Антонина Илларионовна Львова
«Воздух повсюду». Организация исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста «Играем в ученых»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с понятием «воздух», обнаружить воздух в окружающем пространстве, воде, почве; выявить его свойство – невидимость.
Развивать личность ребенка, психические качества (ощущение, восприятие, память, внимание, речь, мыслительные операции, творческое воображение, познавательные интересы. Воспитывать усидчивость, развивать умение слушать, управлять своим поведением, работать в коллективе.
Публикация «„Воздух повсюду“, Организация исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста „Играем в ученых“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Игры для детей
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
Материал: большая банка с водой или таз для воды, бумажные салфетки, стакан с водой, шар воздушный, сумочка с «подарками», линейка, карточки – модули с изображением носа, глаза, руки, салфетки, бумажные полотенца.
Ход игры – эксперимента.
Обращаю внимание на гостей, дети здороваются.
– Ребята, сегодня мы проведем с вами много интересных опытов как настоящие ученые.
– Ой, кто-то к нам стучится (открываю дверь). Посмотрите, к нам прилетел необычный гость.
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Шарик. Я очень люблю путешествовать. Хотите, я расскажу откуда у меня такое название? Отгадай те загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, а все же
Без него прожить не можем.
Что это, ребята? Что мы вдыхаем носом? Для чего нам с вами нужен воздух? Молодцы, это – воздух, то чем мы дышим. Давайте, детишки, поиграем. Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте пальчиками нос, а ладошкой другой руки рот и не дышите. Правда очень трудно, нестерпимо. Хочется убрать ладошку и глотнуть воздуха. Без воздуха на земле не может обойтись все живое. А я живу только потому, что во мне есть воздух. А вы как думаете, где еще может быть воздух? Ладно, ребята, я тороплюсь, надо лететь дальше, а вам я оставляю подарок. До свидания.
– Интересную загадку загадал нам Шарик. Друзья мои, как вы думаете, где еще находится воздух? Вот сейчас мы и проверим, где есть воздух. Давайте пройдем в нашу лабораторию. Сейчас мы станем учеными и проведем интересные опыты (исследования). Напоминаю правила поведения: ничего не трогаем, не нюхаем, не делаем без моего разрешения. Сели ровно, приготовились к работе, будьте очень – очень внимательны, иначе ничего не получиться.
– Ребята, а вы видите воздух? (нет) Я тоже не вижу, воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимкой». А хотите воздух увидеть? Сейчас мы сделаем первый опыт. Кладу салфетку на край стола и взмахом руки привожу салфетку в движение, салфетка слетает на пол. Почему слетела салфетка? Что заставило ее слететь? (ответы детей)
- Потому что и возле салфетки, и возле нас есть воздух. Руками мы заставили воздух двигаться, и он «столкнул» салфетку со стола. Попробуйте повторить этот опыт.
– Вот какой воздух - невидимка, сам движется и другие предметы начинает двигать!
Хотите почувствовать, как движется воздух? Возьмите салфетку и помашите возле лица. Что вы почувствовали? (ветерок). Мы салфеткой опять заставили воздух двигаться, он и подул нам в лицо. Дорогие мои, а теперь вы как думаете, есть воздух- невидимка вокруг нас? Настя, где находится воздух? – Значит, воздух есть вокруг нас, мы его не видим, но он везде окружает нас.
– Дети, что в стакане? Как вы узнали, что в стакане ничего нет?
(потому что ничего не видно) Как еще можно узнать, что в стакане ничего нет? (можно потрогать, понюхать)
(Дети выполняют эти способы познания. Убеждаются, что когда трогаешь в банке - пусто, нюхаешь – ничего нет.)
– А теперь проверим, так ли это. Сделаем еще один опыт.
Переворачиваю стакан вверх дном и медленно опускаю его в банку с водой. Стакан не наполняется.
– Что же не пускает воду в стакан?
(Приглашаю детей попробовать). А теперь наклоните стакан. Что появилось в воде? (пузырьки). Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Значит, и в стакане есть воздух. Ну, и воздух – невидимка! И в стакане спрятался, и вокруг нас!
Давайте проведем еще один опыт. Опустите трубочку в стакан и подуйте в нее. Почему появились пузыри? (воздух выходит из воды). А теперь подуйте сильнее. Чем больше воздуха, тем больше пузырей, получилась настоящая буря.
– Мы с вами уже нашли воздух вокруг нас, в пустом стакане, в воде. А как вы думаете, есть ли воздух в почве?
(Предлагаю опустить в стакан с водой образец почвы и понаблюдать)
–Что появилось в воде? (пузырьки). Откуда они появились? (из почвы) Теперь мы убедились, что и в почве есть воздух.
Благодаря нашим опытам мы узнали, что воздух находится везде : вокруг нас, в пустом стакане, в воде, почве.
Вам понравилось быть учеными? А тебе, Таня (Коля, какой опыт понравился? Что мы сегодня узнали? (воздух везде)
Ребята, вы сегодня молодцы! Работали очень хорошо, как настоящие ученые.
А теперь посмотрим, какой подарок нам оставил Шарик, воздушный путешественник.
(Раздача шариков, предлагаю их надуть и поиграть с шарами.).
– Чем заполняем шарики? Что внутри шарика? (Игра с шариками)