Юлия Бабина
Доклад «Организация и проведение прогулок в условиях РЦ»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка…. 3-4
2. Прогулка как способ организации воспитательной деятельности…. 4-5
3. Основные требования к прогулке в соответствии с СанПин…. 6-6
4. Цель и задачи прогулки…. 6-7
5. Этапы планирования прогулки….7-8
6. Структурные компоненты…. 9-9
7. Методика проведения прогулки….9-13
8. Библиографический список…. 14
Пояснительная записка.
«День, проведённый ребёнком без
Публикация «Доклад „Организация и проведение прогулок в условиях РЦ“» размещена в разделах
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
прогулки, потерян для его здоровья"
Г. А. Сперанский
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки, где предоставляются уникальные условия для развития ребенка, удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре. Еще в XVII веке Я. А. Коменский отводил большое место в воспитании детей - природе. Ж. Ж. Руссо считал, что до 12-летнего возраста дети должны развиваться только на природе. По мнению Ф. Фребеля, каждое детское учреждение должно иметь участок территории, где ребенок мог бы не только трудиться, но и наблюдать природные объекты, осуществлять исследовательскую деятельность. К. Д. Ушинский отводил особое место и значение природе в интеллектуальном развитии ребенка.
Что же такое «прогулка»? Прогулка – хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние для отдыха, развлечения (Д. Н. Ушаков). Прогулка – хождение или недалекая поездка для развлечения, отдыха на открытом воздухе (С. И. Ожегов). Прогулка – пребывание на открытом воздухе для отдыха, развлечения (Т. Ф. Ефремов). Прогулка – это педагогически организованная форма активного отдыха детей.
Опыт работы с детьми показывает, что прогулки дают возможность не только для их физического, но и умственного, социально-коммуникативного, нравственного и эстетического развития. Современные программы образования обязательно основываются на комплексно-тематическом принципе построения и предусматривают решение программных образовательных и воспитательных задач в совместной деятельности детей и педагога и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В связи с этим, режимный момент - прогулка обязательно должен быть использован с максимальной пользой для всестороннего развития и воспитания детей через правильно организованную, продуманную деятельность и включать решение программных образовательных задач.
Мнение педагогов о том, что прогулка – одна из наиболее лёгких педагогических форм, является заблуждением. Только усвоив сущность прогулки, вскрыв её огромные воспитательные возможности, каждый педагог сможет по достоинству оценить её и включить в арсенал своих методических средств.
Все выше сказанное повышает актуальность выбранной мною темы для исследования.
Прогулка как способ организации воспитательной деятельности в РЦ.
Одним из режимных моментов стационарного отделения в нашем центре является прогулка. Прогулка играет ведущую роль в развитии, образовании, оздоровлении детей. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического и умственного развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Прогулки у детей, проходящих курс реабилитации в Центре, во многом отличаются от прогулок в ДОУ : структура прогулки, непостоянство состава детей (период реабилитации – 21 день, возраст детей (разновозрастные группы, временные ограничения в пребывании на свежем воздухе.
В реабилитационном центре прогулки проводятся во вторую половину дня, так как в первой половине дети заняты лечебными и оздоровительными процедурами. Отличительной особенностью прогулок является то, что у детей, проходящих реабилитацию, часто снижена двигательная активность, наблюдается быстрая утомляемость. Прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха или же, наоборот, быть насыщенной подвижными играми и развлечениями.
Эффективность прогулок в реабилитационном центре во многом определяется пониманием значимости, которое состоит в том, чтобы:
- удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;
- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную двигательную активность и физические нагрузки в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- восстановить работоспособность детей;
- стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
- способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка.
При календарном планировании очень сложно спланировать прогулку так, чтобы все, что задумано, позволили выполнить погодные и природные условия, возраст детей, мобильность группы. Я считаю, что все это можно предусмотреть с помощью создания единой базы прогулок через картотеку, где воспитатель будет иметь возможность выбрать из множества – вариант прогулки на данный день.
Основные требования к организации и проведению прогулки
в соответствии с СанПин.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на свежем воздухе практически все дневное время, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна. В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15С или ветреная погода могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены. В силу возрастных особенностей дети не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Поэтому воспитатели должны педагогически правильно руководить деятельностью детей на прогулке, основная их задача состоит в обеспечении содержательной, активной и разнообразной, интересной для ребят деятельности.
Цель и задачи прогулки.
Воспитатель к проведению и организации прогулки готовится так же, как и к занятию, продумывает и планирует организацию деятельности и ее целесообразность. Целью прогулки является : укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Отсюда вытекают задачи:
• Удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении, сформировать навыки в разных видах движений;
• Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;
• Стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность, наблюдательность, любознательность и воображение;
• Создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: мыслительной деятельности, ознакомления с окружающим миром;
• Активизировать поиск адекватных форм поведения, формировать положительные эмоциональные и нравственно-волевые проявления детей;
• Формировать трудолюбие, заботливое и бережное отношение к природе.
Этапы планирования прогулки.
• Определить вид прогулки. Подготовку к прогулке начинать с анализа ранее проведенных прогулок, с тем, чтобы намеченная прогулка не походила на предшествующую.
• Определить цель и задачи.
• Разработать маршрут, ознакомиться с ним. Если маршрут не знаком, внимательно изучить его, во избежание каких-либо неожиданностей.
• Выбрать место проведения.
• Определить затраты времени на прогулку. Зная силы и возрастные возможности детей, установить время прогулки, расстояние, места временного отдыха, объекты наблюдения. В расчёт брать время года, погоду, особенности местности.
• Разработать задание.
• Наметить виды деятельности детей. Определить, какие черты личности, характера, поведения будут формироваться и корректироваться, какие взгляды и мысли будут переданы детям во время прогулки.
• Составить конспект прогулки.
Необходимо соблюдать следующие требования к организации прогулки : предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде; сообщить цель прогулки; рассказать о маршруте и заданиях; указать порядок следования по маршруту; назначить ответственных; провести инструктаж по технике безопасности.
Прогулку нужно начинать с сообщения по технике безопасности, если есть необходимость, дать поручения отдельным воспитанникам, распределить обязанности. Затем наблюдаем за одеванием и организованным выходом из корпуса, напомнить группе о правилах поведения на улице и сообщить маршрут.
Назначив из числа детей направляющих и замыкающих, выбрать место среди детей с таким расчётом, чтобы было удобно наблюдать за ними, и в любой момент можно было бы приостановить движение.
При движении по маршруту проводить индивидуальные или групповые беседы с детьми. Делать остановки для того, чтобы обратить внимание группы на тот или иной объект. Если требуется ответить на вопросы детей, так же делать периодические остановки.
Общение со всеми детьми обязательно по всем вопросам. Любой вопрос воспитанника требует ответа, всякое слово – внимания. Раз отмахнулся, другой раз не ответил, а потом уже и не подойдут, не захотят поделиться.
По окончании прогулки провести проверку состава группы, подвести итог прогулки и разрешить войти в здание корпуса. При этом следить за порядком в раздевалке и за тем, чтобы дети не входили в помещение в грязной или покрытой снегом обуви.
При планировании учитывать, что прогулки проводятся регулярно. Поэтому они должны быть разнообразны, использовать различные виды, вносить элементы новизны.
Структура прогулки.
Структурными компонентами прогулки являются :
• Наблюдения;
• дидактические занятия;
• трудовые действия самих детей;
• подвижные игры и игровые упражнения;
• индивидуальная работа с детьми по развитию физических качеств;
• самостоятельная игровая деятельность.
Все компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке. Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с ними на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры-развлечения, понаблюдать с подгруппой за каким-либо событием или явлением, которое заметили они сами. Главное сделать так, чтобы на прогулке не было скучно.
Методика проведения прогулок.
Дети на прогулке попадают в среду, частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств. Это следует использовать наилучшим образом для всестороннего развития ребенка. Первое, с чем встречается ребенок на прогулке – это огромный мир природы, с которым необходимо его познакомить, помочь понять, принять, полюбить и бережно к нему относиться. Таким образом, основной метод обучения – это наблюдения. Наблюдения должны быть нерастянутыми по времени (не более 7-10 минут, яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций детей при их виде. Во-вторых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства. Поддержание интереса к ежедневным наблюдениям происходят за счет того, что детям каждый раз предлагается новый объект для непосредственного ознакомления. Наблюдения за живой и неживой природой перемежаются знакомством с общественной жизнью и трудом взрослых. Целевые прогулки за пределы участка также способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.
Вторым структурным компонентом прогулки являются дидактические задания и упражнения. Они являются приемом стимуляции детской активности. Они непродолжительны, занимают по времени не более 3-4 минут. Проводятся несколько раз в течении одной прогулки. Дидактические занятия разнообразны и в них всегда должны присутствовать игровые элементы. Такие задания должны быть доступны по исполнению, понятны каждому ребенку. Необходимо объяснить это задание, почему нужно приложить усилие к его выполнению. Очень часто дидактические задания переплетаются с трудовыми поручениями. Например, собрали осенние листья, стало чисто. Дидактические задания предоставляют детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулирует их мыслительные операции, предлагают выполнять обследовательские действия. В ходе всей этой работы у детей происходит активное накопление чувственного опыта, развивается наблюдательность, внимание, память, разнообразные движения. Во время выполнения дидактических игр и заданий совершенствуются пространственные ориентировки каждого, идет интенсивное увеличение словарного запаса, обогащение его.
Третьим структурным компонентом является выполнение детьми посильных трудовых действий. В процессе их выполнения важно сформировать положительное отношение, уважение к труду взрослого, желание самому включиться в трудовой процесс, а затем и проявлять самостоятельность, инициативу. Начиная работу по приобщению детей к посильным трудовым действиям, следует помнить, что это трудоемкая и кропотливая работа, требующая много терпения, внимания, творчества самого педагога. Несмотря на то, что выполнение трудового задания по времени занимает от 10 до 20 минут, детям интересно быть рядом со взрослым, чувствовать себя соучастником творческих дел. Существенным признаком того, что детям нравится действовать вместе со взрослыми, а так же нравится процесс, где можно приложить и собственные знания, и собственные умения, является их положительный эмоциональный настрой на всем протяжении выполнения поручения, устойчивый интерес не только к тому, что делает и говорит педагог, но и собственным практическим действиям, к действия сверстников, а так же к достигнутым результатам. Гордость за достигнутый результат повышает самооценку каждого ребенка.
Подвижные игры и игровые упражнения. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Во время прогулок могут быть широко использованы элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения. Подвижные игры и игровые упражнения проводятся ежедневно с целью тренировки и закрепления двигательных навыков. С их помощью на прогулке успешно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Навыки и привычки выполнения разнообразных движений формируются у детей при условии многократных повторений. Поэтому эти упражнения естественным образом вплетаются в канву самостоятельной деятельности детей, в течении прогулки повторяются несколько раз в зависимости от обстоятельств, настроя детей. Помимо игровых упражнений на прогулке ежедневно проводятся и подвижные игры, продолжительностью от 6 до 10 минут. В летнее время планируется по одной игре в утренний и вечерний отрезок времени. Зимой, чтобы создать у детей бодрое настроение пребывание на свежем воздухе лучше начинать с подвижной игры. В подвижных играх решается несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого из детей, удовлетворение потребности в разнообразных активных движениях, ориентировка в макропространстве, умение слушать взрослого и выполнять движения в соответствии с требованиями игры. В процессе подвижной игры дети учатся диалоговой речи, получают удовлетворение от дружеского общения со сверстниками и от ярких атрибутов, которые взрослый вносит в игру.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков. Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Самостоятельная деятельность детей. Структурные компоненты прогулки (наблюдения, дидактические игры-задания) проходят на фоне самостоятельной деятельности всех детей, которая занимает основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе и требует постоянного контроля со стороны взрослого. Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают инвентарь. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и развешивают вещи в раздевалке. Надевают сменную обувь, приводят костюм и прическу в порядок и идут в корпус.
Используя хорошую погоду, нужно проводить профилактические мероприятия по обучению здоровому образу жизни. Чем больше дети на воздухе, тем больше двигаются, катаются на качелях, бегают, играют в подвижные игры, тем больше развивается опорно-двигательный аппарат, а это, в свою очередь, даёт заметный скачок в развитии интеллекта у детей, способствует социальной адаптации детей с ОВЗ в обществе.
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.
Список литературы.
1. Воспитание и обучение детей в школе. – М. : Просвещение, 1994
2. Игры и развлечения в группах продлённого дня. Г. П. Богданов. – М. : Просвещение, 1985
3. Продлённый день в школе. – М. : Просвещение, 1984
4 О. С. Газман Проблема формирования личности школьника в игре. Педагогика и психология игры. – Новосибирск, 1985
5. А. А. Огородников. Учебно-воспитательная работа в ГПД.
6. Д. И. Латышина. Методика внеклассной работы в школе
7. Л. Б. Гуревич. Работа воспитателя в ГПД.