Людмила Щипанова
Организация и проведение занятий по легоконструированию в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и проведение занятий
по легоконструированию в детском саду.
Воспитатель Щипанова Людмила Ивановна
МБДОУ «Детский сад № 37»
г. Ногинск Богородского городского округа Московской области
LEGO - это не просто забавная игрушка, это прекрасный инструмент, способствующий обогащению внутреннего мира ребёнка. LEGO-конструктор помогает раскрытию личностных особенностей ребенка, проявлению творческого потенциала и реализации возможностей. Разнообразные занятия с применением LEGO-конструктора предоставляют реальный шанс каждому малышу развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия со сверстниками, а педагогам увлечь ребят техническим творчеством. Созидательная игра поможет глубже понять ребёнка, следовательно, выработать эффективное средство для решения проблем разного характера, как ребёнка, так и педагога.
Публикация «Организация и проведение занятий по легоконструированию в детском саду» размещена в разделах
С помощью LEGO-конструктора дети попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.
Занятия по легоконструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.
С чего начать …
Вводную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески. Яркое, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит желание экспериментировать и созидать. Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания дошкольников воспитатель во вводной части занятия обычно использует богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приё мами:
• момент неожиданности — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну;
• видеообращение сказочного или вымышленного героя;
• стихотворения и загадки;
• чтение фрагмента произведения художественной литературы;
• дидактические и подвижные игры;
• познавательная беседа и обсуждение вопросов;
• проблемная ситуация;
• музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.
Базовые принципы Легоконструирования :
от простого к сложному;
учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
созидательность и результативность;
развитие творческих способностей;
комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.
Особенности практического использования с учё том возраста детей:
С детьми 3–4 лет используются LEGO Dyplo –конструкторы с крупными элементами.
С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.
Формы реализации Легоконструирования в детском саду :
• Плановые занятия 15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной к школе группах).
• Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 30 минут) :
подготовка ребёнка к конкурсу;
работа с одарёнными или отстающими детьми.
• Долгосрочные и краткосрочные проекты, участниками которых могут являться:
воспитатель;
дети и родители.
• Повседневное самостоятельное конструирование, строительная игра в свободное от плановых занятий время.
• Фестивали, конкурсы, викторины.
• Кружковая работа, которая проводится педагогами детского дошкольного учреждения.
Занятие в детском саду имеет свою логическую структуру:
1. Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут).
2. Основной этап (от 10 минут в младшей группе до 25 минут в подготовительной) — наиболее активная практическая часть занятия, которая включает следующие виды деятельности:
показ образца, пояснение педагогом пошаговой инструкции, разбор схемы-карточки;
самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, дошкольники могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой подгруппы;
физкультминутка с Лего-человечками, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, которые помогут расслабиться, а затем вернуться к увлекательному конструированию.
3. Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) — рефлексия, уборка рабочих мест, организация выставки детских работ. Анализ проводится с учё том таких критериев:
аккуратность, симметричность, целостность и привлекательный внешний вид конструкции;
технические умения и навыки;
степень самостоятельности проделанной работы;
целеустремлённость, дисциплинированность, трудолюбие, чувство товарищества и эмоциональной отзывчивости, проявленные во время работы над проектом.
В процессе обучения используются такие педагогические приё мы:
• Создание мотивации. Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность.
• Творческая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели автозаправочных станций, кораблей, машин и т. д. в творческих играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на LEGO-сцене, которую мы разворачиваем на LEGO столе помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.
• Дидактическая игра. Пример упражнений, направленных на усвоение сенсорных и пространственных понятий с помощью технологий:
«Найди деталь, как у меня»
«Разложи по цвету»
«Найди такую же постройку, как на карточке»
«Собери фигурку по памяти» (из 4–6 деталей)
«Построй с закрытыми глазами»
• Задание по образцу, сопровождаемое показом и пояснениями педагога.
• Конструирование с использованием технологических карт и инструкций. Предложить детям работу по схемам можно в игровой форме, например, педагог сообщает детям, что сегодня им предстоит стать конструкторами небесных роботов. Конструкторы из Звездного городка прислали чертежи, детям нужно по этим схемам построить модели кораблей. Чтобы попасть в конструкторское бюро, необходимо преодолеть небольшое испытание: найти в мешочке на ощупь деталь и сказать, как она называется.
• Конструирование по образцу.
• Творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели. Такие занятия практикую в работе со старшими дошкольниками, которые уже освоили основные приёмы, и им я предлагаю работу по схемам, фотографиям с изображением объекта на любимую тему.