Кузнецова Светлана
Организация детского экспериментирования с природным материалом в художественно-продуктивной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Формирование творческой личности является одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение этой задачи начинается на этапе детского дошкольного возраста. Большой потенциал для раскрытия детского творчества, на мой взгляд, заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занимаясь углубленно проблемой детского творчества в данном контексте, изучив опыт педагогов в художественно-изобразительного творчества, пришла к выводу, что влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способней детей считается общепризнанным. Над этим задумывались многие психологи, педагоги, искусствоведы, этнографы, медики. Этот вопрос рассматривался в исследованиях зарубежных и отечественных ученых: известного русского филолога В. М. Бехтерева, искусствоведа А. В. Бакушинского, педагогов Г. В. Лабунской, Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др., психологов Е. И. Игнатьева, В. И. Кириенко, В. С. Мухиной, О. М. Дьяченко и др.
Публикация «Организация детского экспериментирования с природным материалом в художественно-продуктивной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Поделки из природного материала
- Темочки
Н. П. Сакулина писала, что детская изобразительная деятельность дошкольников при всем ее своеобразие сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл.
Многие достоинства заметила Е. А. Флерина.
Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств. Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма и способы, а умение, используя минимум средств, передать свое состояние.
Гуманизм, оптимизм содержания детских работ – показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребенок изначально несет в себе многие лучшие общечеловеческие ценности. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло.
Творческие работы дошкольников почти сразу можно узнать по их яркости, красочности, декоративности.
Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое их качество, как оригинальность. Оригинальность образа – показатель творческого воображения.
Выразительность и грамотность исполнения во взрослом, зрелом искусстве неразрывны, а применительно к детскому творчеству изобразительная грамотность, по определению Т. С. Комаровой, - это те элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к творческому изображению.
Актуальность данной работы в том, что художественно-продуктивная деятельность с использованием различных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Важное условие для развития ребенка не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но использование на занятиях нетрадиционных и нестандартных форм работы. Детей очень привлекают нетрадиционные формы работы, используемые материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
В настоящее время признается субъективность детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но, самое главное, он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребенка правомерно использовать термин творчество, ограничивая его словом детское.
Таким образом, детское творчество по своей сути – подлинное, только находится в начальной стадии своего развития. Не случайно Е. А. Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что появляется в зрелом растении, только вырастить надо.
Организация детского экспериментирования с природным материалом в художественно-продуктивной деятельности дошкольников
Детское экспериментирование истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам.
Цель творческого экспериментирования - определяет путь реализации основной идеи культуросообразной педагогики и введение детей в мир общечеловеческой культуры через ее открытые проблемы, которые ребенок самостоятельно «открывает на основе мышления и продуктивного воображения». Это непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяющие познать их свойства, качества, возможности. Пробуждающие любознательность, желание узнать больше. Даже привычные вещи и предметы могут стать объектом изучения и экспериментирования детей с ними. (К примеру этот рисунок сделал один из воспитанников детского сада. В работе он использовал пластилин).
Задачами по развитию творческой деятельности являются :
- формировать у детей прочные навыки и умения действий с разными материалами для детского творчества и возможность переноса сформированных навыков с одним материалом на другой. Педагог ставит вопросы, побуждающие детей сравнивать свойства предметов материалов (пластилин и тесто, или возможность применения в аппликации не только цветной бумаги или картона, но и сухих листьев, ваты, яичной скорлупы и т. д.);
- развивать стремления самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и сообразительности; У ребёнка может появится идея создания поделки или рисунка, в которой он сможет применить свои ранее полученные знания;
- развивать фантазию воображение и индивидуальный почерк в работе. Руководствуясь замыслом и фантазией, ребёнок может привнести что-то своё. (Например, при рисовании воспользоваться не кистью как все, а пальцем или кускам мятой бумаги);
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- поощрять воплощение в художественной форме свои представления, переживания чувства, мысли, инициативу и поддерживать творческое начало. Конечно, это похвала ребёнка, подбадривание, одобрение;
Задачами экспериментаторской творческой деятельности являются :
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, то есть умение находить в обыденном и простом новые идеи для творчества;
- развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Это позволит ребёнку обобщить полученные знания действенным путём, а затем получить конкретный результат;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Детям нравится употреблять новые интересные для них слова, например, такие, как эксперимент и опыт.
- активизировать мыслительные процессы детей, давать отчет об увиденном формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Учить детей подводить итоги своей деятельности.
Условия для реализации задач:
- богато насыщенная различными материалами для детского художественно- экспериментального творчества предметно-развивающая среда. Конечно, чем больше различных материалов, с которым может работать ребёнок, тем больше возможностей он имеет для творческого решения поставленных целей;
- свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними. Желание занять творчеством у ребёнка может возникнуть спонтанно;
- использование созданных детьми продуктов для оформления дошкольного учреждения и групп, организация выставок, создание музея детских поделок и участие в конкурсах и т. д.
Алгоритм экспериментирования :
- ребенок выделяет и ставит проблему;
- предлагает различные варианты ее решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы (это выделение ребёнком проблемы, выявление способов её решения, проверка этих способов опытным путём и подведение итогов).
Художественное экспериментирование нужно рассматривать как работу с различными материалами, разнообразными методами, способами и представлениями работ в разных формах. В работе используются как традиционные материалы : гуашь, краски, пластилин, цветная бумага, так и не традиционные: ткань, мятая бумага, тесто, зубная щётка, вата и т. д. Новые материалы помогают не допустить однообразия и скуки.
Экспериментирование с материалом происходит в виде обучения, опытов, дидактических игр, обыгрывания незавершенного образа, и наблюдения.
Рисование одна из самых разнообразных форм творчества:
- рисование пальчиками;
- рисование ладошками;
- печать листьев;
- кляксография;
- свеча по мокрому;
- ватными палочками;
- набрызгивание;
- зубной щеткой;
- поролон и т. д.
Аппликация - это широко распространенный способ создания художественных изображений различных фигур. Аппликация позволяет использовать самые разнообразные материалы : нити, ткань, вату, бумагу, природный материал, стружку от карандашей, что позволяет изучать их свойства состав и возможности.
Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Пластилин – это искусственный материал для лепки и моделирования.
Соленое тесто – простой и доступный материал для детского творчества. И тот и другой материал имеет свои достоинства. Пластилин яркий, не липнет к рукам, замечательно размазывается по поверхности. Тесто обладает высокими пластичными свойствами. Поделки можно оформить бисером, семенами, перьями.
Компонентами художественного творчества детей являются: активность, самостоятельность, инициативность, воображение. Все эти компоненты направлены на развитие в детях способности к восприятию художественного творчества и самостоятельному созданию выразительного образа, который будут отличаться оригинальностью, гибкостью и вариативностью.
Художественное экспериментирование с разнообразными материалами дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию, любознательности, успешного ребенка, уверенного в собственных силах. Таким образом, творческое экспериментирование в художественно-продуктивной деятельности хорошо прослеживается в применении нетрадиционных техник. «В период детства, мышление, мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими наглядными предметами окружающего мира».
Список использованных источников
1. Комарова Т. С. Народное искусство – детям: 3-7 лет ФГОС/ Биб-ка программы «От рождения до школы». – М. : Мозаика-Синтез, 2018. – 224с.
2. Поддьяков А. Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. – №4. – С. 29-34.
3. Рыжова Л. Методика детского экспериментирования (ФГОС) Уч. метод. пос. д/дошк. воспитания, д/гуверн. и родит. – М. : Детство-пресс. – 2014. – 204с.
4. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду/ Пособие для воспитателей. – 2-е изд. испр. и доп. – М. : Сфера, 2015. – 208с., 16л. вкл.
5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям/ Серия: Образование, воспитание. – М. : Концептуал, 2018. – 320с.
6. Флерина Е. А. Основные принципы художественного воспитания детей [Текст]/ Е. А. Флерина// Дошкольное воспитание. – 2018. - №7. – с. 39-46: ил.
7. Черепкова Н. Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)/ Серия: Художественно-творческая деятельность. – М. : Детство-Пресс, 2017. – 48с.