Светлана Чеканова
Организация деятельности Лекотеки на базе дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Организация деятельности Лекотеки
на базе дошкольной образовательной организации
(из опыта работы)
В образовательной ситуации в России и в Белгородской области сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный образовательный процесс ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка.
Публикация «Организация деятельности Лекотеки на базе дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Социализация детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения.
На современном этапе развития социально-реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями Лекотека признана одним из эффективных способов решения проблем адаптации и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Лекотека – это служба психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии и их родителей. Деятельность Лекотеки основана на гуманистическом подходе, с использованием игровых методов и ресурсов осуществления психологической поддержки и поддержки развития личности детей, их родителей (законных представителей).
Слово «лекотека» («Lekotek») произошло от шведского «leko», что значит «игрушка», и греческого «tek» - «собрание», «коллекция», то есть лекотека – помещение, где можно играть и общаться со специалистами.
Воспитанники лекотеки - дети с нарушениями развития или выраженными пси-хогенными расстройствами. Вид и природа нарушений развития ребенка могут быть разные: двигательные, умственные, сенсорные, коммуникативные, эмоциональные, поведенческие или же сочетанные.
Специалисты лекотеки реализуют индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы и проводят работу по психологическому сопровождению семьи, преимущественно в процессе игровой деятельности.
Цели лекотеки :
- создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
- психологическая поддержка семьи;
- содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения, помощь в
адаптации в семье и других социальных группах.
- Задачи лекотеки :
- психолого-педагогическое обследование детей и родительско -детского взаимодействия;
- предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, о результатах психолого-педагогического обследования, особенностях выявленного расстройства и ресурсах ребенка;
- вовлечение родственников в процессы обследования и стимуляции развития детей, а также психопрофилактики и психокоррекции;
- обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития;
- подбор адекватных средств общения с ребенком;
- помощь в личностно-социальном развитии;
- подбор оптимальных способов обучения маленького человека;
- проведение развивающих и психокоррекционных занятий по индивидуальному плану;
- формирование предпосылок для обучения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях;
- нормализация родительско - детских отношений;
- помощь семье в адаптации к инвалидности ребенка и преодолении
психологических проблем, связанных с этим.
Перечень нормативных документов Федерального уровня
Конвенция ООН о правах ребёнка и о правах инвалида.
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон № 5487-1-ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»
Федеральный Закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
• Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом президента РФ от 01.06.2012г. №7761
Предусматривает меры:
• Законодательного закрепления обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
• Нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
• Внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.
Перечень нормативных документов
регионального и муниципальног уровней
• Постановление Правительства Белгородской области от 18.02.2013 г. №44-пп "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Белгородской области на 2013 - 2017 годы"
• Распоряжение Правительства Белгородской области от 02.03.2015г. №122-пп "Об утверждении плана мероприятий по реализации второго этапа Стратегии действий в интересах детей в Белгородской области на 2015 - 2017 годы"
• Приказ департамента образования от 22.07.2016 г. № 2452, департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области от 22.07.2016 г. № 834 «Об организации деятельности центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий Белгородской области»
• Приказ департамента образования Белгородской области от 18.08.2016г №2678 «Об утверждении положения об обеспечении прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Белгородской области»
• Приказ управления образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 22 декабря 2015 г. № 1689 «Об утверждении Плана мероприятий по развитию вариативных форм в сфере дошкольного образования для обеспечения местами в дошкольных организациях детей в возрасте до 3 лет на территории Старооскольского городского округа»
В 2009 году на базе МБДОУ ДС №52 «Ласточка» г. Старый Оскол была организована «Лекотека». Процесс создания и функционирования группы на базе МБДОУ отражен и регулируется в Положении о лекотеке, разработанном в ДОО на основе федеральных и региональных нормативных документов.
Отличительной особенностью Лекотеки является работа с каждым ребенком по индивидуальной программе. Специалист Лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирает конкретное содержание психолого-педагогической помощи, которое обсуждается с родителями.
За период с 2009 по 2016 гг. группу посещали 12 детей с ОВЗ. Из них:
- дети с РАС (расстройствами аутистического спектра) – 6 человек (50%);
- дети с ТНР (тяжелые нарушения речи) – 3 человека (25%);
- дети с ЗПР (общее расстройство психологического развития) – 1 ребенок (8,3%);
- дети с нарушением ОДА (опорно – двигательного аппарата) – 2 ребёнка (16, 7%).
Увеличение количества детей с РАС, посещающих лекотеку, привело к тому, что в 2016 - 2017 учебном году группу посещали только дети с РАС (5 воспитанников)
Отличительной особенностью Лекотеки является работа с каждым ребенком по индивидуальной программе. Специалист Лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирает конкретное содержание психолого-педагогической помощи, которое обсуждается с родителями. Содержание программы должно учитывать актуальный уровень развития ребенка, рекомендации ИПРА, категорию ребенка с ОВЗ.
В лекотеку ребенок с ОВЗ зачисляется на основании заключения ТПМПК и по заявлению родителей.
К основным документам Лекотеки относятся :
приказ об открытии лекотеки;
положение о Лекотеке;
должностные инструкции сотрудников;
годовой план работы;
аналитический отчёт по результатам работы за год;
график работы специалистов;
протоколы обследования детей;
индивидуальные программы психолого-
педагогического сопровождения детей;
расписание игровых сеансов;
табель посещаемости занятий
При включении в Лекотеку, специалистами проводится психолого-педагогическое обследование развития ребенка. Процесс первичного обследования может занимать от двух до восьми встреч, общей протяженностью до 2 месяцев. При обследовании используется метод наблюдения за самостоятельной деятельностью ребенка и в диаде «родитель-ребенок».
В результате обследования составляется индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка.
В течение реабилитационного процесса проводится несколько диагностических сеансов: при включении ребенка в Лекотеку и по одному сеансу в середине и в конце реабилитационного процесса.
Индивидуальный игровой сеанс с детьми проводится специалистами в присутствии родителей (законных представителей). Продолжительность индивидуального игрового сеанса (диагностического сеанса) с ребенком в Лекотеке составляет 60 минут. В игровой сеанс входят разные виды совместной деятельности специалиста, родителя и ребенка и перерыв между сеансами. Специалист планирует структуру игрового сеанса в соответствии с содержанием поставленных задач. Если игровой сеанс (групповой или индивидуальный) включает «образовательную деятельность», ее продолжительность в общем времени игрового сеанса регулируется СанПином
Режим посещения Лекотеки :
гибкий режим посещения;
количество посещений - 2 раза в неделю в зависимости от:
• состояния ребенка,
• периода включения в деятельность лекотеки,
• возраста ребенка,
• возможностей родителей по транспортировке ребенка,
• оздоровительных процедур во внешних организациях,
• потребностей семьи и др.
продолжительность индивидуального сеанса до 30 минут
Одной из задач Лекотеки является разработка индивидуальных адаптированных ОП. Основной целью программы является психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями для социализации, а также создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и оказания психолого-педагогической поддержки семье.
Особенность ИОП лекотеки главным образом определяется её контингентом.
Рекомендации по составлению индивидуально-
ориентированных программ в Лекотеках
Многообразие возможных вариантов нарушений развития у детей, зачисленных в Лекотеку, диктует необходимость специального определения целей, форм, методов и методик работы с конкретным ребенком и его родителями. Поэтому, согласно положению об организации деятельности Лекотек, содержание и методы деятельности Лекотеки определяется индивидуально-ориентированными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, реализуемыми учреждением самостоятельно на основе существующих программ.
Индивидуально-ориентированная программа в лекотеке не имеет всеобъемлющего характера, как это предусмотрено в основных программах дошкольного образования, а направлена на профилактику и преодоление вторичных проблем развития, психогенных нарушений, ограничивающих возможности ребенка, развитие базовых коммуникативных и индивидуально-социальных компетенций, ключевых предпосылок познавательного развития. В разработке программы участвуют: специалисты лекотеки при взаимодействии с родителями (законными представителями).
Основой для разработки индивидуальной программы является: рекомендации ТПМПК, состояние актуального развития ребенка, «зона ближайшего развития»,
особенности поведения, состояние эмоционального благополучия ребенка, ресурсы и ограничения его развития. Программа разрабатывается с учетом ситуации в семье и возможностей родителей (законных представителей, других первичных воспитателей участвовать в её реализации.
формы работы Лекотеки :
1. Консультация – это встреча специалиста Лекотеки с родителями, во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей. Основная задача:
профилактика возникновения более серьёзных проблем в развитии. Специалисты дают родителям исчерпывающую информацию по каждому вопросу, знакомят их с разными способами решения имеющейся проблемы, чтобы в будущем они могли заниматься с ребёнком в домашних условиях самостоятельно.
2. Диагностический игровой сеанс. Представляет собой совместную игру родителей с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим, в идеале фиксируется на диск. Основная задача: диагностика уровня развития ребёнка и обследование детскородительского взаимодействие.
3. Терапевтический игровой сеанс – игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда – с участием родителей.
Игровой сеанс – основная форма работы с детьми в Лекотеке.
Игровой сеанс направлен на:
– реализацию индивидуально-ориентированной программы
сопровождения ребенка;
– оценку динамики психического развития и психологического состояния ребенка;
– нормализацию детско-родительского взаимодействия и преодоление поведенческих проблем ребенка;
– решение психологических проблем ребенка и его окружения.
Специалист планирует структуру игрового сеанса индивидуально для ребенка в соответствии с содержанием поставленных задач и требований.
В структуру игрового сеанса могут входить:
– наблюдение за свободной игрой ребенка, с целью оценки динамики психического развития и психологического состояния;
– сопровождение свободной игры ребенка, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы;
– наблюдение за совместной игрой ребенка и родителя, с целью обследования стратегий родительского поведения;
– совместная игра специалиста с ребенком и родителем, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы, обучения родителей техникам стимуляции и поддержки раз-
вития ребенка;
– индивидуальное занятие специалиста с ребенком, с целью решения задач индивидуально-ориентированной программы;
– беседа с родителями: обсуждение результатов совместной работы, планирование работы на дому.
Взаимодействие с семьей.
Успешное взаимодействие специалистов с семьёй — одно из главных условий эффективности коррекционно-образовательного процесса. Работа с семьёй подразумевает различные формы помощи родителям, разъяснение истинных проблем ребёнка, обучение приемам и методам работы с ребёнком в условиях семьи и, возможно, использование родителей как парапрофессионалов.
Формы взаимодействия с семьей:
• консультация плановая или по запросу родителей;
• игровой сеанс;
• проблемно - ориентированная родительская группа;
• диагностический сеанс
• (тестирование, интервьюирование, беседа и др.);
• мастер-класс;
• тематический обучающий семинар;
• повышение педагогической компетенции родителей
• (оформление информационно-тематических
• папок, альбомов, выставок, подборка литературы для
• родителей и др. наглядные материалы)
• видеомастерская (родителям предоставляются консультации по интересующим их вопросам в электронном виде.
Планируемые результаты
Результаты психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи индивидуальны, исходя из того, что посещающие лекотеку дети имеют разные нарушения:
- по природе происхождения,
- по сочетаемости нарушений,
- по степени выраженности дефекта развития,
-по условиям воспитания в семье и
отношению членов семьи к проблеме ребенка
Сетевое взаимодействие
Специалисты лекотеки активно взаимодействуют с учреждениями здравоохранения, ТПМПК. Информирование родителей о деятельности лекотеки осуществляется через размещение информации на сайте ДОО, распространение информационных материалов в детских поликлиниках и ТПМПК
Результаты работы
1 ребенок обучается в школе для детей с ОВЗ, 5 детей направлены в группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, 5 воспитанников в 2017 - 2018 учебном году начали посещать группу компенсирующей направленности для детей с РАС.
Проблемы лекотеки
• недостаточное программно - методическое сопровождение;
• необходимость подготовки педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.