ирина упорова
Организация детской познавательной деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Организация детской познавательной деятельности на прогулке
с детьми старшего дошкольного возраста»
Природа своим разнообразием, красочностью, динамичностью привлекает детей дошкольного возраста и вызывает в них радостные переживания, впечатления, которые запоминаются на всю жизнь.
Публикация «Организация детской познавательной деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Для того, чтобы ребёнок был более внимательным, следует учить его вести наблюдения за явлениями природы, любоваться увиденным на лугу, реке, в поле, в лесу, учить вести календарь погоды, дневник наблюдений, где можно будет фиксировать полученные из наблюдений результаты. Это формирует память, мышление детей, приучает их бережнее относиться к своему здоровью, природе родного края. Формирует желание замечать изменения не только в природе, но и в окружающем его мире. Дошкольник, который занимается наблюдением, намного спокойнее, усидчивее, добрее, внимательнее других детей.
Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой. Воспитатель имеет возможность показать детям приметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимодействиях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. На прогулках целесообразно знакомить детей с явлениями природы или с теми признаками объектов, представление о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени - в процессе наблюдений, игр, труда. Например, наблюдение за изменением погоды в разные сезоны целесообразнее организовывать на прогулках при этом детей знакомят с повседневными изменениями в природе, например таянием снега, набуханием почек и т. д.
Задачи познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста :
1. Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
2. Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.
3. Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы,
4. Развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.
Объекты и явления для детской познавательной деятельности :
- живая природа: деревья, кусты, ягоды, животные, птицы, насекомые и т. д.
- неживая природа: солнце, ветер, дождь, температурный режим, почва, воздух, снег и прочие.
Ежедневно наблюдая с детьми за природой, можно отмечать такие моменты:
- как растения реагируют на настроение природы?
- как люди реагируют на настроение природы?
В процессе познавательной деятельности на прогулке, словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными, будут достигнуты поставленные цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знание детей.
Опыты и эксперименты
На прогулке появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов прежде всего связана с сезонными явлениями.
Методические требования к подготовке и проведению экспериментов:
в зависимости от характера наблюдений и экспериментов различаются следующие требования:
• случайные наблюдения и эксперименты – не требуют специальной подготовки, они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на данный момент, когда дети или воспитатель увидели что-то интересное в природе, на участке;
• плановые наблюдения и эксперименты - начинаются с определения задач, выбором объекта, и т. д. ;
• эксперимент как ответ на детские вопросы (например, сможет ли кораблик развернуться в узком ручейке)
Вот опыты, которые можно проводить с детьми на прогулке :
Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).
- " Тонет - не тонет"
- " Где можно найти воду? "
- " Какой формы вода? "
Определить опытным путем скорость высыхания воды на лужах в тени и на солнце.
Опыты с Солнцем:
«Солнце стало греть больше» : на скамейку на солнышко положить лист влажной бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он сухой. Почему это произошло? Кто его высушил? (солнце.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о тени. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на солнышко, другую в тень. Дети наблюдают, делают выводы.
Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно
долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)
" Как появляются солнечные зайчики? "
" Как появляется тень? "
«Солнце высушивает предметы и песок»
Опыты с песком:
Наблюдение за песком: сухим и влажным; эксперименты
Опыты с камнями:
Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)
Вес
«Легкий - тяжелый»
Учить детей сравнивать по тяжести разнообразные материалы, воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов
Предложить детям наполнить ведерки одинакового объема песком, камнями, и сравнить, с чем ведерки легче, а с чем тяжелее.
Опыты с магнитами:
к чему притягивается магнит?
Опыты с растениями:
рассматривание деревьев, травы, цветов;
посадка цветов на клумбы для выращивания из группы с целью учить детей устанавливать связи между потеплением и ростом растений.
«Почему завял цветочек?»
Опыты с почвой.
Через лупу рассмотреть, из чего состоит земля стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли).
При наблюдении за насекомыми:
обратить внимание на то, что насекомых стало больше. Понаблюдать с детьми, какие насекомые появились на участке. У детей могут возникать вопросы: например, проползет ли муравей через палку (а давай попробуем, посмотрим…., Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.
Ответить, кто же самый сильный на земле?
Найти божью коровку и определить ее название.
Наблюдать за полетом мух (длина перелета).
Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться).
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто при естественной лупе – для этого нужно взять на прогулку банку с водой
Посадите насекомое в банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
При наблюдении за птицами:
«Почему птицы летают?»
Найти особенности внешнего вида птиц, позволяющие им приспособится к жизни в окружающей среде; для чего нужны крылья птицам (опыты с бумажными птицами)
Наблюдения за облаками:
Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.
Облака двигаются, почему?
Свойства воздуха
Ветер – познакомить с ветром.
При помощи султанчиков, лент, шарика определить направление и силу ветра.
«Игры с воздушными шариками»
- познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;
Предложить детям рассмотреть 2 воздушных шарика (надутый и спущенный)
Игры с шариками. С каким шариком удобнее играть? Почему? (С тем, который больше надут, т. к. он легко отбивается, «летает», плавно опускается).
Обсудить причину различий: один упругий, а другой мягкий. Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (Больше надуть). Что находиться внутри шарика? Откуда берется воздух? (Его выдыхают) и т. д.