Ирина Барановская
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Дикие животные наших лесов»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с окружающим миром
Тема: «Дикие животные наших лесов»
Цель: Систематизировать знания детей о диких животных.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания детей о повадках зверей, жилище и питании, названия детенышей. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Дикие животные наших лесов“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Обогащать и активизировать словарь по теме. Формировать умение применять полученные знания при решении проблемной ситуации, связно высказывать свое мнение, полно и развернуто давать ответ.
Учить выделять названные признаки и действия животных; рассуждать в поисках отгадки.
Тренировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Коррекционно-развивающие:
Формировать умение планировать свою деятельность;
Развивать внимание, память, мышление, речь, слуховое и зрительное восприятие, мелкую моторику рук, воображение;
Развивать наблюдательность, выразительность мимики и движений, коммуникативные навыки.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животному миру. Формировать социальные навыки работы в группе, договариваться, учитывать мнение других. Воспитывать активность, самостоятельность, любознательность.
Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое.
Оборудование и материалы. Корзина с заданиями для детей. Картинки с изображением диких животных и их детенышей, жилищ животных, плакат с изображением леса. Звукозапись голосов животных. Листки для зарисовки плана на поисковом этапе и модель плана. Для детей с нарушенным восприятие изображение животных. Раздаточный материал для детей с ЗПР к дидактической игре «Кто, где живет». Демонстрационный материал «Пищевые цепочки». Карточки к динамической игре «Чей хвост». Листы по количеству детей для выполнения индивидуального задания «Кто какого цвета».
Ход
Мотивационно- ориентировочный этап
Воспитатель приносит корзину и сообщает, что ее оставил старичок – лесовичок. (По мере выполнения задания, достает из корзины следующее)
Достает из нее «берестяной» свиток. Сообщает детям, что это свиток «берестяной», на котором старичок – лесовичок написал послание для детей.
Повесить плакат с изображением леса.
Читает письмо:
«Здравствуйте, девочки и мальчики!
Зовут меня старичок-лесовичок. Живу я в лесу. У меня много друзей среди лесных зверей. Слышал о том, что вы уже много знаете о животных наших лесов. Мне хотелось проверить, хорошо ли вы запомнили зверей, об их образе жизни. Я подготовил для вас несколько заданий, с которыми, думаю, справитесь.
В этот час, веселый час, вам загадок я припас, вам загадок я припас, уж, поспрашиваю вас»
Педагог предлагает разделиться на команды, дает картинки с изображением зайца или оленя (по уровню достижений, личностно – психологическим особенностям. При затруднении поиска отгадки, одна команда помогает другой). Сообщает, что отгадав загадку, каждая команда получает картинку с отгадкой.
Команда «Зайчики» (высокий уровень достижений)
Загадки:
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом.
(белка)
Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке — кур посчитать.
(Лиса)
Хозяин лесной
просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(медведь)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ёж)
Быстро бегает русак.
Путать след большой мастак.
(Заяц)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
на овец готов напасть.
(волк)
Кто по зарослям идет,
На ходу листву жует?
Лучше с ним гулять поврозь.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он – сохатый, значит – …
(Лось)
Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не строит птица в них,
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро — кто же я?
(Олень)
Делает в земле дыру,
Проживает в тёмном месте,
Серая окраска меховой шубки,
мелкие ушки.
Называется грызун -…
(Мышка)
Команда «Олени» (более низкий уровень достижений, нерешительные, замкнутые дети)
Загадки:
Глазки с косинкой,
Одежда в два цвета –
На зиму и лето.
(Заяц)
Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой.
Летом ягоды жуёт,
Дикий мед у пчел берёт.
Грозно может зареветь
Косолапый зверь….
(медведь)
Этот злой и серый хищник
По лесам упорно рыщет.
Он охотник знаменитый,
Только в сказках был он битый.
(Волк)
Он других не обижает.
Ест траву, в лесу гуляет,
Но ветвистыми рогами
Может справиться с волками!
(Олень)
Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая…
(Лиса)
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле.
(Белка)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Еж)
Великан ветвисторогий,
Не голос – громкая труба,
Горбоносый,
Большая верхняя губа.
На нем – громадные рога,
Ему природа дорога.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить –
Знай, что это …
(Лось)
Вырыла норку — и в норке живёт
Бусинки глазки, малышка.
Спелое зёрнышко в норке жуёт
Серая-серая…
(Мышка)
Педагог анализирует ответы на загадки, благодарит детей за первое, выполненное детьми, задание.
Поисковый этап
Воспитатель : что мы можем рассказать старичку- лесовичку о его друзьях, лесных зверях.
Вместе с детьми составляем план содержания ответов, чтобы старичок-лесовичок понял, что дети знают о зверях, распределяем задания на подгруппы.
Вариант плана:
1. Как называется животное и его детеныш.
2. Чем покрыто тело животного и какой окрас.
3. Части тела зверей.
4. Где живут.
5. Чем питаются.
6. Сможем ли отличить животное по звуку.
7. Образ жизни в разные времена года.
План вопросов зарисовывается детьми на листках. Педагог может предложить вариант.
Практический этап.
Перед детьми плакат с изображением леса.
Дети с ОНР. Дидактическая игра «Кто это?» Педагог раздает карточки с изображением животного и его детеныша. Ребенок, получивший карточку называет животных и помещает на плакате.
Задание: Назови животное и его детеныша. Размести на плакате правильно.
Дети с нарушенными памятью, вниманием. Дидактическая игра «Покажи в правильном порядке»
Задание: покажи животных в том порядке, как я тебе назову. ( Пример: волк, лиса, медведь, заяц, лось; олененок, ежонок, волчонок, лосенок, медвежонок и т. п.)
Задание для всех детей для развития зрительно-моторной координации.
«Кто какого цвета».
Задание: Соедини рисунки животных с кружком нужного цвета. Если зверь меняет свой окрас, найди кружок с двумя цветами.
Дети с нарушенным зрительным восприятием. Дидактическая игра «Назови, что нарисовано». Здание: Старичок-лесовичок прислал портреты животных, но они нечеткие. Рассмотри внимательно и узнай какой зверь изображен.
Педагог помогает детям последовательно узнать, показать и назвать части тела, по которым ребенок узнал.
Динамическая игра «Чей хвост»
На ковре лежат карточки, перевернутые картинками вниз. Дети ходят по группе. По сигналу берут карточку и находят пару. Когда пары найдены, дети называют чей хвост и чья голова изображена на картинке.
Дети с ЗПР с нарушеннием зрительно-моторной координации. Дидактическая игра «Кто, где живет».
Для формирования умения планировать свою деятельность обратиться к детям с вопросами:
С чего ты начнешь свою работу?
Что для тебя важно в работе? (аккуратность, точность, следование инструкции, быстрота выполнения задания, красота)
Как ты будешь действовать, расскажи по порядку.
Каким ты видишь свой результат?
Что необходимо тебе для работы?
Задание: Помоги зверям найти жилище. Соедини линиями разного цвета каждого зверя и его жилище.
После выполнения задания на листочке, попросить назвать животное и его жилище. Добиваться полного ответа.
Педагог за ребенком показывает на плакате.
Дети с высоким уровнем достижений. Дидактическая игра «Кто чем питается»
На доске плакат с пищевыми цепочками. Дети рассказывают о питании животного, который есть на плакате. Выбирает сам ребенок. Выполняют по очереди. Следующий рассказывает о питании животного, котором еще не рассказывали.
Дети с нарушенным слуховым вниманием. Дидактическая игра «Чей голосок»
Задание: Определи на слух и назови животное, которое сейчас услышишь. (Включается звукозапись)
Застенчивым детям. Пантомима «По походке и повадкам отгадай»
Раздаются карточки с изображением зверей.
Задание; Вспомнить характерные движения и повадки животного. Создать загадку –пантомиму о данном животном.
Остальные дети отгадывают. Обосновывают свой ответ.
Педагог: Вы сегодня вспомнили, что мы с вами изучили о диких зверях наших лесов. Лесовичку мы отправим выполненные задания и будем ждать от него ответа.
Я ему напишу, что вы справились со многими заданиями и ответили на вопросы.
Рефлексивный этап.
Предложить на светофоре поместить прищепку со своей фотографией, что бы оценить самого себя. Чтобы было легче, детям задумываются над вопросами:
• Все ли у меня сегодня получилось?
• Если получилось, то что помогло справиться? Если сегодня я хуже работал, то что мешало?
• Какие знания и умения пригодились справиться с заданиями?
• Что узнал нового? Чему научился?