Ахмерова Юлия Дамировна
«Волшебные свойства соли». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательной активности детей с помощью экспериментирования.
Задачи:
1. Образовательные:
систематизировать представления о свойствах соли
обобщить знания детей о применении и значении соли в жизни человека;
закреплять умения делать выводы, умозаключения по результатам проведенных опытов.
2. Развивающие:
развивать психологические процессы: мышление, внимание, память;
развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, разрешать проблемные ситуации путем опытов и экспериментов;
развивать интерес к экспериментальной деятельности;
3. Воспитательные:
воспитывать аккуратность, самостоятельность, навыки экспериментальной деятельности;
вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в игре.
Организация детских видов деятельности:
коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая, продуктивная.
Виды и формы совместной деятельности взрослых и детей:
игровая деятельность;
коммуникативная деятельность;
познавательная деятельность
выводы, подведение итогов:
динамическая пауза
Словарная работа: Обогащать словарь детей словами: «соль», «вещество», «растворить», «минерал», «приправа», «кристалл»,«сыпучая», «лаборатория», «эксперимент», «пресная»,«инструкция», «солевая лампа».
Предварительная работа: Беседа о применении обычной соли в домашних условиях, рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли,
Методическое обеспечение
Михеева Е. В. ”Современные технологии обучения дошкольников”.
Селевко Г. К. “Современные образовательные технологии”.
Брушлинский А. В. ”Психология мышления и проблемное обучение”.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» 5. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира»
Ход занятия
Этап образовательной деятельности
Организация образовательного пространства
Деятельность взрослого
Деятельность детей
Вводная часть (организационный момент)
Дети входят в зал с воспитателем
Воспитатель входит в зал вместе с детьми
, предлагает встать в круг для приветствия
Воспитатель:
-Ребята, давайте за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Скажем: «Доброе утро» и пожелаем хорошего настроения
друг другу
Дети встают вокруг воспитателя
Дети приветствуют друг друга. положительно эмоционально реагируют
Сюрпризный момент
Воспитатель вскрывает письмо и посылку и читает письмо
В посылке солевая лампа
Включается волшебная музыка и световой шар
Звучит голос
На экране появляется юный лаборант
мои друзья. Вы попали в волшебную страну. В лабораторию «Академии чудес» Я приглашаю вас в свою лабораторию. Вы научитесь творить настоящие чудеса.
Лаборант спрашивает, знают ли дети, что такое лаборатория и что там происходит.
Лаборант : «Тогда прошу проходите, а я вас не на долго оставлю. У меня много еще дел, разных опытов и экспериментов».
Воспитатель:
-Когда я утром пришла на работу, почтальон вручил мне посылку и письмо! От кого письмо и что в посылке, я пока не знаю. Давайте вместе посмотрим.
Воспитатель сообщает детям, что письмо прислал доктор Айболит. Звери заболели и он отправился их лечить. С собой он решил взять солевую лампу. Но у него случилась проблема. Бармалей украл инструкцию к лампе и теперь Айболит не знает, как за ней ухаживать. Ведь звери заболели и если лампа испортится, то он не сможет вылечить зверей.
-Чтобы узнать что можно делать с лампой, а что нельзя, что детям нужно изучить? Из чего сделана лампа?
-Потом он просил выслать ему лампу и инструкцию
Воспитатель;
-А где это можно изучить свойства соли?
Тогда нам нужно туда попасть. Закрываем глазки.
Раз, два, три, в лаборатории чудес очутись
Воспитатель спрашивает у детей хотят ли они попробовать стать настоящими лаборантами в «Академии чудес»
Воспитатель предлагает провести эксперимент с солью. Задача детей, как настоящих ученых, в конце эксперимента делать выводы
Ответы детей
Ответы детей (свойства соли)
Предполагаемые ответы детей:
В лаборатории.
Дети отвечают
Дети отвечают
Дети отвечают
Дети отвечают
Основная часть
Физкульт. минутка
Дети проходят к столам, надевают фартуки и садятся за столы
Дети выходят на физ. минутку
Воспитатель предлагает посмотреть как применяют соль и правила поведения при научных работах и опытах в лаборатории.
Воспитатель предлагает пройти за столы в лабораторию и как настоящие ученые, проверить все свои предположения
Приступаем к опыту № 1”
Опыт №1 «Какая соль?”
Предлагает изучить
1. Внешний вид
2. Запах
3. Из чего состоит?
Опыт №2
«Взаимодействие соли с водой»
Воспитатель предлагает детям насыпать ложку соли на тарелку и добавить в нее ложку воды.
Воспитатель предлагает насыпать в стакан с водой две ложки соли и размешать.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, что соль используют для приготовления разных блюд и салатов.
Предлагает детям приготовить салат из капусты.
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трём-трём,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмём-жмём
Похлопаем, как у нас вкусно получилось.
Опыт № 3
«Соль повышает плотность воды»
Воспитатель говорит, что соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная?
Воспитатель берет емкость с пресной водой, опускает в нее картофель.
Воспитатель уточняет, что простая вода, без добавления соли называется пресной. Спрашивает детей, что они видят.
Воспитатель берет емкость с пресной водой водой, просит всех детей насыпать по 2 ложки соли и размешать
Воспитатель говорит детям, что солью можно рисовать. Хотели бы они попробовать что-нибудь нарисовать в подарок больным зверятам?
Воспитатель предлагает выбрать цвет бумаги, на которой они будут рисовать.
Предлагает кисточкой и клеем нарисовать любой рисунок на бумаге. Затем, на рисунок ложечкой насыпать соль. Лишнюю соль ссыпать в тарелочку
Дети садятся на стулья и смотрят презентацию
Называют правила поведения при экспериментировании.
Дети проходят к столам и, надевают специальную одежду (фартуки)
Дети отвечают что надо сделать, что бы узнать какая соль
Дети определяют, что соль белого цвета, не имеет запаха. При помощи лупы определяют, что имеет кристаллическую форму. Сыпучая.
Дети определяют, что вода впиталась в соль
Дети насыпают соль в стакан с водой, размешивают, и видят, что соль растворилась в воде.
Дети выходят на физ. минутку
-размашистые движения руками, как топором
-водят кулачком по ладошке
-«берут» щепотку соли и «солят»
-сгибание и разгибание кистей рук
-хлопают в ладоши.
Ответы детей
Дети наблюдают, что картофель тонет в воде.
Дети насыпают соль в емкость с пресной водой, размешивают ее.
Помещают туда картофель. Он всплывает.
Предполагаемый ответ детей:
. В соленой воде предметы не тонут
Ответы детей
Дети выбирают цвет бумаги.
Рисуют клеем рисунок, который они придумали.
Рефлексия:
Итог ООД
На экране появляется лаборант.
Он спрашивает детей, хотели бы они еще раз попасть в лабораторию «Академии чудес?»
Прощается с детьми.
- предлагает детям выйти на середину
- спрашивает детей, где они сегодня были и чем занимались
- спрашивает для чего дети изучали соль
-что ответить Айболиту? Что нельзя делать с лампой?
Работа научной лаборатории завершена и предлагает всем вернутся в детский сад. Благодарит всех за сотрудничество.
Дети делятся эмоциями и впечатлениями
Дети отвечают что они были в лаборатории и изучали соль
Дети отвечают: что бы отправить инструкцию Айболиту
Дети отвечают, что лампу нельзя мочить и мыть водой, потому что лампа из соли, а соль впитывает воду и растворяется в воде.
Дети прощаются с лаборантом
Дети возвращаются в сад