Галина Мукина
Методические рекомендации для педагогов «Организация досуговой деятельности в каникулярное время»
▼ Скачать + Заказать документы
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Методические рекомендации для педагогов дошкольных и младшей школьной групп.
«Организация досуговой деятельности в каникулярное время»
Публикация «Методические рекомендации для педагогов „Организация досуговой деятельности в каникулярное время“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Учебный год для детей связан с довольно серьезными физическими и психическими нагрузками. Поэтому ожидание каникул, особенно новогодних – это мечта о любимых занятиях, об удовлетворении спортивных, художественных, технических интересов. Наконец, они хотят вдоволь поиграть, пошалить, просто погулять.
Каникулы – это продолжение процесса формирования, социализации и образования личности через активное взаимодействие с окружающей средой, благодаря расширению поля его социального взаимодействия, повышению самостоятельности и изменению его деятельности.
Каникулы – компенсация духовных сил и физического развития ребёнка, создание образовательно-развивающей среды для жизнетворчества каждого ребёнка, организация личностно-значимой разнообразной деятельности.
Таким образом, основная идея каникул – сформировать образовательно-развивающую среду для жизнетворчества ребёнка на основе воспитания патриотического сознания, общечеловеческих ценностей и культурологического мышления.
«В воспитании нет каникул» - эта педагогическая формула становится правилом для организаторов каникулярных дней.
Досуг – мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование и развитие. Он пронизан, переполнен образами жизни. Суть досуга – поддержать ребенка как человека и как деятеля.
Досуг чаще всего определяют как развлечение. Раз – влечение. Влечение – сильная склонность к чему – либо. Досуг есть влечение к разному.
Досуг всегда деятельностен. Досуговая деятельность отличается абсолютной добровольностью. Заставить детей заниматься досугом невозможно. Возможно приохотить к нему. Досуг – это удовлетворение личных интересов и притязаний детей. Досуг для детей – всегда самореализация и самореабилитация. Это очень важные функции.
Под досуговой деятельность можно понимать любую деятельность, а не только игры, забавы. Потехи. Игры и досуговые развлечения – это всё-таки имитация настоящей деятельности, хотя чувства и состояние детей истинные, «ненарошечные». Принципиально важно, что на смену обычным детским развлечениям постепенно приходит увлечение более продуктивной деятельностью, которую объективно следует считать досуговой.
Игра – важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка. Сливаясь с трудом, познанием, искусством, спортом, она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего развития личности.
В план воспитательной работы абсолютно правомерно включить все виды и «жанры» игр: спортивные и подвижные, двигательные забавы и аттракционы, дидактические и познавательные игры, строительные, технические и трудовые, музыкальные и хороводные, игры – тренинги, игры – развлечения, игры-шутки, ролевые, сюжетные, деловые игры.
Особое внимание следует уделить народным, национальным играм.
Модели работы: военные и военизированные игры, спартакиады, «рыцарский турнир», игра – путешествие, конкурсы – смекалки, викторина, турниры, игровая сюита, праздник игры и игрушки, ярмарка забав и развлечений. Игра – хорошее средство сплочения коллектива, которое помогает рождению дружбы и приподнятого, мажорного тнастроения.
Музыка – искусство, отражающее действительность в звуках, звуковых художественных образах. Музыка не требует перевода. Язык её всеобщ. Надо только научить детей понимать мир звуков.
Модели работы: вечер любимой песни, вечер музыки, новогодняя дискотека, музыкальная викторина, фольклорный праздник, лекция – концерт и т. д.
Театр. Его посещение закладывает театральные привязанности ивкусы, формирует эстетическую культуру детей, раскрывает особенности природы театра, его языка. Театр – особый психологический феномен, смысл которого в очищении психики ребенка. Нашим детям, всем без исключения нужна личная театральная практика.
Модели работы: вечер театральных жанров, литературный карнавал, кукольный театр, настольный театр, театрализованные праздники и развлечения и т. д.
Спорт и другая двигательная деятельность. Спорт – высшая культурная ценность с времен античности, ибо движение – это жизнь. Вовлечение детей в спорт, в двигательную практику – это формирование важнейших черт национальной психологии: духа соперничества, культа молодости, желания и умения продлить жизнь. Спортивные мероприятия воспитывают в детях выносливость, смекалку, ловкость.
Модели работы: весёлые старты, игровой час, кросс, малые олимпийские игры, спартакиада народных игр, спортивный КВН, спортивные игры, эстафеты и т. д.
Досуг – школа поддержки любого ребенка, а тем более слабого, «трудного», ибо победа ребенка в досуговом деле крепка и весела, от неё пышет здоровьем, от неё кругами расходятся добрые, положительные эмоции. Досуг объективно (чего не скажешь про учение) даёт детям уйму шансов реализоваться.
Веселых новогодних каникул!
Руководитель методического объединения педагогов Г. И. Мукина