Визенькова Елена Валерьевна
Организация физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками по формированию знаний и двигательных навыков в бассейне
▼ Скачать + Заказать документы
Организация физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками по формированию знаний и двигательных навыков в плавательном бассейне
Физкультурно – оздоровительная работа является одним из ведущих направлений во внеурочной деятельности воспитанников нашего учреждения. И на сегодняшний день эта работа является актуальной, так как способствует формированию у детей ценностного отношения к здоровью, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья, расширяет знания и навыки по гигиенической культуре, формирует умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, и использовать их в целях досуга и отдыха. Это направление работы отражено в воспитательной программе учреждения "Социально психологической адаптации к самостоятельной жизни детей" и предназначена для работы с детьми-сиротами школьного возраста.
Публикация «Организация физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками по формированию знаний и двигательных навыков в бассейне» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Программа ориентирована на социальную адаптацию, снижение иждивенческой позиции воспитанников и установку на обеспечение своих нужд собственным трудом.
Программа базируется на междисциплинарном подходе и предусматривает занятия по 5 направлениям:
• формирование социальных навыков
• личностное развитие
• формирование настроя на здоровый образ жизни
• трудовое воспитание
• обучение нравственно-правовым нормам.
Привлечение детей с ОВЗ к активным занятиям физической культурой и плаванием во второй половине дня основанного на пробуждении к ним интереса рассматривается как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы учреждения.
Физкультурно –оздоровительная работа плавательного бассейна это часть системы физкультурно-оздоровительной работы всего учреждения и имеет несколько направлений.
Направления физкультурно-оздоровительной работы в плавательном бассейне :
• Организация процесса обучения плавательным навыкам
• Организация взаимодействия со службами учреждения
• Укрепление материальной базы физкультурно-оздоровительной работы
• Методическая подготовка педагогов в освоении современных технологий
• Организация физкультурно-массовых и спортивных мероприятий
• Здоровьесбережение
Эффективное средство для улучшения физического состояния воспитанников является развитие двигательной активности. А занятие плаванием является прекрасным средством закаливания и укрепления здоровья ребёнка. Плавание активно действует на развитие скелетной мускулатуры, сердечно-сосудистой системы, корректирует у детей сколиозы, осанку, способствует расслаблению мышц.
Наше учреждение имеет водный комплекс, в который входят детский плавательный бассейн и минибассейн (джакузи, оснащенные самой современной системой водоподготовки и новейшей системой вентиляции в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами по плавательным бассейнам
СанПин 2. 1.2.1188-03.
Цель работы комплекса : создание условий для гармоничного развития, двигательной активности и закаливания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Для детей с ОВЗ водная среда является оптимальным условием современной реабилитации.
Физкультурно – оздоровительная работа связана с решением целого комплекса задач: образовательные, развивающие, воспитательные, оздоровительные. Образовательные задачи связаны с обучением детей и повышением квалификации педагогов. Развивающие связаны с развитием физических качеств и двигательных способностей у воспитанников. Воспитательные направлены на формирование самостоятельной личности. Оздоровительные направлены на укрепление и сохранение здоровья.
Задача сохранения здоровья детей является приоритетной, а оздоровление и закаливание это комплексный подход в системе работы нашего учреждения, где создана специализированная среда для занятий. Организация работы с воспитанниками в плавательном бассейне направлена на выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно-оздоровительной работы и основывается на нормативных документах, регламентирующих защиту физического и психического здоровья детей ввиду специфики нашего учреждения
СанПин 2.1.2.1188-03 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 09.02.2015 года N 8.
В этом постановлении прописано, что дети-сироты с отклонениями в состоянии здоровья занимаются по индивидуальным программам, составленным врачом и педагогом по физическому воспитанию с учётом рекомендаций врачей-специалистов.
• Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. Постановление от 12 03.1997года №288
• Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N481 о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей;
• Федеральный закон № 273-ФЗ (п. 9, 22, 25 ст. 2; п. 5 ст. 12; п. 1, п. 4 ст. 75) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
В этом приказе большое внимание уделено детям с ограниченными возможностями здоровья и детям - инвалидам.
В детском плавательном бассейне обучаются плаванию 58 воспитанников младшего и среднего школьного возраста, из них 15 инвалидов. Это дети с нарушением речи; дети с задержкой психического развития; дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; дети с нарушением эмоционально-волевой сферы; дети с множественными нарушениями (сочетания 2-х или 3-х нарушений). Многие диагнозы воспитанников долгосрочны и предполагают включение детей в определённую физкультурную группу : основную, подготовительную и специальную, согласно «Правилам определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой» приказ министерства здравоохранения 514-н от 10.08.2017 года. В нашем коррекционном учреждении в зависимости от заболевания воспитанника преобладают в большей степени подготовительные физкультурные группы. На экране это хорошо видно. Воспитанники, имеющие диагноз нарушение осанки, плоско-вальгусные стопы, относятся к основной группе. К подготовительной физкультурной группе – дети с аутическим поведением, врождённые вывихи и подвывихи бёдер, дети с деформацией костно-хрящевого отдела носа. К специальной физкультурной группе относятся дети, имеющие формы заболевания ДЦП. Занятия в бассейне проводятся 2 раза в неделю в дневное время по расписанию.
Воспитанники, получающие надомное образование занимаются в бассейне индивидуально в первой половине дня. Остальные обучаются плаванию в мини группах 5-6 человек. Для каждого ребёнка определённой физкультурной группы разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. Перед нашими детьми стоят такие же важные задачи, как и перед детьми с сохранным здоровьем: знакомство с водной средой, преодоление водобоязни, формирование навыков плавания и безопасного поведения в различных ситуациях на открытых водоёмах, привитие гигиенических навыков.
Малый бассейн с наличием форсунок для гидромассажа используется для релаксации и его посещают все воспитанники не зависимо от возраста с разрешения врача. А также минибассейн используется для индивидуальных занятий для воспитанников с повышенным чувством водобоязни по образовательной программе. Воспитанники младшего и среднего школьного возраста посещают водный комплекс нашего учреждения 3 раза в неделю.
С воспитанниками проводят занятия в бассейне 2 педагога дополнительного образования с первой квалификационной категорией и 1 инструктор по физической культуре, а также в штате бассейна есть инструктор-методист 1 квалификационной категории, который координирует всю работу педагогов по реализации образовательных программ и физкультурно-массовой работы в соответствии планом внеурочной деятельности. Весь педагогический коллектив имеет высшее специальное образование и постоянно совершенствует своё мастерство, обучаясь на курсах повышения квалификации, посещая разные семинары. Педагогическая деятельность коллектива направлена на решение коррекционно- образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач и формирование гармоничного развития личности воспитанника.
Они реализуются через программы дополнительного образования, разработанные в соответствии с новыми методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ отражённых в концепции развития дополнительного образования детей на 2015-2020 годы.
При разработке этих программ большое внимание уделялось физическому развитию и формированию здорового образа жизни у наших воспитанников.
Образовательная программа «Пузырики» для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и повышенной водобоязни для индивидуальных занятий. Занятия проводятся в минибассейне.
Образовательная программа «Основы плавания» для воспитанников с ОВЗ для занятий в мини-группах.
Образовательная программа «Аквааэробика» для воспитанников среднего школьного возраста. Занятия с предметами в музыкальном сопровождении. Программы имеют физкультурно-спортивную направленность.
Образовательная программа «Учимся плавать» для индивидуальных занятий с воспитанниками, имеющих ДЦП. Эта программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Срок реализации программ 4 года.
С учётом физиологических и психических возможностей воспитанника педагог использует разные методы обучения (они представлены на слайде). На освоение того или иного упражнения отведено разное время и более детальное объяснение и показ. Объяснение сопровождается показом движений несколько раз, с разных позиций.
Организация физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками реализуется разными формами.
Цель всех форм организации - расширение двигательной активности воспитанников, приобщение их к доступной спортивной деятельности, формирование здорового образа жизни.
1 учебное занятие
2соревнования
3 спортивные праздники
4 занятия в минибассейне
5 игры на воде
Основной формой организации учебного процесса при реализации программного материала является учебное занятие.
Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованные педагогом обучения детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету, в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, формирование и развитие умений и навыков.
Виды учебных занятий
-теоретические,
- индивидуальные,
- индивидуально-групповые,
-групповые
1Групповые занятия по обучению плаванию.
Дисциплинируют занимающихся, позволяют широко использовать разнообразные средства при обучении плаванию, дают возможность применить при выполнении упражнений соревновательный метод, содействуют воспитанию коллективизма.
Занятия аквааэробикой.
Занятия с предметами под музыку помогает ребёнку освоить темп, ритм, выполнить упражнение выразительно с большим напряжением.
2 Индивидуальные занятия.
Эти занятия по обучению плаванию для детей с ДЦП, по рекомендации врача, и для детей – надомников, которые по разным причинам не могут посещать учебные заведения.
3. Индивидуально-групповые
Занятия с воспитанниками в минигруппах
Формы физкультурно-досуговой работы
• Домашние спортивные праздники.
Одной из форм работы с воспитанниками в бассейне, которые вошли в традицию нашего педагогического коллектива являются домашние спортивные праздники на воде:
-«Ну, Погоди!»
- «Приключения капитана Врунгеля»
- «Здравствуй Карлсон!»
- «В гостях у Нептуна
Спортивные праздники способствуют широкому привлечению младших воспитанников к занятиям плаванием, подвижными играми, содействуют активному отдыху наших воспитанников.
• Выездные спортивные праздники на воде: «Победы на водных дорожках»
• Интегрированные открытые занятия для воспитателей, медико-психологической службы нашего учреждения (Мойдодыр)
Подметив у наших воспитанников расположенность к творческой деятельности, мы стали применять эту форму занятия и на открытых уроках по прививанию гигиенических навыков для первоклассников по средствам театрализованных приёмов с погружением воспитанников в проблемную ситуацию «МОЙДОДЫР»
• Посещение минибассейна – джакузи.
• Игры на воде.
Формы физкультурно-спортивной работы
Соревнования. Это яркое, эмоциональное зрелище, с целью выявления преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.
• Внутренние соревнования: спартакиада центра по плаванию, «Весёлый дельфин»
• Выездные соревнования: Участие воспитанников в городских соревнованиях по плаванию среди инвалидов «Спешиал Олимпик» и среди школьников, ежегодные традиционные соревнования «Весёлые старты»
Соревнования и спортивные праздники - один из наиболее эффективных путей привлечения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Интересные формы организации физкультурно-оздоровительной работы улучшают настроение и поведение детей, положительно сказываются на расширении двигательных возможностей воспитанников, способствуют формированию умений управлять своими движениями в воде и на суше, что важно для повседневной жизни.
Педагогический коллектив работает над усовершенствованием форм спортивно-оздоровительной деятельности.
Сегодня вашему вниманию будет предоставлено интегрированное занятие по плаванию с темой: «Правила безопасного поведения на воде в летний период». Обычно на эту тему детям читают лекции, показывают фильмы, а мы решили правила безопасности на воде преподнести воспитанникам с практической стороны. Проговорить действия и выполнить практические задания для более успешного освоения этой нужной для всех темы. В это занятие будет вставлен фрагмент «танец спасателей». Это – эстетическое плавание, а именно - выполнение упражнений под музыку с предметами для закрепления приобретенных раннее навыков плавательных движений. Эта форма проведения занятия позволит разнообразить педагогический процесс и придать занятию эмоциональную окраску, вызывая повышенный интерес ребёнка к занятию.
Сегодня открытое занятие по плаванию направлено на закрепление знаний и приобретённых плавательных навыков в течение учебного года и применение их на практике во время летнего отдыха на море. Это навык правильного поведения в различных ситуациях на открытых водоёмах.
Благодарю за внимание!
Автор: инструктор-методист Федотенко Галина Викторовна