Марина Утешева
Формирование образовательных навыков как цель дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
УТЕШЕВА М. М.
Воспитатель МБДОУ п. ХОХЛОВО
детский сад №12
Формирование образовательных навыков как цель дошкольной
образовательной организации
Аннотация
В статье рассматривается формирование образовательных навыков у де-тей как управляемый процесс в рамках дошкольной образовательной органи-зации.
Ключевые слова: управление, образовательная организация, дошкольное обра-зование, образовательные навыки, образовательный стандарт.
Публикация «Формирование образовательных навыков как цель дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Требования к формированию образовательных навыков в дошкольной обра-зовательной организации регламентируются федеральным государственным об-разовательным стандартом дошкольного образования, который в качестве целе-вых ориентиров дошкольного образования выделяет социальные и психологи-ческие характеристики личности ребёнка, необходимые на этапе завершения дошкольного образования.
Предложенные стандартом целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблю-дении требований к условиям их реализации эти целевые ориентиры предпола-гают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной дея-тельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Если целевые ориентиры стандарта, понимаемые как образовательные навыки, рассматривать как цель управления дошкольной организацией, то весь-ма актуальной и полезной становится концепция управления по результатам, где результатом и является достижение поставленной цели. Она разработана и внедряется в жизнь под руководством профессора, доктора педагогических наук П. И. Третьякова. Само понятие «управление по результатам» можно опреде-лить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются ре-зультаты, объединяющие всех членов организации [1, с. 112].
Управление по результатам предполагает, что изначально перед коллекти-вом ставятся реальные, обеспеченные всеми ресурсами для исполнения, цели. К таким ресурсам относятся люди, время, финансы, материально-техническая ба-за, технологии и методики.
Результат есть реализованная цель. В соответствии со стандартом необхо-димо в качестве цели дошкольного образовательного учреждения рассматри-вать формирование у детей предпосылок учебной деятельности на этапе завер-шения ими дошкольного образования. Для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи:
- формирование инициативности и самостоятельности ребенка в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании, способности выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности и воплощать разнообразные замыслы;
-воспитание у ребенка уверенности в своих силах, открытости внешнему миру, положительного отношения к себе и к другим, чувства собственного достоин-ства; развитие способности договариваться, учитывать интересы и чувства дру-гих, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, желания разрешать конфликты;
-развитие у ребенка воображения; способности к фантазии, творчеству, к раз-ным формам игры, умения подчиняться правилам, различать условную и ре-альную ситуации, в том числе игровую и учебную; играть звуками и словами, хорошо понимать устную речь и выражать свои мысли и желания;
-развитие у ребенка крупной и мелкой моторики, управления своими движени-ями, потребности бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов;
- формирование у ребёнка способности к волевым усилиям в разных видах дея-тельности, способности доводить до конца начатое дело;
-приобщение ребенка к социальным нормам поведения и правилам в разных ви-дах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, прави-лам безопасного поведения и личной гигиены;
- формирование у ребёнка любознательности, склонности наблюдать, экспери-ментировать;
- формирование у ребёнка начальных знаний о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт; знакомство с книжной культурой, с детской литературой, формирование элементарных представлений из области живой природы, естествознания, математики, истории;
- формирование у ребёнка способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности [5].
Таким образом, решение этих задач есть целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению необходимого объема образовательных навыков ребенка.
Принято выделять основные уровни управления по результатам.
Первый уровень определяется умением руководителя видеть миссию дея-тельности дошкольного образовательного учреждения [2, с. 56].
Миссия организации есть ее предназначение, то есть то, ради чего она су-ществует, каковы отличия от окружающих организаций.
Чтобы определить миссию, необходимо использовать ответы на следующие во-просы: для удовлетворения каких социальных потребностей создана организа-ция; посредством чего, с помощью каких услуг удовлетворяется данная по-требность; кто непосредственный потребитель услуг; в чем
конкурентное преимущество; почему вы продолжаете существовать наряду с другими организациями [3, с. 34].
Второй уровень предполагает рассмотрение результата с точки зрения ка-чества услуг. Основная услуга ДОУ населению - это дошкольное воспитание и образование детей от трех до семи лет. Качество работы ДОУ зависит от следу-ющих факторов: от качества работы воспитателя, от сложившихся в педагогиче-ском коллективе отношений, от условий, созданных руководителем для творче-ского поиска новых методов работы с детьми, от объективной оценки результа-тов деятельности каждого сотрудника [4,с. 46].
Третий уровень управления по результатам предполагает рассмотрение ре-зультата с позиций потребителей. Потребителями являются родители, имеющие детей дошкольного возраста, которые нуждаются в условиях, предоставляемых образовательными учреждениями. Однако, сегодня недостаточно полно изучена и представлена картина о родительских запросах и потребностях. Недостаточно организовано изучение запросов родителей и создание условий, помогающих руководителю гибко менять ситуацию, предлагать детям и родителям разнооб-разные виды услуг.
Таким образом, цель, состоящая в формировании образовательных навыков у детей дошкольного возраста, достигается посредством последовательного ре-шения спектра предусмотренных стандартом задач в рамках дошкольного обра-зовательного учреждения.