителей по вопросам повышения резервных возможностей соматического и нервно-психического здоровья детей, знакомят с режимом работы ЧДОУ, особенностями прохождения ребенком определенного возраста процесса

адаптации.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и педагогов учреждения, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. В связи с этим, мы разработали модель взаимодействия работы ЧДОУ с семьей в адаптационный период.

Первым этапом взаимодействия учреждения с семьей является знакомство родителей с ЧДОУ.

Педагог-психолог проводит серию встреч по определенной тематике:

1 встреча «Наш детский сад»- родители знакомятся с оснащением и оборудованием детского сада, режимом дня детей раннего возраста, меню на один день.

Второй этап - знакомство с семьей (сбор информации, выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад.

2 встреча «Расскажи о себе и о своей семье».

Педагог-психолог приглашает на индивидуальную консультацию родителей. Родителям предлагается заполнить анкеты, ответы на которые позволяют лучше узнать интересы и привычки ребенка, особенности воспитания в

семье, помогут педагогам создать благоприятные условия его развития (см. приложение).

1 анкета «Детский сад глазами родителей»

2 анкета «Готов ли Ваш малыш к поступлению в детский сад?»

3 анкета «Мой ребенок в детском саду» (через месяц после поступления)

Третий этап - установление партнерских, доброжелательных отношений.

3 встреча. Групповая консультация родителей.

Тема: «Виды адаптации. Как помочь ребенку быстро адаптироваться к ЧДОУИгровое упражнение: «Раз сложилась ситуация…»- обсуждение спорных ситуаций, возникающих в процессе общения родителей и ребенка.

В дальнейшем, в течение учебного года, родители посещают клуб «Школа молодой семьи», где специалистами ЧДОУ проводятся в виде круглого стола консультации и игровые сеансы по взаимодействию родителей с детьми (в соответствии с планом на летне-оздоровительный период).

В течение учебного года педагог-психолог по запросу родителей проводит индивидуальные консультации и участвует в оформлении информационных стендов и буклетов на тему:

«Адаптация малыша к детскому саду»;

«Психологические особенности детей раннего возраста»;

«Приемы, облегчающие ребенку утренние расставания»;

«В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад…» и др.

Очень важна в адаптационный период детей к ДОУ, взаимосвязь всех участников педагогического процесса.

Взаимодействие педагога - психолога с педагогами и специалистами:

- Разработка рекомендаций для воспитателей по организации адаптационного периода; в том числе индивидуально для трудно адаптируемых детей;

- Демонстрация презентации «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению» (для воспитателей);

- Оказание помощи воспитателям в организации развивающей среды, создание положительного психологического климата в группе;

- Организация оздоровительных игр с элементами психогимнастики (совместно с физруком и музыкальным работником);

- Проведение семинаров и круглых столов по психологическому просвещению педагогов совместно с учителем-дефектологом.

Участники сопровождения детей в период адаптации : воспитатели- педагог-психолог - музыкальный руководитель - руководитель физкультуры - медперсонал (медсестра массажа, медсестра ЛФК, врач-педиатр).

С момента поступления ребенка в ЧДОУ воспитателем группы и педагогом- психологом ведется Индивидуальная карта сопровождения в адаптационный период.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ

в адаптационный период

1. Фамилия, имя ребенка ___

2. Дата рождения ___

3. Дата поступления___

Программа психолого-педагогической и медико-социальной помощи

1. Группа ___

2. Воспитатели ___

3. Основные разработки индивидуальной карты (ведущая проблема в развитии ребенка) ___

I. Содержание индивидуальной программы:

Сферы помощи Специалисты лечебная

врач/медсестра педагогическая

воспитатель, др. педагоги психологическая

педагог-психолог социальная

соц. педагог

Проблема развития ребенка

Направления работы

Формы и методы работы

Прогнозируемый результат

Фактический результат

II. Рекомендации педагога-психолога воспитателям :

Приемы и методы взаимодействия: ___

Коммуникативные игры:___

___

Пальчиковые игры:___

___

Использование интерактивного оборудования для профилактики тревожности и нервозности (совместно с педагогом-психологом).

___

другое ___

III. Участие родителей в коррекционно-развивающей работе :

Формы участия родителей в коррекционно-развивающей работе :

закрепление навыков, сформированных на коррекционно-развивающем занятии;

проведение необходимых диагностических и лечебно-профилактических мероприятий в учреждениях здравоохранения по рекомендациям специалистов консилиума, врача-педиатра;

обеспечение необходимого режима для ребенка;

другие___

С индивидуальной программой комплексной помощи моему ребенку ознакомлен и согласен принимать необходимое участие в ее реализации___

(ФИО родителя/законного представителя)

«___»___20___г.

С помощью методики Смирновой Е. О. педагогом-психологом и воспитателем проводится диагностика предметной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей раннего возраста (см. приложение).

По результатам обследования и наблюдениям за жизнедеятельностью ребенка в период адаптации, педагогом- психологом выносится заключение о степени адаптации ребенка. С трудно адаптируемыми детьми педагог- психолог разрабатывает индивидуальный маршрут сопровождения, который заносится в индивидуальную карту.

В основе коррекционной работы используется программа Роньжиной А. С. «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.

В условиях интерактивной среды сенсорно-релаксационной комнаты релаксационные тренинги, упражнения на дыхание и игровые сеансы с музыкотерапией из серии «Волшебные голоса природы» способствуют снижению импульсивности и тревоги, снятию мышечного и эмоционального напряжения.

По окончании периода адаптации в ЧДОУ собирается психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) с расширенным составом. В ПМПк входят методист, педагог-психолог, врач-педиатр, воспитатели групп раннего возраста. На консилиуме обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, плани-

руется дальнейшая работа с детьми, у которых адаптация проходила трудно (если такие есть).

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет самостоятельно или со сверстниками, преобладают положительные эмоции.

К 3-м годам развитие личности ребенка выражается:

• в социальной компетентности (интерес к другому человеку, стремление к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, понимание своего пола: «Я – мальчик», «Я – девочка»);

• интеллектуальной компетентности (интерес к окружающему миру, выражающийся в многочисленных вопросах; использование по назначению бытовых предметов, игрушек, предметов-заместителей; в практической деятельности правильное применение цвета, формы, размеров предметов; экспериментирование, наблюдение, овладение словарем разговорной речи);

• компетентности физического развития (овладение ходьбой, бегом, лазанием, действиями с предметами, элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания);

• эмоциональности (повышенная потребность в эмоциональном контакте, умение выражать радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие)

• инициативности к общению со взрослыми (вопросы, просьбы, экспериментирование с краской, бумагой, конструктором в самостоятельных сюжетно - отобразительных играх.

• проявление самостоятельности при одевании, приеме пищи, желании самому стирать, мыть посуду, и т. д. ( ребенок заявляет: «Я сам, я могу»).

При переходе воспитанников из группы раннего возраста в 2 младшую группу обеспечивается целостность и преемственность воспитательно-образовательного процесса. Карты индивидуального сопровождения передаются воспитателям младшей группы с соответствующими рекомендациями педагога-психолога.

П Р И Л О Ж Е Н И Е

№1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТАЛЕЙ

ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА

«Описание игр, используемых в адаптационный период

с детьми 2-3 лет»

Подготовила педагог-психолог Аверьянова И. Г. по материалам журнала «Ребенок в детском саду» № 2/2003г.

«Иди ко мне»

Ход игры: взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

«Пришел Петрушка»

Материал: Петрушка, погремушки.

Ход игры: Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.

Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

«Хоровод»

Ход игры: воспитатель держит за руки ребенка и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов

Среди травок и цветов Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились

Что на землю повалились. БУХ!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

2 вариант

Вокруг розовых кустов

Среди травок и цветов

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг

Дружно прыгаем мы вдруг. ГОП! Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

«Покружимся»

Материал: два игрушечных мишки.

Ход игры: воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь.

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь.

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

«Прячем зайку»

Ход игры: воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку так, что бы она немного была видна. Говоря: «Где зайчик?», взрослый ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с зайчиком прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!». Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

«Солнышко и дождик»

Ход игры: Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в окошко! Можно идти гулять. Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

«Поезд»

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в «поезд» : «Я паровоз, а вы –вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали»,- говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

«Солнечные зайчики»

Материал: маленькое зеркальце.

Ход игры: воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

Приложение№2

Анкеты для родителей

«Готов ли Ваш малыш к поступлению в детский сад?»

Уважаемые родители!

Приглашаем вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания вашего ребенка для создания благоприятных условий его развития.

1. Ребенок:

а) фамилия, имя

б) сколько лет, месяцев___

в) как Вы чаще всего обращаетесь к ребенку, какие уменьшительно-ласкательные формы его имени используете?___

2. Мать:

а) фамилия, имя, отчество

___

б) год рождения___

в) образование, специальность, место работы___

___

3. Отец:

а) фамилия, имя, отчество

___

б) год рождения___

в) образование, специальность, место работы___

___

г) увлечения и хобби родителей___

4. Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком)___

___

5. Есть ли другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними?

___

___

6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан?

___

7. Была ли патология беременности, родов (какая?___

8. Особенности раннего развития ребенка (когда сел, когда начал ходить, когда начал говорить и т. д.)___

___

___

9. Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания, травмы перенес?

___

10. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т. д.)___

11. Основные виды игр и занятий дома___

___

12. Какие игрушки любит, кто их убирает?___

___

13. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть) :

- с детьми своего возраста - да – нет

- с детьми старшего возраста – да- нет

- с незнакомыми взрослыми - да- нет

- с родными - да – нет.

14. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркнуть) : спокойным, малоэмоциональным, очень эмоциональным.

15. Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, насколько часто?

___

16. Часто ли в вашем доме бывают гости (чаще 1 раза в неделю, чаще 1 раза в месяц, реже, кто они?___

17. Насколько часто вы с ребенком ходите куда-нибудь и куда?

___

18. Что ребенок умеет делать самостоятельно ___

___

19. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (подчеркнуть) : подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)___

___

20. – Какой аппетит у вашего малыша (нужное подчеркнуть) : хороший; ест все; ест плохо и мало; в зависимости от того что в тарелке.

- Как Вы кормите его дома (нужное подчеркнуть) : он ест сам; сначала ест сам, а потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые.

- Ест аккуратно - не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть, то что он не хочет; тарелка должна быть чистой.

21. Как засыпает Ваш ребенок дома (нужное подчеркнуть) : быстро, медленно, сам, с ним рядом сидит кто-то из взрослых, иногда мочится во сне, раздевается перед сном сам, одевается после сна сам, его раздевают и одевают взрослые.

22. Как вы наказываете ребенка (если наказываете, какая мера наказания наиболее действенная?___

23. Какие меры поощрения вы применяете, какая мера поощрения наиболее действенная?

___

24. Как ребёнок относится к посещению детского сада?___

___

25. Какие у ребенка отношения с детьми, если есть трудности – какие?

___

26. Что вас беспокоит в ребенке?___

___

27. Что вы хотели бы узнать и какие советы получить от психолога?___

СПАСИБО!

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ - 2

1. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка, прежде всего? ___

2. Что Вы будете делать в ситуации, когда Ваш ребенок требует вещь,

которая может быть для него опасной? ___

3. Когда Вы занимаетесь с ребенком, Вы предпочитаете: ___

4. Что Вы делаете, когда Ваш ребенок капризничает без особого повода? ___

5. Больше всего Вас огорчает, когда Ваш ребенок: ___

6. Как Вы поступите в том случае, если Ваш ребенок отказывается

выполнять то, что Вы его просите сделать? ___

7. Свою родительскую задачу Вы видите в том, чтобы: ___

8. Как Вы поступите, если ребенок отказывается есть? ___

9. Вы больше всего радуетесь, когда Ваш ребенок ___

10. Что Вы делаете, когда Ваш ребенок Вас не слушается?

___

11. Как Вы поступите, если ребенок испортил ценную вещь?

___

12. В отношениях с Вашим ребенком Вам не хватает:

___

13. Что Вы предпримите, если ребенок отказывается спать?

___

14. Вам хотелось бы, чтобы Ваш ребенок стал более

___

15. Как Вы поступите в ситуации, если ребенок навязчиво пристает и

мешает?___

___

16. Вам не нравится когда Ваш ребенок:

___

17. Как Вы поступите, если ребенок нарушил Ваш запрет?

___

18. В Вашем ребенке Вы больше всего цените:

___

19. Как Вы поступите, если Ваш ребенок обидел другого ребенка?

___

20 Что Вы предпримите в ситуации, когда Ваш ребенок взял чужую вещь

без спроса? ___

21. Какие качества, на Ваш взгляд, надо развивать в первую очередь у

ребенка в этом возрасте___

Анкета №3

«Детский сад глазами родителей»

1. Кто, по-вашему, более ответственен за воспитание ребенка: семья или дошкольное учреждение?

___

2. Что бы Вы хотели получить от детского сада?

- Максимально полную информацию о ребенке

- Педагогические советы по общению с ним

- Психологические консультации

- Рекомендации, какую литературу о воспитании ребенка вашего возраста лучше прочитать

- Возможность большего общения с родителями других детей

- Участвовать в мероприятиях детского сада

- Другое ___

3. Какие родительские собрания, встречи Вы предлагаете провести в этом учебном году? ___

4. Хотели бы Вы посещать занятия вместе с ребенком? Какие? С какой целью? ___

5. Что Вы ожидаете от таких посещений? ___

6. Вы испытываете затруднения в общении с сотрудниками НДОУ? Если да, то почему? ___

7. Ваши замечания и пожелания в работе детского сада ___

Спасибо за сотрудничество!

Публикации по теме:

Игровые занятия с детьми первой младшей группы в адаптационный периодИгровые занятия с детьми первой младшей группы в адаптационный период Специально организованные занятия с детьми раннего возраста в моей работе педагогом - психологом позволяют мне решать очень важные психологические.

Картотека «Игры детей раннего возраста в адаптационный период» Игры детей раннего возраста в адаптационный период Задачи: формирование эмоционального контакта; формирование доверия детей к воспитателю.

Адаптационный период детей раннего возраста в детском саду Начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, т. к. это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят.

Игры для детского сада в адаптационный период с детьми трех-четырех лет Иди ко мне Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!».

Игры с детьми в адаптационный период . Пальчиковые игры Дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.

Картотека игр в адаптационный период с детьми трех-четырех лет Картотека игр в адаптационный период с детьми трех-четырех лет Иди ко мне Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и.

Консультация для воспитателей групп раннего возраста по теме «Адаптационный период в ДОУ и оформление листов адаптации» Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни.

Медико-педагогическое совещание «Адаптационный период детей младшего дошкольного возраста» Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов Задачи: - сплочение коллектива, - развитие наблюдательности, - развитие навыков.

Роль игры в адаптационный период у детей младшего дошкольного возраста «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем.

Использование нетрадиционных методов и приемов работы с детьми раннего дошкольного возраста в адаптационный период Конспект Тема «Использование нетрадиционных методов и приемов работы с детьми раннего дошкольного возраста в адаптационный период».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы с детьми раннего возраста в адаптационный период
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 16:42
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы с детьми раннего возраста в адаптационный период» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Аверьянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД