Власова Надежда
Организация гендерных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация гендерных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства» (п. 1.4).
Публикация «Организация гендерных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
В этом аспекте важно воспитывать культуру гендерных взаимоотношений детей, так как именно в дошкольный период у детей формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, модели поведения в семье и обществе, симпатии друг к другу, полоролевая Я – концепция. Вопрос воспитания девочек и мальчиков необходимо рассматривать не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных, индивидуальных задатков и соответствующей социализации.
Наиболее сенситивным возрастом для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей является старший дошкольный возраст, ведь именно в этом возрасте ярко наблюдается консолидация детей со сверстниками своего пола и продолжает развиваться то звено самосознания, которое представляет ребенка как мальчика или девочку. Играя, дети группируются по признаку пола, поскольку именно в этом возрасте появляется особый интерес к сверстникам СВОЕГО пола, появляется специфическое чувство «МЫ» (мы – мальчики, мы - девочки). Это ярко проявляется в сюжетно – ролевых играх детей, в которых они подражают социальным ролям взрослых. В игре ребенок всегда находится на стыке реального и игрового мира, занимает одновременно две позиции: реальную – ребенка и условную – взрослого. И здесь очень важна правильная организация игры, грамотное руководство с учетом психологических особенностей детей разного пола.
Например, в центре внимания девочек с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, но тщательно, до мелочей продумано. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «сокровища» (кукол, украшения) и играют в этом ограниченном пространстве, в укромном уголке. Они склонны к играм, отражающим попечительскую деятельность: ухаживать, нянчить, проявлять заботу.
Мальчики же предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты и интересы, мужские отношения в мужских профессиях и деяниях. Их игры основаны на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя все предоставленное им пространство. Если горизонтальной плоскости им не достаточно, они осваивают вертикальные просторы: лазают по деревьям, лестницам, шкафам. Своих игровых персонажей они заставляют прыгать с парашютов, проделывать разные трюки. Ярко выраженная склонность к конструктивной и преобразующей деятельности влечет их к инструментам, всяческим механизмам, часто интересует их устройство игрушки.
Учитывая эти особенности, педагог должен сопровождать игровую деятельность, использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой, осуществлять педагогическую поддержку мальчика и девочки как субъекта социальных отношений. Позиция педагога должна быть позицией играющего, сопровождающего, поддерживающего и в то же время обучающего партнера по игре. Необходимо подводить девочек и мальчиков старшего возраста к пониманию своей будущей роли в семье, освоению опыта мужского и женского поведения в семье и обществе, умению взаимодействовать и договариваться с противоположным полом, строить длительные доброжелательные отношения. Совместное построение игровой среды способствует всему вышеперечисленному, развивает толерантность к противоположному полу. Одним из важнейших условий для закрепления у детей положительных гендерных стереотипов, имеющегося опыта и формирования новых способов полоролевого поведения является создание предметно-развивающей гендерной среды.
Развивающая среда должна включать: центры, в которых содержатся предметы для выполнения мужских и женских домашних дел, материалы для игр девочек и мальчиков. Необходимо создать центр этикета, где будут расположены атрибуты для организации игр «Прием гостей», «Театр», «Концерт» и т. д. Подобрать схемы, сюжетные картинки в которых отражены культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола. Разместить уголок ряжения с традиционной одеждой и старинными бытовыми предметами.
Таким образом, сюжетно – ролевая игра, являясь основным видом деятельности ДОУ, в соответствии с требованиями ФГОС ДО (п. 1.2, выступает одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Она помогает приобщиться к самым разным сферам жизни взрослых, нормам и традициям семьи, общества, государства.