Валентина Грунина
Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса дошкольников к математике
▼ Скачать
Не секрет, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для детей любого возраста работой», - утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным материалом в любом учебном заведении. Об этом говорят и родители, и педагоги, и сами дети. Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогами дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудностей.
Публикация «Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса дошкольников к математике» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Математика дает огромные возможности для развития мышления дошкольников. Но, часто, методы обучения основам математики в детском саду реализуют не все возможности развивающего обучения, не всегда соответствуют возрастным особенностям дошкольников. Учителя в начальной школе часто жалуются, что математика трудно дается первоклассникам и поэтому становится нелюбимым предметом. Для воспитания у дошкольников интереса к математике необходимо использовать такие эффективные методы и приемы как, проблемные ситуации, игры с занимательным материалом, моделирование, элементарные опыты.
Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Проблема детского экспериментирования имеет свои физиологические аспекты. В лаборатории известного физиолога И. П. Павлова осуществился один незапланированный эксперимент. Изучая условные рефлексы ребёнка, экспериментаторы зажигали перед ним лампочку и давали засахаренную клюкву. Выяснилось, что у детей условные рефлексы вырабатывались значительно медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей, изменив методику, они вместо клюквы стали давать какой-нибудь новый предмет, который ребёнок мог обследовать. Тут человеческий детёныш показал всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались практически мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу.
Поэтому одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Однако на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно, экспериментирование в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно.
Вот почему одним из приоритетных методов мы называем элементарную экспериментальную деятельность? Задача данной деятельности получение новых сведений о предмете, проверка его свойств, подтверждение или опровержение каких-либо предположений. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, необычного, что и способствует формированию стойкого интереса, как к экспериментальной деятельности, так и к получению математических знаний, воспитанию любознательности. Эта деятельность не задается взрослыми заранее в виде той или иной схемы, а строится самими дошкольниками по мере получения новых сведений об объекте. По мере получения этих сведений ребенок ставит перед собой более усложненные цели и пытается их реализовать. Для этого ему требуются новые способы преобразования объекта. А их поиск идет путем преобразования старых способов, их комбинирования, перестройки, поэтому пробы и ошибки – важнейший компонент детского экспериментирования. В ходе развития поисковой деятельности преодолевается боязнь ошибочности действий, что является важнейшим методом в развитии детского мышления.
Во время образовательной деятельности по математике можно всегда найти место элементарным опытам : переливание воды из бутылок разной формы на определение объема жидкости, взвешивание твердых и сыпучих тел на определение массы, опыты с магнитами, временными промежутками и т. д. К экспериментированию так же относятся широко известные игры-головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сложи узор» и др.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает.
опытно-экспериментальная работа по развитию интереса дошкольников к математике.
опытно-экспериментальная работа по развитию интереса дошкольников к математике Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Опыт работы педагогов нашего детского сада по использованию элементарных опытов на образовательной деятельности по математике показывает, что новизна умственной задачи, наглядного материала, его занимательность и наличие проблемной ситуации положительно влияет на развитие мышления детей и их интеллектуальных способностей. А так же на формирование положительного интереса к математике, что очень важно для будущих первоклассников.