Елена Костюшина
Практикум «Формирование навыков командной работы у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассмотрим с вами тему, которая, как мне кажется на занятиях по физкультуре актуальна всегда. Эта тема о том, как сформировать у дошкольников старшего дошкольного возраста навык командной работы.
Теорию объединения детей в коллектив описывали российские педагоги: Антон Семенович Макаренко, который выделил 2 закона развития детского коллектива:
1. Для того чтобы коллектив двигался вперед, он должен видеть перспективу – ближнюю, среднюю и дальнюю (завтрашняя радость).
2. через коллектив оказывается влияние на личность, в свою очередь, через развитие каждой личности осуществляется развитие коллектива.
Темочки:
Продолжает и дополняет работу Василий Александрович Сухомлинский: Коллектив — это богатство индивидуальностей. (слайд)
Воспитательный и развивающий потенциалы детского коллектива огромны. К сожалению, в настоящее время, коллективизм как явление постепенно уходит из образовательных учреждений, уступая свои позиции индивидуализму и личному успеху.
Каждый отдельный ребенок в детском саду испытывает массу трудностей, среди них - сложные отношения со сверстниками. Одной из причин является отсутствие самого коллектива в полном понимании этого слова. В связи с чем становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми дошкольного возраста.
Сегодня мы обсудим вопрос о том, как нам, инструкторам по физкультуре сформировать у детей навык командной работы
Первоначально обратимся к ФОП
Я не буду рассматривать все задачи, а только конкретные по игре (слайд)
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития в пункте «Подвижные игры»
- поддерживать стремление детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей;
- побуждать проявление смелости, находчивости, волевых качеств, честности, целеустремленности;
- поощрять творчество детей, желание детей придумывать варианты игр,
комбинировать движения, импровизировать;
- воспитывать сплоченность, взаимопомощь, чувство ответственности за успехи команды, стремление вносить свой вклад в победу команды, преодоление трудностей;
- способствовать формированию духовно-нравственных качеств, основ патриотизма и гражданской идентичности.
Если рассмотреть Планируемые результаты реализации Федеральной программы, то там мы увидим, что к концу дошкольного возраста
у ребенка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества;
-ребенок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими;
- ребенок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной деятельности;
-ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками
Обратите внимание на ключевые слова: владеет способами взаимодействия со сверстниками, учитывает интересы, умеет договариваться и дружить, осуществляет анализ своей двигательной деятельности, проявляет нравственно- волевые качества — это как раз то, что необходимо в командной работе.
Какие же игры, способствуют развитию нравственно-волевых качеств? (На слайде выведены нравственно- волевые качества)
Это должны быть игры по правилам; коллективные, партнерские игры, где партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые.
Это могут быть игры, где создаются условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии.
Игры, где ставится цель – выиграть, т. е. это либо соревновательная игра, либо игра-достижение.
В своей профессиональной практической деятельности, отметила, что многие дети старшего дошкольного возраста при проведении спортивных мероприятий не умеют работать в команде, договариваться, соблюдать правила при выполнении различных заданий, неточно воспринимают предложенную инструкцию.
В настоящее время формирование навыков командной работы одно из приоритетных направлений моей работы. Ставлю для себя цель, чтобы после каждого моего занятия дети возвращались в группу командой единомышленников.
Мы, как инструктора по физкультуре должны понимать свою очень важную роль в формировании настроя детской команды, мы обязаны поддерживать и сопровождать команду, грамотно анализировать результаты спортивного события, направлять образовательно-воспитательный процесс на достижение высоких результатов.
Какими же методами мы можем пользоваться на занятиях по физкультуре для формирования навыков командной работы? (слайд)
1. Введение командообразующих игр в утреннюю гимнастику.
Например, заключительная подвижная игра в форме танца-флэшмоба, где дети закрепляют элементы общеразвивающих упражнений и через синхронное выполнение музыкально-ритмических движений ощущают единение коллектива.
2. Распределение детей на пары или мини-команды.
Это можно делать случайным или условным выбором, по гендерному признаку, по условиям игры, по личному выбору детей, с учётом индивидуальных двигательных возможностей и способностей.
3. Постановка командной игровой задачи.
Например, выполнив упражнение, передать оборудование следующему, преодолеть различные препятствия, держась друг за друга разными способами, не разрывая цепь, поддерживать друг друга. (видео с фишками)
4. Использование командных игр.
Например, «Вышибалы», «Три раза по ладони», «Переправь мяч», «Четыре острова», «Гигантская скакалка», «Ловишка с хвостиком», «Голова дракона», «Весёлые старты»
5. Проведение мероприятий, совмещающих интеллектуальную и физическую составляющие.
Например, квест-игры или интеллектуально-спортивные викторины.
6. Получение обратной связи после завершения мероприятий.
Вместе с детьми нужно обсудить действия, которые они предпринимали для выполнения задания, выяснить, какие из них сработали, а какие — нет, и почему. При этом выделить значимость каждого ребенка. После выполнения задания похвалы достоин абсолютно каждый. Нельзя ни про кого забывать
Командные, соревновательные игры, квесты, в которых дети взаимодействуют друг с другом, решают одну проблему и идут к одной поставленной цели. В таких играх проявляется активность каждого, развивается потребность в общении, дети становятся самостоятельными. Вся команда детей подчиняется одним и тем же правилам, дети преодолевают трудности, связанные с правилами игры
Чему надо научить ребенка, чтобы ему было легко работать в команде?
1. Каждый выполняет свое дело. (слайд)
Часто так бывает, что один ребёнок может выполнять одновременно несколько двигательных навыков и т. д., то в команде, скорее всего, ему придется выполнять только один какой-то вид деятельности. Потому что от того, что кто-то один будет делать все, а остальные вообще ничего не делать, успеха достичь вряд ли удастся. Объясните, что лучше делать что-то одно, но качественно, чем брать на себя слишком много задач одновременно.
2. Обсуждения и общее согласования.
В командной работе очень важно выслушивать мнение каждого и приходить к общим компромиссам. Неправильно выяснять и доказывать свою точку зрения на повышенных тонах, правильно – четко аргументировать, почему необходимо сделать так, а не иначе. Обсуждать планы следует спокойно, стараясь максимально четко выразить свою мысль. Также важно спросить каждого, кто хочет сказать, а не основываться только на 1-2 мнениях.
3. Ребенок – не «пуп земли».
Еще один важный момент в умении работать в команде заключается в том, чтобы ребенку дать понять о существовании в этом мире других точек зрения, отличных от его. И если большинство в коллективе проголосовало за другое решение, то не стоит расстраиваться и обижаться, даже если он считает, что другие неправы.
Детям бывает весьма непросто научиться слышать кого-то кроме себя, и наша с вами задача, донести ему тот факт, что в этом мире существуют и другие люди, мнение которых надо учитывать, а также уметь с ними правильно взаимодействовать, чтобы никто не был в обиде и все получили выгоду от общего дела.
Упражнения на командообразование могут проводиться с двумя разными тренерскими целями:
1. показать группе, что они пока ещё не являются идеальной командой
2. дать группе ощущение мощной, сильной, сплоченной команды.
Привожу пример по цели 1:
Задание «Собери картинку». После моей поставленной задачи, все просто напросто набрали различный спортивный инвентарь и начали строить каждый своё. Я дала детям возможность довести работу до конца. Потом предложила им порефлексировать и выяснить получили ли они удовлетворение от такой хаотичной работы?
Предложила подумать, что можно сделать, чтобы выполненное задание принесло удовлетворение, гордость от выполненной работы всеми детьми?
И они дали ответ, что надо задание выполнять дружно, всем вместе.
Вот тут я им и начала объяснять, что такое команда? Как распределять действия в команде, чтобы быстро прийти к поставленной цели.
Все вы понимаете, что если мы говорим о командных соревнованиях, то цель- дисциплина, качество выполнения правил каждым участником команды и в результате- победа! А затем обязательно анализ задания: почему не получился желаемый результат, кто выполнил задание не в соответствии с правилами, кому надо поработать над ошибками, как добиться хорошего результата?
Традиционный повтор фраз: «Один за всех и все за одного!», «Наша команда лучше всех, нас сегодня ждет успех!», «Один в поле не воин» и т. д. обладает весомой объединяющей силой.
Большим подспорьем для командообразования служат различные проекты (Проект «Предшкола:стандарт дошкольного образования», проект «Орлята- дошколята», тематические планы. В соответствии с тематическими неделями я провожу спортивные задания, игры, эксперименты,игры-драматизации.
Посмотрите на экран (фото с разных тематических недель) (Слайд)
В настоящее время чаще используется такое понятие детский тимбилдинг— это не просто спортивно-развлекательное мероприятие, направленное на веселое времяпрепровождение. Это целенаправленные задания в ненавязчивой игровой форме, которые призваны сплотить детский коллектив, научить ребят разговаривать и договариваться между собой, дружить и поддерживать друг друга, обучить взаимопомощи и взаимовыручке. Это своего рода такой инструмент, который укрепляет всю команду. (Это всё то, о чём мы говорили выше)
И в завершении, перед началом практических заданий, я предлагаю одну цитату, которую я регулярно использую в своей жизни, надеюсь, многие из вас оценят её и примут в свою жизнь.
"ВОЗЬМИТЕ ЧАШУ ТЕРПЕНИЯ, ВЛЕЙТЕ ТУДА ПОЛНОЕ СЕРДЦЕ ЛЮБВИ, БРОСЬТЕ ДВЕ ПРИГОРШНИ ЩЕДРОСТИ, ПЛЕСНИТЕ ТУДА ЖЕ ЮМОРА, ПОСЫПЬТЕ ДОБРОТОЙ, ДОБАВЬТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ВЕРЫ И ВСЕ ЭТО ХОРОШЕНЬКО ПЕРЕМЕШАЙТЕ. ПОТОМ НАМАЖЬТЕ НА КУСОК ОТПУЩЕННОЙ ВАМ ЖИЗНИ И ПРЕДЛАГАЙТЕ ВСЕМ, КОГО ВСТРЕТИТЕ НА СВОЕМ ПУТИ. "
Практические задания :
1. «Переправь мячи:
2. «Гусеница»
3. Эстафета «Собери пазлы»
Перед началом
1. придумывают название команды
2. кто будет начинать первым
3. продумывают (задание №3) какую постройку делают круг или дорожку
4. рефлексия