Подгорная Нелли Александровна
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вот такой уголок экспериментирования в нашей группе.
Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активность малыша, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия. Важно, чтобы в дошкольной системе образования одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры малышей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Цели опытно-экспериментального занятия в старшей группе, конкретные задачи и приёмы:
Шестилетние дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Почему дует ветер? Почему замерзает вода зимой? Почему светит солнце? Почему появляется радуга? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и здорово находить ответы. Эксперимент поможет в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных процессов и явлений.
Детское экспериментирование — познавательный и увлекательный приём практического исследования мира, нацеленный на создание наиболее благоприятных условий, в которых предметы и явления наиболее красноречиво проявляют свою скрытую природу.
Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.
Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:
-формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;
-знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение);
-формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса);
-познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;
-учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;
стимулировать познавательную деятельность;
-познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни);
-воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;
-развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.
Виды экспериментирование в старшей группе:
-знакомство со свойствами песка и глины;
-воздух, его свойства и значение;
-изучение свойств воды;
-формирование знаний о теле человека;
-природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства;
-наблюдение за явлением магнетизма;
-почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений.
Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:
Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.
Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная, театрализованная) — применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами. Пример дидактических игр:
«Определи на вкус»;
«Определи по запаху»;
«Узнай по голосу»;
«Оденем куклу на прогулку»;
«Где живёт вода»
Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей. Правила проведения опыта:
установить цель (для чего проводится опыт);
подготовить материал и оборудование;
продумать поэтапную инструкцию;
подвести итоги;
доступными для ребёнка словами объяснить, почему произошло то или иное явление.
Рассказ — создание ярких словесных образов, стимулирующих познавательную активность детей.
Беседа — уточнение и систематизация новой информации. Примерные темы для познавательной беседы:
«Воздух в моей жизни»;
«Зачем нужно беречь уши»;
«Волшебный снег»;
«Плавающее перо»;
«Удивительный песок»;
«Таинственные камни»;
«Волшебница вода».
Художественное слово и творчество:
Чтение художественной литературы («Муха-цокотуха», «Что ты знаешь о рыбах», «Чудо-дерево», «Почему деревья не ходят», «Каменный цветок» и т. д.).
Песочная анимация, рисование цветным песком («Песчаные художники»).
Лепка из глины и мокрого песка («Олешек», «Песчаная кулинария»).
Рисование мыльными пузырями, кляксография, штампирование, рисование магнитом («Забавная клякса», «Путешествие капельки», «Красочные брызги», «Волшебное дерево»).
Конструирование из природного и бросового материала, бумагопластика, оригами («Сказочный корабль», «Подводный мир»).
Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.
Проведение экспериментов надо рассматривать не как развлечение, а как один из методов ознакомления детей с окружающим миром. Это очень эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты объединяют все стороны воспитания и все виды деятельности. Самое главное, что это весело и очень увлекательно, дети с удовольствием занимаются экспериментированием.