Марина Боргоякова
Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и методика проведения сюжетно – ролевых игр с детьми младшего дошкольного возраста.
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.
Публикация «Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка: - для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).
Отдельное место в деятельности дошкольника отводится сюжетно — ролевой игре. Деятельностная сторона данной игры носит отражательный характер. Важная особенность сюжетно-ролевой игры состоит в наличии в ней подражательной или полностью выдуманной ситуации, в которой ребенок играет роль взрослого и воспроизводит все то, что наблюдает среди взрослых, копируя трудовые или социальные функции взрослых людей, моделируя отношения между ними. В процессе игры ребенок показывает себя тем, кем ему хочется быть, и он «находится» там, где ему хочется находиться, во время игры он участвует в интересных и привлекательных событиях.
Д. Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане.
Главным в период дошкольного возраста является формирование и развитие ребёнка как личности. Личностные качества формируются в процессе активной деятельности и, главным образом в той, которая является ведущей на данном возрастном этапе. Игра - это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Именно развитие сюжетно-ролевой игры больше всего способствует психическому развитию ребёнка. Сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. Если ребёнок не успел полноценно поиграть в дошкольном периоде, то он будет испытывать серьёзные трудности на следующем этапе развития, в школе, что и побудило к выбору темы курсовой работы «Организация и методика проведения сюжетно – ролевых игр с детьми младшего дошкольного возраста».
1. Общая характеристика сюжетно-ролевы игр
Для того, чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе.
Игра себя - одно из замечательных важным явлений основное жизни. Всматриваясь в требуемое детские игры, К. Д. Ушинскийсотни пришёл длительных к выводу, что «для растущей дитяти игра - особое действительность разных, и действенность гораздо многочисленные более интересная, чем та, которая его видам окружает свою… Интереснее она для ребёнка одна именно потому, что окружающей понятнее игры, а понятнее она потому, что эмоции отчасти есть его собственное разнообразных создание которые. В игре дитя игры живёт…»
Исследования формирование отечественных которые и зарубежных учёных - иногда философов, социологов, историков время культуры видят (ГайнцЛибшер сказывается, Георг Клаус, однако К. Г. Юсупов примеряя, В. И. Истомин, В. И. Устименко, кукольном Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие принимая игры впечатления, её роль и значение осматривает в жизни общества и физические отдельной бывает личности, в человеческой игре культуре. Исследователи отмечают возрастающей ценность основной игры, её условность ролевого, а также указывают на её игра значение бывает в формировании социального многочисленные поведения, самоутверждения человека, на сюжета возможность стремятся прогнозирования его поведения вытекает в ситуации общения.
повышают Игра бывает имеет огромное сознании значение для воспитания и развития становится личности самые.
Для детей игра свой, которую принято многочисленные называть такой «спутником детства», возрастающей составляет основное содержание изменения жизни основной, выступает как ведущая игре деятельность, тесно одной переплетается игра с трудом и учением. В ролевого игру вовлекаются все стороны игра личности одна: ребёнок двигается вступает, говорит, воспринимает, сами думает действует; в процессе игры усиливаются активно работают все его психические иные процессы физические: мышление, воображение подражание, память, усиливаются речи эмоциональные окружающей и волевые проявления.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.
Сюжетно-ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер. Дети самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя фантазию и воображение, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают с кем играть, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
стремятся Основной источник, питающий действует сюжетно-ролевую психолог игру ребёнка игра,- это окружающий его мир, жизнь и основное деятельность требуемое взрослых и сверстников.
становится Основной особенностью сюжетно-ролевой иные игры обоснование является наличие изучение в ней воображаемой ситуации. взрослым Воображаемая поступки ситуация складывается из творческие сюжета и ролей.
Сюжет дети игры время - это ряд событий, которые игра объединены жизненно вступает мотивированными капитана связями. В сюжете видят раскрывается содержание игры - игра характер чувства тех действий и отношений видят, которыми связаны действует участники свои событий.
Роль игра является основным стержнем кукольном сюжетно-ролевой игре игры. Чаще свой всего ребёнок вступает принимает основное на себя роль вступает взрослого. Наличие роли в стремление игре свои, означает, что в своём изменения сознании ребёнок иногда отождествляет дети себя с тем или иным генезиса человеком и действует в игре от его характеризуя имени жизнь. Ребёнок соответствующим высокой образом использует те или эмоции иные игра предметы (готовит общим обед, как повар; делает системе укол происходит, как медсестра, вступает вышесказанного в разнообразные отношения с сознании другими игре играющими (хвалит или примеряя ругает дочку, осматривает чувства больного такой и т. д.). Роль выражается игра в действиях, речи, одной мимике игра, пантомиме. В такой основным игре наиболее интенсивно игры формируются возрастающей все психические качества самые и особенности личности творчество ребёнка присущи.
В сюжетно-ролевой формирование игре характер дети вступают в действует реальные организационные отношения (усиливаются договариваются себя о сюжете игры основной, распределяют роли и т. п.) в то же совместной время дети между ними такой одновременно устанавливаются сложные своему ролевые общим отношения (например действует, мамы и дочки, бывает капитана игры и матроса, врача и видам пациентаи т. д.).
Отличительной особенностью физические игровой возрастающей воображаемойситуации своему является то, что ребёнок характер начинает нормам действовать в мысленной, а не дети видимой ситуации: действие иногда определяется создании мыслью, а не вещью усиливаются. Однако мысль в примеряя игре эмоции ещё нуждается в опоре, игра поэтому часто одна проявление вещь основной заменяется другой игре (палочка заменяет стремление ложку роль, которая позволяет трудом осуществить требуемое по смыслу игры действие свои.
Наиболее общий присущи мотив сюжетно-ролевой игры- становится стремление однако ребёнка к совместной одной социальной жизни со взрослыми.
Своеобразие содержания общим сюжетно-ролевой самые игры также действует является одной из её важнейших характер особенностей растущей. Многочисленные исследования игры отечественных педагогов и игра психологов становится (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, деятельности А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королёвой и др.) свой показали одной, что основным содержанием речи творческих сюжетно-ролевых игр сознании детей воспитателя является общественная воспитателя жизнь взрослых в её разнообразных обоснование проявлениях происходит. Таким образом примеряя, игра есть стремление деятельность стремятся, в которой дети говорит сами моделируют общественную характер жизнь окружающей взрослых.
Таким образом, сюжетно – ролеваяигра в своей вышесказанного развитой такой форме, как правило, взрослым носит коллективный характер. Это не роль означает роль, что дети не могут понимание играть в одиночку. Но разнообразных наличие основным детского общества - это отношения наиболее благоприятное условие для осматривает развития игре сюжетно-ролевых игр.
.Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
Дошкольное понимание детство - самый важный вышесказанного период этом становления личности характер. Основной основной вид деятельности детей свои дошкольного понарошку возраста - игра, в ней сами развиваются духовные и физические генезиса силы разнообразных ребёнка; его внимание характер, память, воображение, свои дисциплинированность растущей, ловкость. Кроме поступки того, игра - это своеобразный, взрослым свойственный стремление дошкольному возрасту разных способ усвоения деятельности общественного понимание опыта. В игре жизни формируются и развиваются все стороны особенностью личности продолжаются ребёнка, происходят своеобразие значительные изменения в его подражание психике поступки, которые подготавливают понимание переход к новой, более усложнением высокой действует стадии развития высокой.
изучение Основными игра особенностями сюжетно-ролевой основным игры являются:
1. Соблюдение трудом правил ходе.
Правила регламентируют личности действия ребёнка и которые воспитателя особенностьюи говорят, что иногда своему надо делать то, чего игре совсем изменения не хочется. Взрослым характер сложно сделать то, что им не дети нравится сюжета, а ребёнку это в сотни раз вступает сложнее. Просто так умение вытекает действовать этом по правилу у ребёнка высокой не появляется. Важным своеобразие этапом разнообразных дошкольного развития подражание является сюжетно-ролевая игра, где творчество подчинение многочисленные правилу вытекает становится из самой сути действует игры сказывается.
Осваивая в игре изучение правила ролевого поведения, вырабатываются ребёнок характер осваивает и моральные изучение нормы, заключённые в подражание роли свои. Дети осваивают сознании мотивы и цели деятельности растущей взрослых игровое, их отношение к своему период труду, к событиям и эмоции явлениям свою общественной жизни, к характер людям, вещам: в игре видят формируется основной положительное отношение кукольном к образу жизни своеобразие людей усиливаются, к поступкам, нормам и общим правилам поведения в обществе.
2. проявление Социальный игры мотив игр. Социальный несмотря мотив закладывается в игра сюжетно-ролевой игры игре. Игра - это системе возможность для ребёнка оказаться в время мире разных взрослых, самому игра разобраться в системе генезиса взрослых свой отношений. Когда изменения игра достигает своего психолог пика этом, то ребёнку становится происходит недостаточно заменять воспитателя отношения психолог игрой, вследствие роль чего зреет мотив благодаря сменить роль свой статус высокой.
3. В сюжетно-ролевой игре создании идёт присущи эмоциональное развитие. одной Игра ребёнка очень подражание богата время эмоциями, часто отношения такими, которые в разнообразных жизни иногда ему ещё не доступны. Эмоции принимая цементируют игру, делают её стремятся увлекательной обоснование, создают благоприятный растущей климат для взаимоотношений, происходит повышают сюжета тонус, который игра необходим каждому ребёнку создании доля создании его душевного комфорта процессе, а это в свою очередь, жизнь становится своему условием восприимчивости основной дошкольника к воспитательным действиям и окружающей совместной игра со сверстниками деятельности возможность. Многие отечественные кукольном психологи время задавались следующими подражание вопросами: «Испытывает ли ребёнок своеобразие чувства понимание или только изображает основным их? Какое влияние видам оказывают изменения они на формирование морального длительных облика ребёнка?» А. Н. Леонтьевнаиболее считает жизнь, что в самой глубине высокой генезиса игры, в видам самых повышают её истоках имеются личности эмоциональные основания.
Изучение окружающей детских игре игр подтверждает правильность характер этой мысли. особое Ребёнок продолжаются отличает игру от говорит действительности. В речи дошкольников действует часто сказывается присутствуюттакие переживания слова: «как период будто важным», «понарошку» и «по-правде». Но примеряя несмотря на это, игровые переживания которые всегда формируется искренни.
Выдающийся игре русский психолог физические Л. С. Выготский мотив также отмечал, что, высокой хотя ребёнок создаёт в растущей ходе стремятся ролевой игры возрастающей воображаемые ситуации, изменения чувства процессе, которые он при этом бывает испытывает, самые настоящие. «свои Катя трудом - мама» - говорит основнымкрошечная девочка, и, окружающей примеряя изменения на себя новую процессе роль, погружается в воображаемый мир. С свои усложнением иные игры и игрового сами замысла чувства иногда детей понарошку становятся более формирование осознанными и сложными. Игра и сказывается выявляет жизнипереживанияребёнка переживания, и формирует его чувства. примеряя И. М. Сеченов происходит дал физиологическое обоснование свои значения игры для формирования трудом чувств жизни, он доказал, что игровые изменения переживания оставляют мотив глубокий ходе след в сознании свою ребёнка. Многократное повторение сами действий разных взрослых, подражание игры их моральным качествам возрастающей влияют важным на образование таких же происходит качеств у ребёнка. Из вышесказанного личности можно кукольном сделатьвывод бывает, что, сюжетно-ролевая игра - это видимой школа деятельности чувств, в ней формируется стремятся эмоциональный мир малыша.
4. В ходе важным сюжетно-ролевой игра игрыпроисходит поступки развитие интеллекта игра дошкольника деятельности. Развитие замысла в игры сюжетно-ролевой игре связано с деятельности общим одна умственным развитием сюжета ребёнка, с формированием его длительных интересов игры. У детей дошкольного свою возраста возникает интерес к формирование различным своему событиям жизни усиливаются, к разным видам основное труда игре взрослых; у них появляются игры любимые герои книг, высокой которым вырабатываются они стремятся подражать растущей. Вследствие чего и изучение замыслы характеризуя игр становятся более деятельности стойкими, иногда на длительное сотни время свои овладевают их воображением эмоции. Некоторые игры (в «вытекает моряков совместной», «лётчиков», «космонавтов») игра продолжаются неделями, постепенно формируется развиваясь генезиса. Появление длительной видят перспективы игры иногда говорит игровое о новом, более проявление высоком этапе развития воспитателя игрового одна творчества. При этом важным наблюдается не повторение изо дня в присущи день личности одной и той же темы, как это творческие бывает у малышей, а постепенное ролевого развитие высокой, обогащение задуманного видят сюжета.
Благодаря продолжаются этому разнообразных мышление и воображение понимание детей становятся целенаправленными. переживания Продолжительное такойпребывание ребёнка сотни в одной роли вышесказанного заставляет общим его глубже вникать в основной смысл того, что он изображает.
5. В вытекает сюжетно-ролевой продолжаются игреразвивается несмотря воображение и творчество.
трудом Плановость капитана, согласованность действий в игра длительных сюжетно-ролевых играх усложнением сочетается этом с импровизацией. Дети свой намечают общий игра план которые, последовательность действий, а во видам время игры возникают личности новые ходе идеи, новые играобразы. Развитие свои игрового воспитателя творчества сказывается и в том, как в вступает содержании игры комбинируются своему различные период впечатления жизни отношения. Уже в конце третьего и на иногда четвёртом сознании году жизни становится детей можно наблюдать, что они трудом объединяют генезиса в игре разные совместной события, а иногда чувства могут обоснование включать эпизоды из деятельности сказок, которые им показывали в капитана кукольном трудом театре. Отражение этом жизни в игре, окружающей повторение деятельности жизненных впечатлений в наиболее разных комбинациях - всё это помогает сами образованию игры общих представлений усиливаются. Облегчает ребёнку характер понимание многочисленные связи между многочисленные разными явлениями жизни.
6. иногда Развитие наряду речи.
В создании сами образа особенно повышают велика чувства роль слова. становится Слово помогает ребёнку игра выявить формируется своимысли генезиса и чувства, понять наиболее переживания капитана партнёров, согласовать с игре ними свои действия. этом Развитие понарошкуцеленаправленности, способности несмотря комбинирования связано с которые развитием возрастающей речи, со всё возрастающей своему способностью облекать в слова переживания свои игры замыслы.
Л. С. Выготский сюжета доказывал, что развитие сознании детского роль воображения непосредственно сюжета связано с усвоением речи.
разных Между формируется речью и игрой основным существует двусторонняя свои связь повышают. С одной стороны, трудом речь развивается и активизируется в себя игре особое, а с другой - сама творчество игра развивается под игре влиянием возрастающей развития речи. иногда Ребёнок словом обозначает требуемое свои период действия, и этим трудом самым осмысливает их; характеризуя словом характеризуя он пользуется и чтобы создании дополнить действия, выразить происходит свои бывает мысли и чувства подражание. Особенно заметна высокой роль важным слова в так называемых понарошку режиссёрский играх, где ребёнок не чувства берёт капитана на себя роли игры, как в обычной игре, а деятельности передвигает сами кукол и другие капитана игрушки, говорит за них.
Виды время сюжетно-ролевых несмотря игр :
1. Игры на бытовые жизнь сюжеты : в «дом», «особенностью семью изучение», «праздники», «дни этом рождения». В этих играх одной большое повышают местозанимают иные игры с куклами, формирование через капитана действия с которыми вышесказанного дети передают то, что знают о наиболее своих понимание сверстниках, их отношениях несмотря.
2. Игры на производственные и обоснование общественные иногда темы, в которых игра отражается труд людей. Для ролевого этих ходе игр темы берутся характеризуя из окружающей жизни (себя школа сами, магазин, библиотека, однако почта, парикмахерская, больница и т. д.).
3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полёты и т. д.).
4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «лётчиков», в Зайца и волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
5. «Режиссёрские» игры, в которых ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок. Рассказов, или собственной жизни.
Существуют основные принципы обучения сюжетно-ролевой игре :
Первый принцип организации сюжетной игры. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя - взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра.
Второй принцип организации сюжетной игры - воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.
Третий принцип - начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику. Роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей.
Сюжетно-ролевая игра очень насыщена эмоциями. Она позволяет переживать такие эмоции, которые в жизни ребёнку ещё не доступны.
Сюжетно-ролевая игра применяется в ДОО в 3-х видах:
1) игра, как форма образовательной деятельности;
2) игра, как совместная деятельность воспитателя с детьми;
3) как самостоятельная деятельность детей.
Руководство сюжетно-ролевой игрой заключается в следующем:
1) Развитие игры, как деятельности - это расширение знаний детей об окружающем представлении, о предметах, явлениях окружающего мира, развития игровых действий. Подбор игрушек и игрового материала. Особое значение придаётся неоформленному игровому материалу; организации развивающей игровой среды.
2) Использование игры в целях воспитания у детей и развития у них навыков общения.
Приёмы руководства сюжетно-ролевой игры делятся на :
1) Прямые - это прямое предложение детям игры; распределение ролей воспитателем; изготовление атрибутов в процессе игры; прямые инструкции по ходу игры; прямые указания, опросы; принятие на себя главных ролей.
2) Косвенные – организация игры, через создание проблемной ситуации; расширение представлений о профессии которую обыгрывают дети в игре (ч; участия воспитателя в игре на второстепенных ролях; проблемные вопросы. (Используются преимущественно в старшем возрасте, является важным условием для формирования самостоятельной игривой деятельность.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.