Светлана Всильева
Технологии здоровьесбережения и здоровьеформирования в современной дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 81 «Детский сад»
«Технологии здоровьесбережения и здоровьеформирования в современной дошкольной образовательной организации»
Заведующая А. В. Смирнова
Ст. воспитатель О. Н. Ханжина
Воспитатель С. И. Васильева
г. Кемерово, Кемеровская область
Публикация «Технологии здоровьесбережения и здоровьеформирования в современной дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Всемирная организация здравоохранения рассматривает здоровье как позитивное состояние, характеризующее личность в целом, и определяет его как состояние полного физического, духовного (психологического) и социального благополучия. Очень важно именно на этапе дошкольного возраста сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Для эффективной работы здоровьесбережения необходим опережающий прогноз, позволяющий создать оптимальные условия для удовлетворения постоянно меняющихся и развивающихся потребностей детей. Мы поставили задачу разработать долгосрочный проект, в который вошли несколько направлений: 1. Лечебно-профилактическое: профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, диспансеризация сотрудников и воспитанников.
2. Обеспечение психологического комфорта личности каждого участника образовательного процесса : чередование физических и интеллектуальных нагрузок, использование в режиме дня элементов музыко- и сказкотерапии, психогимнастики.
3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса : бережное отношение к нервной системе ребенка (учет индивидуальных способностей, возможность выбора, самореализация в детских видах деятельности, ориентация на зону ближайшего развития).
4. Формирование здорового образа жизни дошкольников.
Здоровьеформирование в нашем ДОУ началось спедагогов, с психологической готовности перестроить образовательный процесс в соответствие с требованиями ФГОС ДО, гарантируя охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Коллектив целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников.
В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий : соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН 2.4.1.3049-13. Утренняя гимнастика, гимнастика после сна,закаливающие процедуры (согласно возрасту детей, босохождение по ребристым дорожкам – для профилактики плоскостопия, самомассаж после сна. Правильная организация прогулок и их длительность.
Соблюдение сезонной одежды воспитанников (индивидуальная работа с родителями, облегченная одежда в детском саду (внутри учреждения).
Мытье прохладной водой рук по локоть – средний-старший возраст.
Неделя здоровья (2 раза в год). Три раза в неделю проводятся занятия физической культурой, которые проводят воспитатели, в том числе один раз в неделю старшем дошкольном возрасте (в соответствии с погодными условиями) занятия физкультурой проводятся на свежем воздухе. В каждой возрастной группе еженедельно 1 занятие по физической культуре проводится с элементами логоритмики по плану музыкального руководителя. Обязательно проводятся спортивные игры и соревнования на свежем воздухе.
В период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ – проводится профилактика вирусных инфекций фитонцидами. Применяются народные средства (ношение кулонов с чесноком, зеленый лук с «огорода на подоконнике».В группах воспитатели в течение дня проводят с детьми корригирующую и дыхательную гимнастику. Осуществляется закаливание, витаминопрофилактика (витаминизация третьих блюд, кислородный коктейль.
Каждое утро начинается с радостных встреч. Мы решили создать журнал и экран здоровья и по понедельникам вносили информацию для родителей, обозначая символами с пользой проведенные для всей семьи выходные. Предшествующей работой были консультации для родителей о полезно проведенном досуге в разное время года. Таким образом, еженедельно родители могли наглядно видеть и анализировать, как все проводят выходные, применяются ли здоровьесберегающие технологии за пределами МБДОУ.
Для обеспечения психологического комфорта – используем в МБДОУ № 81 музыкотерапию релаксационного характера: звуки природы, И. Брамс «Колыбельная», Э. Григ «Увертюра», Л. ван Бетховен «Лунная соната» и др. ; сказкотерапию: венгерская сказка «Два жадных медвежонка», С. Маршак «Вот какой рассеянный», «Сказка о глупом мышонке», К. Чуковский «Радость», С. Михалков «Мой друг», мультфильмы «Уроки тетушки Совы», «Смешарики», «Королева зубная щетка» «Маша и медведь»… В каждой возрастной группе созданы альбомы «страна эмоций». Проводятся психологические игры: «Я могу», «Скажите друг другу добрые слова»…
В целях всестороннего развития, раскрытия имеющихся у ребенка способностей организованы дополнительные занятия по хореографии.
Вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение и развитие имеющегося потенциала здоровья.
Очевидно, что невозможно разработать и использовать одну единственную уникальную технологию здоровьесбережения. Само понятие «здоровье» представляет собой интегральное понятие. Вследствие чего, цель здоровьесбережения достигается за счет использования разнообразных технологий, применяющихся с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса – педагогов, администрации, психолога, медиков, детей и их родителей. Достижение такой цели определяет необходимость совершенствования уже сложившихся и реализуемых в практике подходов к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.
Литература
1. Е. Н. Николаева, В. И. Федорчук, Е. Ю. Захарина «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада», Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2015