татьяна крылова
Организация игровой РППС по поддержке самостоятельности в познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация игровой развивающей предметно-пространственной среды по поддержке самостоятельности в познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация игровой развивающей предметно – пространственной среды. [2]
Публикация «Организация игровой Рппс по поддержке самостоятельности в познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала;
доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;
свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности;
соответствовать принципу развивающего образования, цель которого – развитие ребенка; [1]
сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные образовательные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму);
обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах взаимодействия педагога с детьми;
в полной мере обеспечивать условия для поддержки и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей. [1]
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому воспитатели постоянно обновляют развивающую предметно-пространственную среду группы.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. [13]
В этом возрасте важно поддерживать проявления самостоятельности, развивающая среда строится так, чтобы ребенок активно проявлял познавательную активность, самостоятельность, инициативу. [16]
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания, обучения и развития каждому воспитаннику, возможность проявить индивидуальность и творчество. [15]
Для того, чтобы «стихийная» познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, учитывающие следующие факторы:
- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;
- родители, должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д. [16]
Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Оборудование размещается по центрам развития и позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
Для самостоятельного познания ребенком окружающей действительности, целостного восприятия мира детям предоставлена возможность для свободных практических действий с разнообразными материалами, предметами, веществами. Для этого в оборудовании должны быть представлены такие материалы, которые активизируют познавательную деятельность : развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, компас и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Как отмечает М. Н. Полякова, в детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, которая ведет к развитию самостоятельности и творчества. Ситуация экспериментирования дает ребенку большие возможности для общения со сверстниками и взрослыми. При этом ребенок может выступать в роли равноправного партнера по деятельности. [17]
Предметно-развивающее пространство, созданное в группе, способствует следующим потребностям детей :
Свободное рассматривание, использование игр и материалов, реализация свободного выбора, уровневое распределение (учет личностных возможностей и потребностей);
Свободное экспериментирование материалом, который предлагается ребенку либо выбранным им самостоятельно;
Проверка либо уточнение подлинности своих представлений о том либо ином объекте в процессе создания нового. [16, с. 17]
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе необходимо для того, чтобы реализовать задачи программы по образовательной области «Познание».
Для этого необходимо учитывать ряд принципов:
принцип полифункциональности: организации среды за счет разнообразия созданных в группе развивающих центров, которые будут стимулировать воспитание самостоятельности в познавательной деятельности детей;
принцип трансформируемости среды: в среде должны присутствовать элементы (ширм, кубов, платформ, легкой игровой мебели, которые предоставляют детям изменять пространство по своему игровому замыслу;
принцип вариативности среды: материалы, игры, демонстрационный материал меняются в зависимости от недельного комплексно-тематического планирования, тем самым стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую активность детей;
принцип насыщенности среды: наполнение среды соответствует содержанию программы воспитания познавательной активности,
возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста;
принцип доступности среды: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, материалам, игрушкам, пособиям;
принцип безопасности среды: среда соответствует требованиям безопасности, в игровом помещении мебель надежно закреплена, игры, игрушки, игровые пособия соответствуют требованиям безопасности. [2]
Рассмотрим и дадим описание центров развивающей предметно-пространственной среды группы.
Для знакомства дошкольников с многообразными формами жизни на Земле в центре науки представлены модели и иллюстрации, энциклопедии, справочники, дневники наблюдений, схемы, ландшафты нашей планеты и других планет Солнечной системы, фото- и видео – материалы, сделанные из космоса, глобусы, географические карты, различные дидактические игры и т. д.
Учитывая, что развитие самостоятельности у детей идет разными темпами используются внешние, наглядные средства в предметно-развивающей среде, облегчающие детям самостоятельное построение деятельности и правильную ее самоорганизацию – это схемы наблюдений, поэтапные инструкционные карты экспериментов, алгоритмы действий, графические модели. Оперируя данными средствами, старший дошкольник приобретает ценные навыки самостоятельного планирования, последовательного осуществления деятельности, контроля и оценки результатов. [7, с. 13]
Предметно-пространственная среда в группе организуется по принципу небольших замкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами в 2-4 человека. У детей в этом возрасте усиливается познавательная активность, которая проявляется в многочисленных вопросах к воспитателю: «почему?», «зачем?», «для чего?», развивается мышление, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами, пробуждается интерес к окружающему миру. [13]
Ребенок уже имеет некоторый опыт познания окружающего, который требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения, поэтому необходимо с этой целью создать «Сенсорный центр». Это такое место, где подобраны предметы, материалы, познавать которые можно при помощи органов чувств.
Среди дидактических игр подобраны игры на сравнение предметов по свойствам, группировку по свойствам, воссоздание целого по типу «Танграм», «Сложи квадрат», «Пазл»; игры на сериацию по разным свойствам, игры на счет и др. На мольберте, который присутствует в развивающей среде группы, размещаются различные знаковые обозначения, применяемые по теме. Это помогает детям освоить эталоны свойств и использовать их в самостоятельной познавательной деятельности.
Игры с природным материалом организуются в центре опытов и экспериментирования. Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим ребенком дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. В этом центре имеется коврик или клеенка, имеется специальная одежда (нарукавники, халатики, нагрудники).
Для самостоятельного познания окружающей действительности и целостного восприятия мира детям предоставляется возможность участвовать в элементарных опытах и экспериментах, действовать свободно с разнообразными предметами и материалами - это стимулирует познавательный интерес, исследовательскую активность. [16]
В контейнерах на полке размещают необходимые предметы: емкости для переливания воды, мелкие резиновые игрушки, водяные мельницы, сита, воронки, поролоновые губки, камешки, ведерки, игрушки для закапывания в песок, шарики от пинг-понга и многое др. Для фиксации процесса и результата экспериментов и опытов ведутся схематические зарисовки. Это способствует развитию исследовательских умений, планирования.
В процессе экспериментирования дети осваивают действия по измерению, преобразованию различных материалов и веществ, знакомятся с приборами (термометр, весы, зеркало, магнит, лупа, бинокль, телескоп, компас и др., развиваются представления о таких физических явлениях, как земное притяжение, электричество и магнетизм, колебания и звук, учатся использовать познавательные книги как источник информации. [16, с. 82]
В центре природы размещают учебно-методические и игровые материалы – это наборы дидактических картинок для группировки. В центре, в зависимости от тематического планирования, размещают серии демонстрационных картин и плакатов по теме.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. [13]
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.
При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155).
2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
3. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - 321 с.
4. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 77 с.
5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
6. Волосова, Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста [Текст] / Е. Волосова - М. : Просвещение, 1999.- 234 с.
7. Воспитываем дошкольников самостоятельными : Сборник статей/ Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 192 с.
8. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : Просвещение, 2005. – 192 с.
9. Дуброва В. П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье [Текст] : методические рекомендации. / В. П. Дуброва. - М. : Просвещение, 1985. - 220с.
10. Козлова C.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – 15-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 416 с.
11. Г. Я. Комкова Ребенок в детском саду / Г. Я. Комкова // Уроки Звездочета [Текст]. – 2011. - №2. – С 35-40.
12. Мониторинг образовательных областей и индивидуального развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : АРКТИ; ГНОМ, 2016. -328 с.
13. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. – СПб. : Детство-Пресс, 2010. – 128 с.
14. Образовательная область «Познавательное развитие» (Методический комплект программы «Детство») : учебно-методическое пособие/ З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Т. А. Ивченко, Т. А. Березина, Н. О. Никонова: ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 304 с.
15. Образовательные ситуации в детском саду (из опыта работы)/сост. З. А. Михайлова, А. С. Каменная, О. Б. Васильева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
16. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет) / сост. Т. В. Хабарова. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 96 c.
17. Полякова М. Н. Педагогическая диагностика дошкольника как субъекта деятельности // Детский сад от А до Я. 2011. № 2. – 509 с.
18. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) // Избранные философско-психологические труды. М. : Наука, 1997. С. 101–107.
19. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. СПб. : Питер, 2009. – 304 с.
20. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов и учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М. : Просвещение: Владос, 2005. - 291с.
21. А. М. Щетинина Диагностика социального развития ребенка. Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород, 2000. – 88 с.
22. Щетинина В. В. Проблемы развития познавательной активности в современных исследованиях / Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. Ульяновск: Издатель Качалин, 2013. №11, с. 32-35.
23. Т. А. Шорыгина О космосе. – М. : Книголюб, 2005. -80 с.