юлия суханова
Организация и проведение прогулки с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из самых главных условий воспитания здоровых детей являются прогулки. Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой – все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние ребенка. Прогулка способствует повышению выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Публикация «Организация и проведение прогулки с детьми раннего возраста» размещена в разделах
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.
Требования к продолжительности прогулки.
Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после ужина.
Общая продолжительность прогулки составляет 4 — 4,5 часа.
— Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
— В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день : в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей домой. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15°С. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.
Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения.
Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада для проведения прогулок.
Для осуществления задач всестороннего развития детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями, спланированный и оборудованный участок. Необходимо, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка, для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.
На участке должно быть оборудование для развития движений. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы.
Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца.
При сухой и жаркой погоде полив песка в песочнице производится не менее 2-х раз в день.
В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения.
Подготовка к прогулке.
Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.
Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия.
Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:
— воспитатель выводит в раздевалку первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
— помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в раздевалку;
— воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;
— детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они надевают колготки, рейтузы, обувь, куртку, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать младший воспитатель, давая им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную помощь. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.
В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру — мытье ног.
Требования к одежде детей:
— в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;
Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.
Нахождение детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.
Структура прогулки :
1. Наблюдение.
2. Подвижные игры: игры большой подвижности, игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Наблюдение.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Объектами наблюдений могут быть:
• Живая природа: растения и животные;
• Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
• Труд взрослых (дворника, шофера, строителя и т. д.)
Виды наблюдения:
• Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т. д.
• Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
Подвижные игры.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке : в младших группах — 6 — 10 минут. На вечерней прогулке : в младших группах — 10-15 минут. Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год).
В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми : для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через препятствия, сбегание с пригорков.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Труд детей на участке.
Является важным компонентом прогулки. В процессе их выполнения мы формируем положительное отношение, уважение к труду взрослых, желание включиться в трудовой процесс, а затем и желание самостоятельно что-то сделать.
На что необходимо обратить внимание? Первые поручения должны быть очень простыми и понятными для детей: отнеси в коробку, убери на полочку, собери камушки. Почему? Малыши очень эмоциональны и быстро увлекаются. Скажи им, собираем снег, и они хватают лопатки или ведерки и бегут его собирать, ломая на пути постройки, сделанные ранее. Собирая листья, могут так увлечься, что начинают их раскидывать. И только тогда, когда они видят результат труда, они будут и в следующий раз охотно откликаться на предложение воспитателя.
По времени трудовой процесс не может быть долгим, если это совместно с воспитателем, то некоторые дети довольно долго занимаются предложенной работой (10-20 минут). Необходимо правильно подобрать инвентарь для выполнения трудовых действий. Летом ведерки должны быть небольшие – 0,8л. Для переноски песка для построек, воды для игр. Зимой до 2 л, так как снег легкий и объемный. Время выполнения таких поручений 5-7 минут, поручение можно повторить. Лопатки зимой должны быть на каждого ребенка, венички, желательно настоящие.
Перед выполнением заданий воспитатель обязательно объясняет, что надо хорошо послушать, что и как будут делать дети. Перечисляет последовательность выполнения и следит за правильностью выполнения. Это дисциплинирует детей, а также помогает воспитателю наблюдать за выполнением поручения.
Малыши поймут алгоритм, и в следующий раз уже самостоятельно будут справляться с заданием.
Выполняя поручения и видя результат, у детей повышается самооценка, происходит обогащение самостоятельных действий, он учится уважать и ценить труд взрослых людей, приходит на помощь, узнает правила выполнения трудовых заданий. А главное формируется уверенность, самостоятельность, умение довести начатое до конца. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий.
Самостоятельная игровая деятельность.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Увлеченные разнообразной деятельностью, дети постоянно находятся в бодром настроении, с удовольствием откликаются на все предложения взрослого и порой выражают недовольство тем, что прогулка уже окончена.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки и заходят в сад. Раздевание должно проходить без шума, проследить, чтобы дети аккуратно складывали и убирали вещи в шкафчики.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.