Татьяна Круть
Эколого-развивающая среда-система совместных действий взрослых и детей
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность взрослого и ребенка может осуществляться в любом экологическом пространстве, в помещении. Экологическая культура предполагает нравственные и этические чувства по отношению к природе – жалость, любовь, сопереживание, доброта, удивление и восхищение.
1. Рисование и музыка «Цвета радуги»
Публикация «Эколого-развивающая среда-система совместных действий взрослых и детей» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Содержание и методика: 1) Рассматривание с детьми радуги на картинке. Обратить внимание детей, что радуга состоит из семи цветов и все они следуют друг за другом, каждый «знает свое место». Известно выражение, которое помогает запомнить расположение цветов в радуге: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан, первая буква каждого слова указывает на определенный цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Для того чтобы точнее подобрать цвет, необходимо располагать карандаши возле того или иного цвета радуги.
Затем рисовать радугу, правильно расположив цвета, под музыку, которая помогает представить радугу, также использовать записи шума дождя.
Детям предложить нарисовать «радужное настроение». Рассказав, что люди очень часто связывали радугу со счастливой жизнью. Например, считалось, что в том месте, где радуга упирается своим концом в землю, закопан горшок с золотом. Или, тот, кто пройдет под радугой (как под аркой, всегда будет счастлив.
В заключении в группе повесить большой рисунок с изображением радуги. Предложив детям поискать вокруг себя (в группе, на улице, дома) предметы разного цвета. Рассортировали их по цветам радуги. С детьми вспомнить сказки и мультфильмы, в которых присутствовала радуга.
Выполнение заданий на распознавание природных объектов и понимание значения объекта в жизни человека дало возможность детям старшего дошкольного возраста более осознанно воспринимать материал экологической тематики.
Опытно – экспериментальная деятельность заключается в системе совместных действий взрослого и ребенка в экологической деятельности. Руководя играми дошкольников старшей группы, необходимо учитывать возросшие способности. При отборе игр главное внимание обращать на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении дети проявляли усилия ума, воли. Четко, эмоционально знакомя детей с новой игрой, ее содержанием, правилами и действиями, уточнять их понимание играющими. Затем предлагать детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следить за ходом игры, выступая в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.
2. В ознакомлении детей с природой знакомясь с произведением В. Бианки «Как муравьишка спешил домой» в занимательной форме рассказывать детям о различных мелких животных и способах их передвижения. Тут и гусеница и землемер, и паук, и кузнечик, и жужелица и многие другие насекомые. Одни скачут, другие бегают по воде и земле, третьи летают.
Например, землемер складывается пополам и снова вытягивается. Ребята очень переживают за муравья, у которого болят ножки, и между тем узнав интереснейшие особенности жизни маленьких животных. Чтобы у детей осталось в памяти не только приключение муравья, но и знание способов передвижения животных, важно беседовать с детьми послечтения книги, задав вопросы, которые помогали бы понять, что разные способы передвижения осуществляются животными в разных условиях: одни легко передвигаются бегом по ровной земле, другие летают по воздуху, третьи бегают по поверхности воды, четвертые высоко подпрыгивают и преодолевают преграды.
Вопросы звучат примерно так:
- Что помогает майскому жуку летать по воздуху?
- Почему кузнечик может высоко прыгать?
Интересными, в познавательном отношении, для детей старшего дошкольного возраста являются рассказы о природе, по сюжетам Г. Скребицкого «Зайкин год». Из него дети узнают как живет заяц в разные сезоны. Из рассказа Г. Снегирева «Их защищает цвет» ребята узнают о такой особенности животных, как маскировочная окраска.
Ребята узнают, почему заяц – беляк зимой белый, а летом серый, как куропатка во время линьки меняет окраску перьев, как маскируется выпь, тигр и другие животные. Беседуя с детьми после чтения рассказа необходимо обращать внимание на то, что животному недостаточно только иметь окраску тела, которая совпадает с окружающим фоном, ему необходимо еще уметь затаиваться, быть неподвижным в момент опасности – только в этом случае его трудно обнаружить. Детям становится понятно, почему зайца в лежке трудно обнаружить (его может выдать только запах). Они узнали, что к затаившему в тростнике, тигру животные идущие на водопой подходят близко, так как не замечают его. Из беседы ребята узнают, что маскировочная окраска тела служит разным целям: мирным животным – для защиты от врагов, хищникам – для охоты и добывания пищи.
Расширение кругозора детей сочетается с формированием нравственно – эстетического отношения к природе, делается акцент на воспитание положительных эмоций, эстетического наслаждения увиденным и услышанным. Этому способствует совместная деятельность взрослого и ребенка.