Тагаева Дарья
Организация формирующего этапа экспериментальной работы по повышению уровня эстетического восприятия у детей
▼ Скачать
Организация формирующего этапа экспериментальной работы по повышению уровня эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной деятельности в УДО.
Цель: повышение уровня эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной деятельности в УДО.
Для этого детям предлагались художественные занятия, направленные на эстетическое воспитание старшего дошкольного возраста.
Публикация «Организация формирующего этапа экспериментальной работы по повышению уровня эстетического восприятия у детей» размещена в разделах
Представим серии занятий, направленных на формирование художественного -эстетического развития дошкольников. Проведенная серия формирующего эксперимента показала, что имеет место тенденция к изменению отношения старших дошкольников к природному окружению. Развитие эстетических эмоций детей оказывает влияние на формирование начал экологического сознания. Природный мир вокруг из различных объектов постепенно преобразовывается в представлении детей в целостный живой мир, который живет по своим законам близким к тем, которые существуют в отношениях среди людей. У дошкольников изменяется восприятие природы, возникает сопереживание и внимательное отношение к объектам природного мира, что объясняется соотнесением собственных переживаний, в основу которого положены ценностный и эмоциональный компоненты. Это свидетельствует о взаимовлиянии разных видов эмоций в развитии ребенка, о возможности через актуализацию эмоциональных проявлений в процессе ознакомления с произведениями искусства, отражающими природу, через эстетические переживания, возникающие при общении с живописно-музыкальным образом природы, изменять, формировать ценностные ориентиры и установки детей, среди которых приоритетными выступают красота и добро.
Возможно использовать метод «вхождения в образ», который позволит детям перевоплотиться, выразить, рассказать о своих чувствах, мыслях, желаниях в момент нахождения в художественном образе. Так, например, в картине «Три богатыря», детей привлекает тот или иной образ богатыря. Имитируя движения данного героя, его жест и мимику, дети могут составлять рассказы, например «Я большой, сильный, смелый богатырь. Я защищаю свою Родину от бандитов. Я сижу на большом черном коне. У меня есть палка (копье) и защита (щит). Я одел железную шапку, чтобы не убили. Я сел на коня и поехал на войну. Я там дрался. Победил. А сейчас смотрю — нету ли там врагов, кажется они где-то поблизости».
Метод наблюдения, в котором объектом исследования выступают эстетические эмоции старших дошкольников, проявившееся в процессе ознакомления с взаимодействующими незнакомыми живописными произведениями, показал, что дети эмоционально активно откликались на органичное сочетание произведений искусства, по сравнению с констатирующим экспериментом, где наблюдались, в основном, заинтересованность и удивление. Эмоциональные проявления детей обычно носят познавательно-эстетический характер, им присущи культурные формы выражения. Это подтверждает предположение о том, что эстетические эмоции способствуют освоению детьми определенных форм поведения, принятию эталонов внешнего проявления своих переживаний.
Дети делятся своими эмоциональными переживаниями, возникшими ассоциациями. Разнообразные ассоциации, вызванные эмоциональными переживаниями детей указывают на взаимосвязь центра эмоциональной активности с другими центрами головного мозга, что может быть использовано для активизации проявлений ребенка в процессе обучения, для повышения эффективности образовательного процесса в целом.
Таким образом, актуальную задачу художественно-эстетического развития дошкольников обусловливает проблема направленного и последовательного развития основ художественно-эстетической культуры с целью содействия вырабатыванию у дошкольника эстетического отношения к миру и гармонизации мировосприятия картины мира. Эстетические эмоции, зарождаясь в раннем возрасте, выступают своеобразным социальным способом формирования волевой и когнитивной сфер ребенка.
В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней, с животным и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных, растений всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об объектах природы, обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.
Дети с большим удовольствием принимают предложение воспитателя передать объекты природы в рисунках, лепке или аппликациях. Особый же интерес у них вызывает изображение живых существ: бабочек, жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с человеком. Со многими животными дети познакомились, слушая сказки, рассказы Е. Чарушина, В. Бианки, видели их изображения в детских книгах. Знакомя детей с изображениями животных, важно обратить внимание на различие манеры художников. Так, Е. Чарушин изображает животных в трогательно реалистичной манере, передавая, например, мягкость пушистого ворса детёнышей и плотный более жесткий ворс взрослых животных. В основе образов животных, изображаемых Васнецовым, сказочно-декоративная реалистичность. Сказочную декоративность васнецовским образам придают некоторая условность, очеловеченность животных (как правило, вертикальное положение тела, занятость человеческими делами и орнаментированные детали костюмов). Совсем по – иному изображает зверей Т. Маврина. Её манера – условная волшебная сказочность. Её животные на первый взгляд как будто страшные, но дети их не боятся: крупные, условные мазки и линии, передающие мех, подчёркивают их сказочность.
Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных и тем самым доставить им радость от того, что им удалось, необходимо организовать восприятие детьми животных. Они могут видеть животных и наблюдать за ними при посещении зоопарка, зверофермы, в цирке, на скотном дворе, на улице. Но живой объект находится в движении, что, с одной стороны, увлекает ребёнка, а с другой – не всегда позволяет вынести из наблюдения точное представление о форме частей животного, их величине, местоположении. Поэтому для уточнения образа можно использовать игрушечных животных, их изображения на фотографиях, в иллюстрациях. Тогда дети смогут не только внимательно рассмотреть то, что потом предстоит изображать, но и обвести рукой каждую часть. Это поможет нарисовать, вылепить или вырезать из бумаги животное.
Научится изображать животных для детей очень важно – это поможет им в дальнейшем создавать иллюстрации к сказкам. Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомления детей с природой обогащает и знания детей о природе, и их изобразительное творчество. И в процессе познания природы, и в процессе её изображения у детей развиваются психические процессы, такие, как восприятие, мыслительные операции (анализ, сравнение, уподобление, обобщение, воображение, эмоционально - положительное отношение детей и к природе, и к изобразительной деятельности. Развиваются так же внимание (по образному выражению «ворота в мир познания») и память.
Таким образом, разработанные занятия художественно-эстетических видов деятельности с использованием произведений живописи были проведены с детьми старшего дошкольного возраста.
проведены с детьми старшего дошкольного возраста.
Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапе опытно-экспериментальной работы
По окончании формирующего этапа нами был проведен контрольный этап эксперимента, выявляющий влияние упражнений на динамику развития эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраст
Цель: проверить качество формирующего эксперимента в развитии эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраст.
Задачи:
1. Проверить результативность формирующего этапа
2. Сравнить показатели с констатирующим экспериментом
Диагностика, критерии, оценка результатов та же, что и на констатирующем этапе.
Диагностика проводилась по таким же видам заданий, что и на констатирующем этапе исследования.
Представим ниже результаты контрольного этапа эксперимента.
Рассмотрим результаты повторной диагностики по методике А. Ф. Яфальян.
Представим результаты вторичной диагностики эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в таблице 2
Таблица 2 - Диагностика эстетического развития детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап)
Дети Баллы Уровень
Соматическое выражение эмоций Вербальное
выражение эмоций Визуально-
графическое выражение эмоций
Света Г. 2 2 2 Средний
Даша З. 3 3 3 Высокий
Андрей К. 3 3 3 Высокий
Владимир К. 2 3 2 Средний
Александр Л. 3 2 2 Средний
Инна М. 2 2 2 Средний
Сергей М. 2 2 2 Средний
Наталья М. 3 3 2 Высокий
Максим Н. 3 2 3 Высокий
Геннадий Н. 1 2 2 Средний
Анастасия П. 3 3 3 Высокий
Анна П. 1 2 2 Средний
Ольга Р. 3 3 3 Высокий
Денис С. 1 2 2 Средний
Татьяна С. 3 2 2 Средний
Анна С. 3 3 3 высокий
Артем С. 2 2 2 средний
Михаил Т. 1 1 2 Низкий
Константин Ч. 2 3 3 Высокий
Сергей Ч. 2 2 3 Средний
На этот раз дети более заинтересованно участвовали в выполнении заданий, уровень их эстетического развития стал более однороден и предсказуем. Дети стали лучше передавать графически свои эмоции, более осмысленно выполняли движения под музыку, передавая те или иные чувства. Более разнообразно определяли музыку и нарисованные объекты, находили достаточно выразительные слова.
Отобразим данные в диаграмме (рисунок 3).
Рисунок 3 - Диагностика эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
Данные рисунка 1 свидетельствуют о том, что уровень эстетического развития остался преимущественно средний по всем трем критериям. Однако существенно снизился уровень эстетического развития низкий. И также существенно увеличился высокий уровень эстетического развития.
40 % детей имеют средний уровень при соматическом выражении эмоций. Это говорит о том, что данные дети не всегда адекватно передает эмоции в мимике и жестах, движения осмысленны, однако не всегда выразительны.
40 % детей имеют высокий уровень при соматическом выражении эмоций. Это значит, что у данных детей мимика и жесты выразительны, соответствуют передаваемой эмоции, движения пластичные, музыкальные.
И только 20 % детей имеют низкий уровень при соматическом выражении эмоций. Это значит, что данные дети не выражает эмоции в мимике и жестах, движения хаотичные, резкие или вялые.
65 % детей имеют средний уровень при вербальном выражение эмоций. Это говорит о том, что данные дети не всегда могут адекватно передать в речи эмоциональное состояние при помощи педагога, подбирает 1- 2 слова для передачи эмоциональных состояний.
30 % детей имеют высокий уровень при вербальном выражении эмоций. Это значит, что у данных детей речь интонационно выразительна, подбирает 3 и более прилагательных, соответствующих эмоциональному состоянию.
И только 5 % детей имеют низкий уровень при вербальном выражение эмоций. Это значит, что данные дети не могу передать выразительно в речи эмоциональное состояние, не может подобрать прилагательное для передачи характера произведения
60 % детей имеют средний уровень при визуально-графическом выражение эмоций. Это говорит о том, что данные дети адекватно определяют 2 -3 изображения эмоциональных состояний, графически выражают эмоциональные состояния.
40 % детей имеют высокий уровень при визуально-графическом выражении эмоций. Это значит, что данные дети адекватно определяет все предложенные изображения, графически выразительно изображает эмоциональные состояния.
Не осталось ни одного ребенка, который имеет бы имел низкий уровень визуально-графического выражения эмоций. Это хороший показатель.
Сопоставим данные с констатирующим этапом (рисунок 4,5,6).
Рисунок 4 - Сравнений результатов констатирующего и контрольного этапа соматического выражения эмоций
Как видим, после проведенной работы существенно изменился высокий и низкий уровень.
Высокий уровень увеличился на 10 %.
Низкий уровень уменьшился на 10 %.
Рисунок 5 - Сравнений результатов констатирующего и контрольного этапа вербального выражения эмоций
Как видим, после проведенной работы также существенно изменился высокий и низкий уровень.
Высокий уровень увеличился на 20 %.
Низкий уровень уменьшился на 10 %.
Это довольно хороший показатель.
Рисунок 5 - Сравнений результатов констатирующего и контрольного этапа визуально-графического выражения эмоций
Как видим, после проведенной работы также существенно изменился высокий и низкий уровень.
Высокий уровень увеличился на 30 %.
Низкий уровень уменьшился на 30 %.
Это довольно хороший показатель.
Общий уровень эстетического развития детей определялся суммарно, его можно представить на рисунке 6.
Рисунок 6 - Общий уровень эстетического развития детей
Таким образом, мы видим, что высокий уровень представлен у 40% детей. Данные дети находятся в позиции активного участия, то есть легко контактируют, так как то, что происходит интересно им. У них присутствуют эмоционально адекватные реакции на происходящее.
Максимальное количество детей со средним уровнем эстетического развития, это 55 %. Они также охотно участвуют в происходящем, но выполняют не все, что говорит педагог.
И только 5 % детей имеют низкий уровень эстетического развития. Для данных детей свойственна закрытая позиция, часто отчуждение или равнодушие касательно происходящего. Они не хотят общаться со сверстниками, часто находятся в одиночестве. На предложенные задания обычно реагировали неактивно, без интереса. Если выполняли движения под музыку, то делали это весьма бессистемно, не слушая музыку. Их рисунки были маловыразительны и не передавали эмоции.
Сравним показатели с констатирующим этапом.
Рисунок 7 - Сравнений результатов констатирующего и контрольного этапа общего уровня эстетического развития детей
Как видим, после проведенной работы также существенно изменился высокий и низкий уровень.
Высокий уровень увеличился на 25 %.
Низкий уровень уменьшился на 25 %.
Это довольно хороший показатель.
Итак, по итогам контрольного этапа эксперимента можно сделать вывод, что среди детей дошкольного возраста увеличилось количество детей, имеющих высокие показатели эстетического развития :
- снизилось количество респондентов с низким уровнем;
- увеличилось количество детей со средним уровнем;
- увеличилось количество детей с высоким уровнем.
Таким образом, можно сделать вывод, что после проведенных занятий формирующего эксперимента, направленных на развитие эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста, имели место положительные результаты