Алена Иванченко
Организация игр-драматизаций как средство воспитания словесной вежливости у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Частью национальной языковой культуры считается речевой этикет,
предусматривающий словесную реализацию функции вежливости. Современная лингвистика раскрывает огромное социально-этическое значение словесной вежливости, и относит ее к речевой стороне культуры общения.
Во многих теоретических исследованиях формирование словесной вежливости у детей рассматривается как важнейшая задача в ряду воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка. Известно, что словесная вежливость наиболее активно формируется в дошкольном возрасте.
Публикация «Организация игр-драматизаций как средство воспитания словесной вежливости у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Словесные игры
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Актуальность данного проекта определяется теоретической неразработанностью вопросов применения игр-драматизаций для воспитания словесной вежливости дошкольников.
Цель проекта – теоретически изучить и апробировать на практике систему занятий по организации игр-драматизаций как средства воспитания словесной вежливости у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи;
1. Изучить теоретическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме воспитания словесной вежливости детей старшего дошкольного возраста и организации игр-драматизаций;
2. Определить начальный уровень сформированности словесной вежливости у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать на практике систему занятий по воспитанию словесной вежливости старших дошкольников посредством организации игр-драматизаций.
4. Отобрать игры-драматизации соответствующего содержания;
5. Использовать в данной системе занятий разные варианты игр-драматизаций как в организованной, так и в самостоятельной деятельности детей.
Для проверки гипотезы, достижения цели и решения задач в работе использовались теоретические, диагностические и опытно-экспериментальные методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, методы эмпирического исследования, педагогический эксперимент.
1.1. Особенности формирования словесной вежливости в дошкольном возрасте.
Процесс воспитания словесной вежливости предполагает усвоение детьми формул и выражений речевого этикета, способствующих культуре их общения со сверстниками и со взрослыми.
Словесная вежливость – это усвоение и вариативное использование детьми устойчивых словесных формул и выражений, составляющих синонимический ряд относительно автономных ситуаций, общения, социально закрепленных и принятых в обществе, сочетающихся с паралингвистическими средствами.
Употребление детьми развернутых формул и выражений речевого этикета относится ко второму показателю словесной вежливости.
Таким образом, выделяются следующие компоненты словесной вежливости детей :
1) лексический – наличие в словаре ребенка нескольких вариантов формул и выражений речевого этикета, соответствующих определенным ситуациям общения;
2) грамматический – употребление детьми развернутых формул и выражений речевого этикета;
3) эмоциональный – доброжелательность в интонационных и выразительных средствах речевого этикета.
Поэтому есть основания полагать, что целенаправленную работу по воспитанию словесной вежливости следует начинать именно в этот период.
1.2. Игры-драматизации и методика их организации.
Игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. Игра-драматизация способствует освоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
1.3. Использование игр-драматизаций как средства воспитания словесной вежливости детей старшего дошкольного возраста.
Описанные выше достоинства игр-драматизаций позволяют использовать их для воспитания словесной вежливости у дошкольников.
Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего, подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.
В игре – драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приё мы: игра для него должна быть именно игрой.
Для воспитания словесной вежливости могут быть использованы игры-драматизации следующих видов:
1) этюды с куклами «би-ба-бо» или обыкновенных куклами;
2) игры и упражнения, основанные на импровизации ситуаций.
Речь идет об инсценировании поэтических и музыкальных произведений соответствующего содержания (связанных с речевым этикетом и словесной вежливостью).
Дошкольный возраст является периодом, благоприятным для воспитания начал словесной вежливости у детей, в качестве средства которого могут быть использованы игры-драматизации.
2.1. Изучение уровня сформированности словесной вежливости детей старшего дошкольного возраста
Целью этого этапа было – определить уровень сформированности словесной вежливости у детей старшего дошкольного возраста.
Для проведения констатирующего эксперимента использовались следующие методы:
1) индивидуальная беседа с детьми;
2) беседы с воспитателем о каждом ребенке;
3) наблюдения за поведением детей в ситуациях взаимодействия детей
дошкольного возраста со взрослыми и другими детьми, в различных
видах деятельности.
Для определения уровня сформированности словесной вежливости использованы критерии и показатели, представленные в таблице 1.
Критерии и показатели сформированности словесной вежливости
у старших дошкольников.
1. Лексический наличие в словаре ребенка нескольких вариантов формул и выражений речевого этикета, соответствующих определенным ситуациям общения
2. Грамматический употребление детьми развернутых формул и выражений речевого этикета
3. Эмоциональный доброжелательность в интонационных и выразительных средствах речевого этикета.
При этом каждый из выделенных уровней характеризуется следующими особенностями:
1) высокий уровень – в словаре ребенка присутствуют формулы и выражения речевого этикета, которые он активно использует, развито умение развернуть единицу речевого этикета, при этом используются не только обращения, но и мотивировки, в обращениях преобладают спокойная доброжелательная интонация, приветливая мимика, ребенок часто улыбается, не ссорится без причины;
2) средний уровень – формулы речевого этикета развертываются ребенком при помощи обращения, отмечается ситуативность в проявлении доброжелательности паралингвистических средств, тон зависит от настроения, от степени привлекательности общения или совместной деятельности с партнерами (например, приветливость со взрослыми и грубость со сверстниками);
3) низкий уровень – ребенок не умеет развернуть фразы речевого этикета, в общении с другими детьми и взрослыми может быть как доброжелательным, так и отличаться резкими жестами, неприветливой мимикой; проявлять настороженность, не стремиться к контакту со взрослыми, с другими детьми часто конфликтовать, часто недостаточно развита для его возраста речь.
Таким образом, проведенная диагностика уровня сформированности словесной вежливости у 20 детей старшего дошкольного возраста показала, что высокий уровень сформированности словесной вежливости отмечается у 1 ребенка (5,0 %, средний уровень показан лишь 11 дошкольниками (55,0 %, 8 детей (40,0 %) имеют низкий уровень сформированности словесной вежливости.
Значительная часть детей имеют проблемы либо в усвоении лексико-грамматических показателей, либо в усвоении доброжелательных паралингвистических средств (второй и третий из выделенных показателей).
Эти результаты указывают на необходимость проведения с детьми работы по воспитанию у них словесной вежливости, причем с детьми всей группы, а не только с низким уровнем. Средством воспитания словесной вежливости нами выбраны игры-драматизации, система занятий с использованием которых была разработана и апробирована на 2 этапе.
2.2. Система занятий по воспитанию словесной вежливости детей старшего дошкольного возраста посредством организации игр-драматизаций
Цель 2 этапа – разработать и апробировать на практике систему занятий по воспитанию словесной вежливости детей старшего дошкольного возраста посредством организации игр-драматизаций.
Работа предусматривала поэтапное решение следующих задач:
1. Обогатить речь детей определенным запасом разнообразных формул и выражений речевого этикета по следующим ситуациям стандартизированного общения: приветствие и прощание, просьба,
благодарность, извинение, знакомство, комплимент (I этап).
2. На конкретном и доступном материале познакомить детей со способами «развертывания» формул речевого этикета – обращениями и мотивировками (II этап).
3. Учить детей проявлять доброжелательность в интонации, мимике, жестах (III этап).
Воспитанию словесной вежливости предшествовала подготовительная работа, направленная на создание благоприятного микроклимата в группе. При восприятии произведений внимание детей вначале акцентировалось на отдельных вариантах формул и выражений речевого этикета (I этап, затем – на способах их «развертывания» (II этап) и на способах проявления доброжелательности в интонации, мимике, жестах (III этап).
В разработанной системе занятий использовались следующие виды игр-драматизаций :
Таким образом, на 2 этапе была разработана система занятий по воспитанию словесной вежливости детей старшего дошкольного возраста посредством организации игр-драматизаций.
2.3. Анализ результатов работы
Уровень сформированности словесной вежливости старших дошкольников
в констатирующем эксперименте.
Итак мы вмдим сокращение числа детей с низким уровнем сформированности словесной вежливости (с 40,0 до 10,0 %) и рост доли детей с высоким уровнем (с 5,0 до 40,0 %, что в сумме является свидетельством эффективности проведенных занятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эти результаты говорят об эффективности разработанной системы занятий по воспитанию словесной вежливости у старших дошкольников с использованием игр-драматизаций и позволяют рекомендовать их внедрение в условиях дошкольных учреждений.
Проведенная диагностика уровня сформированности словесной вежливости у детей старшего дошкольного возраста показала, что высокий уровень сформированности словесной вежливости отмечается у 1 ребенка (5,0 %, средний уровень показан лишь 11 дошкольниками (55,0 %, 8 детей (40,0 %) имеют низкий уровень сформированности словесной вежливости. Таким образом, дети показали существенный рост уровня сформированности словесной вежливости. На заключительном этапе эксперимента было лишь 2 дошкольника (10,0 %) с низким уровнем сформированности словесной вежливости, что является подтверждением эффективности проведенной работы.