Ирина Аверьянова
Система работы с детьми раннего возраста в адаптационный период
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 96 ОАО «РЖД»
СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Подготовила педагог-психолог
Аверьянова И. Г.
В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако, современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. Если педагоги и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – это будет залогом оптимального течения адаптации детей в ДОУ и успешной социализации.
Публикация «Система работы с детьми раннего возраста в адаптационный период» размещена в разделах
В связи с этим, в нашем ЧДОУ разработана система мероприятий, способствующая легкой адаптации детей к учреждению.
Задачи:
1. Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
3. Привлечь внимание сотрудников дошкольного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.
Направления деятельности ЧДОУ в адаптационный период :
1. Медико-оздоровительная работа :
• изучение анамнеза, просветительская работа с родителями;
• составление индивидуальных назначений, укрепляющих нервную и иммунную системы;
• реализация общеукрепляющих мероприятий для детей ясельной группы;
• индивидуальная медицинская помощь детям «группы риска»;
• профилактические оздоровительные мероприятия по повышению резервных возможностей организма детей раннего возраста;
• наблюдение за физиологическим состоянием детей;
2. Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода :
• разработка рекомендаций для воспитателей по организации адаптационного периода;
• психолого-педагогическое просвещение родителей;
• обучение воспитателей методам и приемам психопрофилактики;
• помощь в организации благоприятной развивающей среды, создание положительного психологического климата в группе;
• составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребенка;
• создание в ЧДОУ комфортной эмоциональной обстановки для детей и родителей.
• коррекционная работа с тяжело адаптирующимися детьми.
Основные составляющие педагогического процесса:
- работа с семьей;
- реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей;
- создание благоприятного психологического климата в группе
- регистрация наблюдений за ребенком в адаптационном листе.
Еще до приема в детский сад проводится профилактическая работа по улучшению процесса адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. При первом знакомстве с родителями будущих воспитанников, врач-педиатр и педагог - психолог консультируют родителей по вопросам повышения резервных возможностей соматического и нервно-психического здоровья детей, знакомят с режимом работы ЧДОУ, особенностями прохождения ребенком определенного возраста процесса
адаптации.
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и педагогов учреждения, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. В связи с этим, мы разработали модель взаимодействия работы ЧДОУ с семьей в адаптационный период.
Первым этапом взаимодействия учреждения с семьей является знакомство родителей с ЧДОУ.
Педагог-психолог проводит серию встреч по определенной тематике:
1 встреча «Наш детский сад»- родители знакомятся с оснащением и оборудованием детского сада, режимом дня детей раннего возраста, меню на один день.
Второй этап - знакомство с семьей (сбор информации, выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад.
2 встреча «Расскажи о себе и о своей семье».
Педагог-психолог приглашает на индивидуальную консультацию родителей. Родителям предлагается заполнить анкеты, ответы на которые позволяют лучше узнать интересы и привычки ребенка, особенности воспитания в
семье, помогут педагогам создать благоприятные условия его развития (см. приложение).
1 анкета «Детский сад глазами родителей»
2 анкета «Готов ли Ваш малыш к поступлению в детский сад?»
3 анкета «Мой ребенок в детском саду» (через месяц после поступления)
Третий этап - установление партнерских, доброжелательных отношений.
3 встреча. Групповая консультация родителей.
Тема: «Виды адаптации. Как помочь ребенку быстро адаптироваться к ЧДОУ.» Игровое упражнение: «Раз сложилась ситуация…»- обсуждение спорных ситуаций, возникающих в процессе общения родителей и ребенка.
В дальнейшем, в течение учебного года, родители посещают клуб «Школа молодой семьи», где специалистами ЧДОУ проводятся в виде круглого стола консультации и игровые сеансы по взаимодействию родителей с детьми (в соответствии с планом на летне-оздоровительный период).
В течение учебного года педагог-психолог по запросу родителей проводит индивидуальные консультации и участвует в оформлении информационных стендов и буклетов на тему:
«Адаптация малыша к детскому саду»;
«Психологические особенности детей раннего возраста»;
«Приемы, облегчающие ребенку утренние расставания»;
«В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад…» и др.
Очень важна в адаптационный период детей к ДОУ, взаимосвязь всех участников педагогического процесса.
Взаимодействие педагога - психолога с педагогами и специалистами:
- Разработка рекомендаций для воспитателей по организации адаптационного периода; в том числе индивидуально для трудно адаптируемых детей;
- Демонстрация презентации «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению» (для воспитателей);
- Оказание помощи воспитателям в организации развивающей среды, создание положительного психологического климата в группе;
- Организация оздоровительных игр с элементами психогимнастики (совместно с физруком и музыкальным работником);
- Проведение семинаров и круглых столов по психологическому просвещению педагогов совместно с учителем-дефектологом.
Участники сопровождения детей в период адаптации : воспитатели- педагог-психолог - музыкальный руководитель - руководитель физкультуры - медперсонал (медсестра массажа, медсестра ЛФК, врач-педиатр).
С момента поступления ребенка в ЧДОУ воспитателем группы и педагогом- психологом ведется Индивидуальная карта сопровождения в адаптационный период.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ
в адаптационный период
1. Фамилия, имя ребенка ___
2. Дата рождения ___
3. Дата поступления___
Программа психолого-педагогической и медико-социальной помощи
1. Группа ___
2. Воспитатели ___
3. Основные разработки индивидуальной карты (ведущая проблема в развитии ребенка) ___
I. Содержание индивидуальной программы:
Сферы помощи Специалисты лечебная
врач/медсестра педагогическая
воспитатель, др. педагоги психологическая
педагог-психолог социальная
соц. педагог
Проблема развития ребенка
Направления работы
Формы и методы работы
Прогнозируемый результат
Фактический результат
II. Рекомендации педагога-психолога воспитателям :
Приемы и методы взаимодействия: ___
Коммуникативные игры:___
___
Пальчиковые игры:___
___
Использование интерактивного оборудования для профилактики тревожности и нервозности (совместно с педагогом-психологом).
___
другое ___
III. Участие родителей в коррекционно-развивающей работе :
Формы участия родителей в коррекционно-развивающей работе :
закрепление навыков, сформированных на коррекционно-развивающем занятии;
проведение необходимых диагностических и лечебно-профилактических мероприятий в учреждениях здравоохранения по рекомендациям специалистов консилиума, врача-педиатра;
обеспечение необходимого режима для ребенка;
другие___
С индивидуальной программой комплексной помощи моему ребенку ознакомлен и согласен принимать необходимое участие в ее реализации___
(ФИО родителя/законного представителя)
«___»___20___г.
С помощью методики Смирновой Е. О. педагогом-психологом и воспитателем проводится диагностика предметной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей раннего возраста (см. приложение).
По результатам обследования и наблюдениям за жизнедеятельностью ребенка в период адаптации, педагогом- психологом выносится заключение о степени адаптации ребенка. С трудно адаптируемыми детьми педагог- психолог разрабатывает индивидуальный маршрут сопровождения, который заносится в индивидуальную карту.
В основе коррекционной работы используется программа Роньжиной А. С. «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.
В условиях интерактивной среды сенсорно-релаксационной комнаты релаксационные тренинги, упражнения на дыхание и игровые сеансы с музыкотерапией из серии «Волшебные голоса природы» способствуют снижению импульсивности и тревоги, снятию мышечного и эмоционального напряжения.
По окончании периода адаптации в ЧДОУ собирается психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) с расширенным составом. В ПМПк входят методист, педагог-психолог, врач-педиатр, воспитатели групп раннего возраста. На консилиуме обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, плани-
руется дальнейшая работа с детьми, у которых адаптация проходила трудно (если такие есть).
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет самостоятельно или со сверстниками, преобладают положительные эмоции.
К 3-м годам развитие личности ребенка выражается:
• в социальной компетентности (интерес к другому человеку, стремление к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми, понимание своего пола: «Я – мальчик», «Я – девочка»);
• интеллектуальной компетентности (интерес к окружающему миру, выражающийся в многочисленных вопросах; использование по назначению бытовых предметов, игрушек, предметов-заместителей; в практической деятельности правильное применение цвета, формы, размеров предметов; экспериментирование, наблюдение, овладение словарем разговорной речи);
• компетентности физического развития (овладение ходьбой, бегом, лазанием, действиями с предметами, элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания);
• эмоциональности (повышенная потребность в эмоциональном контакте, умение выражать радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие)
• инициативности к общению со взрослыми (вопросы, просьбы, экспериментирование с краской, бумагой, конструктором в самостоятельных сюжетно - отобразительных играх.
• проявление самостоятельности при одевании, приеме пищи, желании самому стирать, мыть посуду, и т. д. ( ребенок заявляет: «Я сам, я могу»).
При переходе воспитанников из группы раннего возраста в 2 младшую группу обеспечивается целостность и преемственность воспитательно-образовательного процесса. Карты индивидуального сопровождения передаются воспитателям младшей группы с соответствующими рекомендациями педагога-психолога.
П Р И Л О Ж Е Н И Е
№1
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТАЛЕЙ
ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА
«Описание игр, используемых в адаптационный период
с детьми 2-3 лет»
Подготовила педагог-психолог Аверьянова И. Г. по материалам журнала «Ребенок в детском саду» № 2/2003г.
«Иди ко мне»
Ход игры: взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.
«Пришел Петрушка»
Материал: Петрушка, погремушки.
Ход игры: Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.
Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.
«Хоровод»
Ход игры: воспитатель держит за руки ребенка и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов
Среди травок и цветов Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились
Что на землю повалились. БУХ!
При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.
2 вариант
Вокруг розовых кустов
Среди травок и цветов
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг
Дружно прыгаем мы вдруг. ГОП! Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
«Покружимся»
Материал: два игрушечных мишки.
Ход игры: воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь.
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь.
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
«Прячем зайку»
Ход игры: воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку так, что бы она немного была видна. Говоря: «Где зайчик?», взрослый ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с зайчиком прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!». Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.
«Солнышко и дождик»
Ход игры: Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в окошко! Можно идти гулять. Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.
«Поезд»
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в «поезд» : «Я паровоз, а вы –вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали»,- говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
«Солнечные зайчики»
Материал: маленькое зеркальце.
Ход игры: воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.
Игру можно повторить 2-3 раза.
Приложение№2
Анкеты для родителей
«Готов ли Ваш малыш к поступлению в детский сад?»
Уважаемые родители!
Приглашаем вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания вашего ребенка для создания благоприятных условий его развития.
1. Ребенок:
а) фамилия, имя
б) сколько лет, месяцев___
в) как Вы чаще всего обращаетесь к ребенку, какие уменьшительно-ласкательные формы его имени используете?___
2. Мать:
а) фамилия, имя, отчество
___
б) год рождения___
в) образование, специальность, место работы___
___
3. Отец:
а) фамилия, имя, отчество
___
б) год рождения___
в) образование, специальность, место работы___
___
г) увлечения и хобби родителей___
4. Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком)___
___
5. Есть ли другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними?
___
___
6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан?
___
7. Была ли патология беременности, родов (какая?___
8. Особенности раннего развития ребенка (когда сел, когда начал ходить, когда начал говорить и т. д.)___
___
___
9. Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания, травмы перенес?
___
10. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т. д.)___
11. Основные виды игр и занятий дома___
___
12. Какие игрушки любит, кто их убирает?___
___
13. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть) :
- с детьми своего возраста - да – нет
- с детьми старшего возраста – да- нет
- с незнакомыми взрослыми - да- нет
- с родными - да – нет.
14. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркнуть) : спокойным, малоэмоциональным, очень эмоциональным.
15. Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, насколько часто?
___
16. Часто ли в вашем доме бывают гости (чаще 1 раза в неделю, чаще 1 раза в месяц, реже, кто они?___
17. Насколько часто вы с ребенком ходите куда-нибудь и куда?
___
18. Что ребенок умеет делать самостоятельно ___
___
19. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (подчеркнуть) : подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)___
___
20. – Какой аппетит у вашего малыша (нужное подчеркнуть) : хороший; ест все; ест плохо и мало; в зависимости от того что в тарелке.
- Как Вы кормите его дома (нужное подчеркнуть) : он ест сам; сначала ест сам, а потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые.
- Ест аккуратно - не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть, то что он не хочет; тарелка должна быть чистой.
21. Как засыпает Ваш ребенок дома (нужное подчеркнуть) : быстро, медленно, сам, с ним рядом сидит кто-то из взрослых, иногда мочится во сне, раздевается перед сном сам, одевается после сна сам, его раздевают и одевают взрослые.
22. Как вы наказываете ребенка (если наказываете, какая мера наказания наиболее действенная?___
23. Какие меры поощрения вы применяете, какая мера поощрения наиболее действенная?
___
24. Как ребёнок относится к посещению детского сада?___
___
25. Какие у ребенка отношения с детьми, если есть трудности – какие?
___
26. Что вас беспокоит в ребенке?___
___
27. Что вы хотели бы узнать и какие советы получить от психолога?___
СПАСИБО!
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ - 2
1. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка, прежде всего? ___
2. Что Вы будете делать в ситуации, когда Ваш ребенок требует вещь,
которая может быть для него опасной? ___
3. Когда Вы занимаетесь с ребенком, Вы предпочитаете: ___
4. Что Вы делаете, когда Ваш ребенок капризничает без особого повода? ___
5. Больше всего Вас огорчает, когда Ваш ребенок: ___
6. Как Вы поступите в том случае, если Ваш ребенок отказывается
выполнять то, что Вы его просите сделать? ___
7. Свою родительскую задачу Вы видите в том, чтобы: ___
8. Как Вы поступите, если ребенок отказывается есть? ___
9. Вы больше всего радуетесь, когда Ваш ребенок ___
10. Что Вы делаете, когда Ваш ребенок Вас не слушается?
___
11. Как Вы поступите, если ребенок испортил ценную вещь?
___
12. В отношениях с Вашим ребенком Вам не хватает:
___
13. Что Вы предпримите, если ребенок отказывается спать?
___
14. Вам хотелось бы, чтобы Ваш ребенок стал более
___
15. Как Вы поступите в ситуации, если ребенок навязчиво пристает и
мешает?___
___
16. Вам не нравится когда Ваш ребенок:
___
17. Как Вы поступите, если ребенок нарушил Ваш запрет?
___
18. В Вашем ребенке Вы больше всего цените:
___
19. Как Вы поступите, если Ваш ребенок обидел другого ребенка?
___
20 Что Вы предпримите в ситуации, когда Ваш ребенок взял чужую вещь
без спроса? ___
21. Какие качества, на Ваш взгляд, надо развивать в первую очередь у
ребенка в этом возрасте___
Анкета №3
«Детский сад глазами родителей»
1. Кто, по-вашему, более ответственен за воспитание ребенка: семья или дошкольное учреждение?
___
2. Что бы Вы хотели получить от детского сада?
- Максимально полную информацию о ребенке
- Педагогические советы по общению с ним
- Психологические консультации
- Рекомендации, какую литературу о воспитании ребенка вашего возраста лучше прочитать
- Возможность большего общения с родителями других детей
- Участвовать в мероприятиях детского сада
- Другое ___
3. Какие родительские собрания, встречи Вы предлагаете провести в этом учебном году? ___
4. Хотели бы Вы посещать занятия вместе с ребенком? Какие? С какой целью? ___
5. Что Вы ожидаете от таких посещений? ___
6. Вы испытываете затруднения в общении с сотрудниками НДОУ? Если да, то почему? ___
7. Ваши замечания и пожелания в работе детского сада ___
Спасибо за сотрудничество!