Анжелика Есаулова
Организация информационно-просветительной работы с родителями в условиях дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Организация информационно- просветительной работы с родителями в условиях дошкольной образовательной организации
Есаулова А. В.
Есаулова Анжелика Валерьевна– воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 178», г. Иваново
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы об эффективных формах работы с родителями в дошкольной образовательной организации, о взаимодействии педагогов, родителей и воспитанников. Автор подробно раскрывает зависимость эффективности взаимодействия с родителями от качества информационно-просветительской работы.
Ключевые слова: участники образовательного процесса, дошкольное образование, информационное направление, взаимодействие с семьёй.
В современном обществе очень остро стоит вопрос о воспитании и развитии детей. Что бы вырастить полноценного члена общества воспитатели и родители должны действовать сообща и придерживаться единых требований. Родители и педагоги обязаны стать равноправными участниками образовательного процесса. Семья явля ется основной платформой для развития ребёнка. Если он счастлив, о нём заботятся и любят, то у него хорошее настроение, он позитивно настроен на познание и обучение [2].
В современном обществе созданы такие условия, при которых родители настроены на получение материальных благ, и поэтому всё меньше времени находят для решения вопросов личностного развития ребёнка и его воспитания. А также родители не всегда владеют знанием индивидуальных и возрастных особенностей развития ребёнка, а значит осуществляют воспитание на интуитивном уровне. Это не приносит положительных результатов.
Согласно 44 статье ФЗ-273 («Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся») родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед другими лицами, на защиту их прав и законных интересов [4]. Следовательно, наибольшая ответственность ложится на их плечи.
В соответствии с этой статьёй родители получают право познакомиться с уставом, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, учебно-программными материалами, постановлениями и прочими документами, с содержанием образования и используемыми методами обучения и воспитания, с информацией о всех видах обследований ребёнка и принимать решение относительно участия ребёнка в таких обследованиях.
Однако дошкольная образовательная организация, также является необходимым компонентом в обучении, воспитании и образовании ребёнка. Детский сад и семья - два общественных института, которые закладывают будущее нашего общества, поэтому им необходимо налаживать взаимопонимание, учиться слышать и понимать друг друга. Когда между детским садом и семьёй складывается недопонимание, ребёнок в этой ситуации страдает в наибольшей степени. Родителей чаще всего беспокоят вопросы питания и режимные моменты, а не образовательно-воспитательная деятельность. По этой причине возникают трудности в общении с родителями.
Чтобы изменить эту ситуацию, нужно заинтересовать родителей в совместной работе и сделать их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
В МБДОУ «Детский сад № 178» организована работа с родителями по следующим направлениям:
1. Информационное направление (информационно-аналитический, информационно-просветительский и информационно-наглядный блок)
2. Практическое направление (совместная деятельность, мероприятия, консультативный блок)
3. Контрольно-оценочное направление
А также используются активные формы и методы работы с родителями: консультации, общие и групповые родительские собрания, общение с родителями во время приёма и прощания с детьми, конкурсы и выставки совместных работ и поделок детей, изготовленных вместе с родителями, экскурсии, посещение памятников совместно с родителями, дни открытых дверей, участие родителей в праздниках, спортивных мероприятиях, участие детей и родителей в благоустройстве группы, прогулочного участка, совместное создание предметно-развивающей среды в группе, ежедневная работа с родительским комитетом, создание группы в социальных сетях, семинары-практикумы, беседы с родителями и детьми, почта «Вопросы-ответы», наглядная информация, в виде стендов и уголков.
Информационное направление (информационно-аналитический блок)
С целью повышения качества совместной работы с родителями, изучения социального статуса семьи и установления контакта с её членами, мы проводим на группе анкетирование «Взаимодействие ДОО с семьёй». Анализ анкет позволяет выявить особенности каждой семьи, специфику воспитания каждого ребёнка, и исходя из этого установить наиболее тесный контакт с родителями для совместного воспитания и обучения дошкольников, с учётом их индивидуальных особенностей.
Со временем контакты с родителями становятся наиболее тесными. Они с удовольствием готовы помочь в любых наших начинаниях: посещают мероприятия, праздники, открытые занятия, собрания, с удовольствием участвуют в подготовке и проведении экскурсий, всегда откликаются, если объявлен конкур поделок, принимают участие в голосовании, то есть являются активными участниками педагогического процесса. Это позволяет ещё больше сблизиться родителям с детьми, так как ребята очень радуются и гордятся, когда их мамы и папы участвуют в мероприятиях наравне с ними.
Конечно, нельзя сказать, что все родители проявляют одинаковую активность. В силу индивидуальных особенностей характера и темперамента есть более инициативные, которые с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, есть просто исполнительные, сделают всё, что просишь, но при этом не проявляя своей инициативы, но очень радует тот факт, что нет равнодушных, не желающих участвовать в воспитании и обучении своих детей.
Информационно-просветительский и информационно- наглядный блок
Очень важной стороной в работе с родителями является иформационно-просветительская информация. Для этого мы используем красочно и эстетично оформленные стенды, папки-передвижки, памятки, перекидные системы и пр.
Инфомационно-просветительская информация должна быть познавательная, направленная на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Также она может нести информацию, содержащую полезные знания и советы и удовлетворять ряду требований, а именно: актуальность, доступность, краткость, конкретность, безопасность и эстетичность.
В нашей раздевалке есть много папок с конкретной информацией, например, «Советы психолога», «Советуют специалисты», «Как провести выходные с ребёнком», «Здоровье детей», «Сделайте вместе с детьми», «Секреты хорошего аппетита», «Игры с пальчиками», «Рекомендации по организации питания детей дома», «Права ребёнка» и т. д. Также имеются нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность в ДОО. Родители принимают в оформлении непосредственное участие, а именно они приложили усилия, чтобы обеспечить раздевалку красивыми, красочными стендами с логотипом названия нашей группы, с пластиковыми кармашками, в которых очень удобно размещать информацию.
Мы оформили уголок детского творчества, в котором имеются папки для каждого ребёнка и собираем в них работы по рисованию и аппликации. Также устраиваем выставки детских рисунков и поделок, вывешиваем коллективные работы. Тема занятий и программное содержание выставляются в специальном кармашке.
На информационном стенде есть рубрика «С вашими детьми работают», в ней содержатся материалы о педагогах и специалистах ДОО с яркими фотографиями, именами, отчествами, фамилиями и краткой информацией. Это помогает родителям иметь представление о тех людях, которые работает с их детьми, а также облегчает общение с педагогами, администрацией и персоналом. Также на этом стенде расположены режим дня, расписание занятий, объявления, план мероприятий, меню, адрес сайта ДОО.
Следует отметить, что вся информация постоянно обновляется, чтобы у родителей не пропадал интерес к ознакомлению с ней.
Также мы оформили папку «Портфолио нашей группы», которую постоянно пополняем фотографиями с образовательно-воспитательного процесса, в режимных моментах, на прогулке и т. д. Родители с удовольствием рассматривают фотографии, им очень интересно знать, чем занимаются дети в детском саду, пока они находятся на работе.
Ещё мы организовали в популярной социальной сети свою закрытую группу. Я являюсь её модератором и тщательно слежу за тем, чтобы в неё не попали посторонние люди. Это делается с целью защиты прав детей и родителей. В неё мы также выкладываем фотографии и видео с занятий, различных мероприятий, утренников, объявления, поздравления с днём рождения, с победой в конкурсах, благодарности и пр. Современные мамы и папы являются активными пользователями социальных сетей, поэтому они с большим удовольствием посещают группу и участвуют в обсуждениях. Родители ждут от нас новых тем с описанием событий нашей жизни и сами выкладывают имеющуюся у них информацию. Это ещё плотнее связывает нас: педагогов, родителей и детей и позволяет установить атмосферу дружеских взаимоотношений. Многие родители стали дружить семьями. В группе участвует более 90% всей родительской общественности нашей группы.
Взаимодействия ДОО и семьи представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников. Создание в дошкольном учреждении коллектива единомышленников - родителей и педагогов, ориентированных на личностный рост ребёнка, позволяет успешно решать детские проблемы и с оптимизмом готовиться к будущим достижениям воспитанников.
Литература.
1. Давыдова О. И., Майер А. А., Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями / О. И. Давыдова, А. А. Майер. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 128 с.
2. Майер А. А., Богославец Л. Г. Организация взаимодействия субъектов ДОУ / учебно – методическое пособие. 2 – е изд., доп. и перераб. – 2012. – 176 с.
3. Михайлова – Свирская Л. В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова – Свирская. – М. : Просвещение, 2014. – 128с. : ил. – (Работаем по ФГОС дошкольного образования).
4. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12