Михайлова татьяна
Организация дидактической игры педагогом
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
Организация дидактической игры педагогом осуществляется
в трех основных направлениях:
Подготовила
Воспитатель : Михайлова Т. Н
2021г.
Особенности организации дидактических игр детей дошкольного возраста
«ДЛЯ РЕБЯТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРА ИМЕЕТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ: ИГРА ДЛЯ НИХ – УЧЁБА, ИГРА ДЛЯ НИХ – ТРУД, ИГРА ДЛЯ НИХ– СЕРЬЁЗНАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ.»
Н. К. КРУПСКАЯ
Публикация «Организация дидактической игры педагогом» размещена в разделах
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит в основу индивидуальный подход к ребёнку и игру, за счёт которых происходит сохранение самоценности дошкольного детства
• Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра. Ребенок увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
• Дидактическая игра создаётся взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи.
• У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят Мария Монтессори и Фредрих Фрёбель
Дидактические игры различают
• ПО СОДЕРЖАНИЮ
• МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
• СЕНСОРНЫЕ
• РЕЧЕВЫЕ
• ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
• МУЗЫКАЛЬНЫЕ
• ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ИНТЕРЕСУ
• НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ
• СЛОВЕСНЫЕ
• С ИГРУШКАМИ И ПРЕДМЕТАМИ
• ПО КЛАССИФИКАЦИИ
• ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
• ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
• ТВОРЧЕСКИЕ
• СОЦИАЛЬНЫЕ
Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная
деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением
главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра —
это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых
систем, явлений, процессов.
У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят
Мария Монтессори и Фредрих Фребель. М. Монтессори создала дидактический
материал, построенный по принципу автодидактизма, который служил основой
самовоспитания и самообучения детей непосредственной образовательной
деятельностью в детском саду с использованием специального дидактического
материала («даров Фребеля», а так же систему дидактических игр по сенсорному
воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование,
складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание).
Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные
воспитательные, образовательные и развивающие возможности. Игра помогает
сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение.
Это повышает познавательную активность ребенка, способствует развитию всех
психических процессов. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что учиться,
хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной
деятельности.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она
создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на
основе игровой и дидактической задачи.
Эти игры используются как в образовательной деятельности, так и в
самостоятельной деятельности детей. В дидактической игре учебные,
познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми задачами.
Структура дидактической игры
Дидактические игры имеют свою структуру, приемы руководства, позицию
педагога в организации игры.
Структура дидактической игры вмещает :
- дидактическую задачу;
- игровую задачу;
• игровые действия;
• игровые правила;
• результат игры.
Дидактическая задача
Дидактические задачи определяются взрослыми, которые планируют игру и
руководят ей.
Игровая задача
Она отображает действия детей в процессе занятия. Игровая задача дается в
виде установки, которая побуждает участников к познавательной активности.
Игровые действия
Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать
разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать
кубики, и т. д.
Игровые правила
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют,
что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению
цели.
Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в
младшем дошкольном возрасте).
Результат игры
Отражает достижение учебной цели. В отличие от обычных, дидактические
игры не могут довольствоваться только выигрышем, а должны способствовать
усвоению знаний и развитию умственной деятельности ребенка.
Условия проведения дидактических игр
1. До начала игры педагог планирует эту деятельность, ставит
образовательные, обучающие и воспитательные задачи.
2. Во время всего процесса игры взрослый остается ее руководителем. Он
начинает игру, понятно объясняет правила, следит за развертыванием сюжета и
подводит итог.
3. Педагог принимает активное участие: эмоционально реагирует на моменты
игры, при необходимости помогает детям.
4. Он учитывает индивидуальные особенности детей, изменяя ход или правила
игры, если это нужно. Контролирует сменяемость игровых ролей после окончания
каждого цикла игры.
Различные виды дидактических игр являются «золотым запасом» взрослых,
которые грамотно руководя игрой, помогают детям обучаться незаметно и
естественно для своего возраста.
Руководство дидактическими играми осуществляется в
трех направлениях:
- подготовка к проведению дидактических игр;
- ее проведение;
- подведение итогов (анализ).
В подготовку к дидактической игре входит :
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям
воспитания и обучения детей определенной возрастной группе;
- определение удобного времени проведения дидактической игры
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим
- определение количества играющих;
- подготовка необходимого дидактического материала;
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь
Ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях
окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игры включает :
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,
который будет использован в игре;
- объяснения хода игры и правил игры.
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей
правильно выполнять действия.
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего,
болельщика или арбитра.
- сама игра
Подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так
по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить по ее
эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной
деятельности.
Требования к игре:
- каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей;
- в дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение
которой требует умственного усилия и преодоления некоторых трудностей;
- дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Кроме того, нужно помнить, что обилие дидактических игр и игрушек
рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим
содержанием и правилами.
Развитие детской игры делиться на несколько стадий:
1 стадия
Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать.
Возможны различные приемы, с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки,
считалочки, напоминание о понравившейся игре. Развивается общение, на основе
которого формируются такие качества как товарищество, дружелюбие,
взаимопомощь, соперничество. Педагог заинтересовывает детей игрой, создает
радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть.
2 стадия
Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. Педагог
выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий
вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре.
3 стадия
В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность,
целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи,
умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.
Роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении
игровых задач.
Связи с этим игра введена в ежедневно повторяющийся распорядок жизни (то
есть ее необходимо планировать ежедневно). Дидактические игры мы планируем
утром до завтрака и после него, на прогулках (дневной и вечерней, вечером до
ухода домой.
Утром целесообразно планировать и создавать условия для игр, не требующих
большой подвижности. Это игры индивидуальные или небольшими группами. Во
время прогулок могут планироваться разные виды дидактических игр, не
требующие сложного игрового оборудования.
Наиболее полно игры развертываются в вечернее время, и важно создавать
условия и планировать самые разнообразные игры : творческие, подвижные,
дидактические.
Установление в режиме дня специально отведенного времени для игры -
важнейшее педагогическое условие существования игры как самостоятельной
деятельности и использования ее как формы организации детской жизни и средства
воспитания.
Основные виды дидактических игр
Дидактические игры так же различаются по обучающему содержанию, по
дидактическому материалу, по характеру игровых действий, по числу участников.
По содержанию дидактические игры можно разделить на :
• математические
• сенсорные
• речевые
• музыкальные
• природоведческие
• для ознакомления с окружающим
• по изобразительной деятельности
Математические игры направлены на формирование у дошкольников
элементарных математических представлений.
Сенсорные игры направлены на обучение детей обследованию предметов,
формирование представлений о сенсорных эталонах.
Речевые игры способствуют развитию речи у детей.
Музыкальные игры направлены на решение задач музыкального воспитания в
соответствии с программными требованиями.
Игры природоведческого характера способствуют воспитанию у детей любви
к природе.
Для ознакомления с окружающим игры расширяют представления об
окружающей действительности, закрепляет знания о труде взрослых, уточняют
представления о предметах и их признаках.
Дидактические игры по изобразительной деятельности направлены на
формирования знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности,
декоративно-прикладной деятельности
По дидактическому материалу обучающие игры делятся на :
• словесные
• настольно-печатные
• с предметами и игрушками
• с картинками
• компьютерные дидактические игры
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи
осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и с опорой на
наглядность.
Дидактические игры с предметами и игрушками очень разнообразны по
игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве
дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы,
объекты природы и т. п. Чаще используются в раннем возрасте, так как у детей
данного возраста преобладает наглядно-образное мышление.
Игры с картинками используются во всех возрастных группах. Для игр могут
использоваться разнообразные картинки, серии картин, в соответствии с
программными требованиями.
Настолъно-печатные игры так же разнообразны по содержанию, обучающим
задачам, оформлению.
Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за
столиками, требуют 2-4 партнеров.
По характеру игровых действий:
• игры-путешествия
• игры-предположения
• игры-поручения
• игры-загадки
• игры-беседы
• подвижно-дидактические игры
Цель игры-путешествия -- усилить впечатление, придать познавательному
содержанию чуть-чуть сказочную необычность. Игра-путешествие отражает
реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое --
через загадочное, трудное -- через преодолимое, необходимое-- через интересное.
Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку,
радует его.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия,
но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат
действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и
игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в
корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по
величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».
Игры-предположения Дидактическое содержание игры заключается в том, что
перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления
последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии. «Что бы я
сделал.», «Что было бы. ?».
Игры-загадки - в основе этих игр лежит принцип загадывания и отгадывания
загадок, игры могут быть самыми разнообразными по содержанию и организации.
Подвижно-дидактические игры содержат в себе три вида задач: обучающую,
игровую, задачу физического воспитания. В ходе таких игр решаются задачи по
развитию у ребят физических качеств и умений, а так же происходит закрепление
материала, полученного на других занятиях.
Игры-беседы (диалоги) основа игр общение воспитателя с детьми, детей с
воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового
обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не
от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое
общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Ценность игры-
беседы в том, что она воспитывает умение слушать и слышать вопросы
воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на
содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение, развивает
умение участвовать в беседе.
Дидактические игры так же можно классифицировать по числу
участников в них:
• коллективные
• групповые
• индивидуальные
Коллективные игры организуются со всей группой, групповые - с подгруппой
детей, а индивидуальные с 1-3 детьми.
Обобщая выше изложенное можно сделать следующие выводы:
• Дидактическая игра - это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация
в обучении детей раннего возраста.
• Дидактическая игра способствует вовлечению каждого в активную работу.
• Дидактическая игра позволяет гармонизировать и демократизировать
отношения между педагогом и ребенком.
• Дидактическая игра является средством развития познавательной активности
детей раннего возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения
образовательной деятельностью
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра
- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности», - говорил В. А. Сухомлинский___