Оксана Назаренко
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье
▼ Скачать + Заказать документы
Формы организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях
Формы организации физического воспитания – это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность.
Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка.
К формам организации двигательной деятельности ребенка относятся:
1) физкультурные занятия;
Публикация «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
2) Физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня : утренняя гимнастика, подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;
3) самостоятельная двигательная деятельность детей;
4) активный отдых: туристические прогулки, физкультурный досуг, Физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы;
5)Задание на дом.
Все формы способствуют комплексному решению задач физического воспитания. Однако каждая из форм решает свои специальные задачи и имеет свою специфику.
Физкультурные занятия дошкольников.
Физкультурные занятия - основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям.
Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и их использованием. Без обобщения невозможен перенос правильного выполнения в другие ситуации. Занятия физкультурой позволяет научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий, формировать и развивать навыки самоорганизации в использовании сложных двигательных действий и воспитать интерес и стремление к активным действиям, тем самым обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни.
Физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности. Они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений. Развивают у детей оценочные суждения:достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость – это двойная радость.
Успешное решение образовательных задач возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности физкультурных занятий. Обеспечение высокой двигательной активности детей, соблюдение научно обоснованных нагрузок на все органы и системы ребенка позволяют обеспечить эффект в его физическом развитии и укреплении здоровья.
Физкультурные занятия на воздухе
Физкультурные занятия проводятся как в помещении детского сада, так и на воздухе. Исследования показывают высокий оздоровительный эффект физкультурных занятий, проводимых в течение всего года на воздухе. Однако эти занятия исключают выполнение физических упражнений из положения: сидя, лежа, они не имеют возможности использовать ползание, которое очень полезно для развития брюшного пресса и позвоночного столба. В зимнее время не предоставляется условий для выполнения сложных прыжков. Лазания, подбрасывания и ловли мяча и т. д. Затруднена работа над точностью выполнения общеразвивающих упражнений, метания и других движений из-за боязни вызвать переохлаждение организма детей. В этом случае подбор упражнений регламентируется временем года, а не систематичностью в решении педагогических задач.
Физкультурные занятия на воздухе позволяют научить детей выполнять движения в естественных условия: использовать различные способы ходьбы в зависимости от грунта (ходьба по песку, по воде, по траве, по скользкой поверхности); от рельефа (познакомить с различным положением туловища и постановки ног при вхождении и спуске по наклонной поверхности); использовать бум, бревно для выполнения различных упражнений. Кроме того, естественные условия дают возможность познакомить детей с лазанием по шесту, передвижением на лианах, рукоходах и т. д. ; позволяют после разучивания техники выполнения прыжков в длину и в высоту с разбега включить выполнение этих движений в прыжковую яму, побуждая детей сочетать энергичный разбег с отталкиванием одной ногой, увеличивая расстояние; развивать меткость в попадании в движущую цель, при этом используя различный подсобный материал (шишки, снежки, мешочки и т. д.). В рамках нашего детского учреждения - есть спортивная площадка. В весеннее, летнее и осеннее времена года, проводятся занятия на свежем воздухе в режиме дня и допустимыми погодными условиями. Но для проведения занятий необходимы условия, средства и оборудование, в последнее время постепенно начинаем обновлять площадку. Восстановлены: спортивные площадки для игры в баскетбол, волейбол, прыжковая яма с коридором для разбега, планируется добавить бумы, дорожки, обновить игровую площадку.
Также во время прогулок, проводятся различные подвижные игры и развлечения на групповых площадках, которые имеют в наличии также спортивные снаряжения для лазания, бросков в цель: вертикальную и горизонтальную, имеют не большие игровые площадки, на которых осуществляют такие виды движений как ходьба, бег, прыжки, игры, развлечения.
Во время физкультурных занятий, проводимых на воздухе, успешно решаются задачи закаливания, воспитания общей выносливости, чрезмерно эффективно повышаются защитные функции организма.
Утренняя гимнастика
Основная задача утренней гимнастики – перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы - дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы. Включение и ежедневное проведение упражнений для всех групп мышц способствует их укреплению.
Утренняя гимнастика создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а малокровные дети втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешены, лица их довольны и радостны. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.
Физкультминутка
Физкультминутка – кратковременные физические упражнения – проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развития речи, рисование, математика и др.)
Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. Она снимает утомление восстанавливает эмоционально - положительное состояние ребенка.
Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями.
В дошкольных учреждениях в целях закаливания детей используются воздушные и солнечные ванны, водные процедуры (обливание, обливание, душ, купание).
Комплексное применение природных факторов вырабатывает у детей стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды
(влажный воздух, дождь, ветер, перегревание).
Закаливающие мероприятия наиболее эффективны в сочетании с физкультурными упражнениями : активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, и если ребенок активен, она осуществляется естественно и просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоциональный подъем, повышают функции высших нервных центров, благотворно воздействуют на вегетативную нервную систему, регулирующую работу внутренних органов и обмен веществ. В рамках нашего учреждения проводятся следующие закаливающие мероприятия: Воздушные ванн, водные мероприятия - купание в бассейне, солнечные ванны.
Праздники, развлечения, досуги.
Физкультурный праздник является особым, радостным событием в жизни ребенка. Он демонстрирует здоровый образ жизни, представляет достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств.
Динамика двигательного содержания физкультурного праздника, проведение его на свежем воздухе, праздничное оформление места проведения создают у ребенка радостное, приподнятое настроение.
В программу физкультурного праздника, как одного из видов активного отдыха детей, входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, отражающие приобретенные ребенком двигательные навыки. В праздничную программу включаются движения, предварительно разученные на физкультурных занятиях. Они предоставляют ребенку радость и удовольствие.
Физкультурные праздники разнообразны по содержанию и структуре. Значительную роль в празднике играет музыка, создающая эмоциональный подъем, веселое настроение, бодрость и радость.
Физкультурный досуг наполняет жизнь ребенка эмоциональной двигательной деятельностью, досуг развивает мышление, воображение, целеустремленность, культуру чувств и желания, проявлять решительность, развивает умение двигаться под музыку, музыкальный слух, память.
Индивидуальная работа с ребенком
Известно, что каждый ребенок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы, телосложения, психофизического развития.
Индивидуальные особенности ребенка влияют на усвоение им двигательных умений и навыков, на отношение к окружающим.
Наблюдения за ребенком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю сравнивать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.
Оздоровительные семейные мероприятия
и роль их в жизни ребенка
Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для членов семьи является туризм. Туризм служит надежным средством укрепления и восстановления сил, израсходованных за неделю.
К семейному активному отдыху относят различные дачные мероприятия, лыжные прогулки, различные подвижные игры на водоемах, купание, дворовые затеи, проведение веселой физкультуры в квартире. Формы и методы проведения семейного досуга могут быть разнообразны, включающие дыхательную гимнастику, пальчиковую, гимнастику для глаз, массаж, взаимомассаж.
Высшим достижением активной деятельности дошкольника - является участие в различных соревновательных мероприятиях.