Крапивницкая Оксана Викторовна
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе.
Цели и задачи экспериментирования в средней группе
Проведение опытов и экспериментов даёт возможность сформировать и расширить представление воспитанников о свойствах объектов окружающего мира практическим путём. Цель организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе — развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами. Темы для экспериментирования подбираются в соответствии с утверждённой образовательной программой, на каждом занятии обеспечивается безопасность проведения каждого исследования.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Организация экспериментирования с воспитанниками средней группы способствует решению комплекса педагогических задач:
1. Образовательные задачи:
• Формирование системы элементарных научных представлений (физических, химических, экологических);
• Развитие исследовательского типа мышления;
• Обучение грамотному построению плана исследования.
2. Развивающие задачи:
• Совершенствование мелкой моторики рук;
• Развитие долгосрочной памяти;
• Развитие мыслительных способностей (умение формулировать вопросы, сравнивать объекты, обобщать и систематизировать, делать выводы);
• Развитие логического мышления (в среднем дошкольном возрасте дети начинают устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями);
• Совершенствование умения наблюдать за ходом эксперимента, длительно концентрировать внимание.
3. Воспитательные задачи:
• Закрепление умения выслушивать и следовать инструкциям взрослого;
• Воспитание усидчивости и аккуратности, ответственности за порядок на рабочем месте;
• Создание благоприятной эмоциональной среды в коллективе;
• Привитие интереса к коллективной деятельности, укрепление дружеских связей внутри группы;
• Развитие эмпатии, чувства взаимопомощи.
Опыт "Загадочная бумага"
Цель: поддержка исследовательского поведения детей
Задачи:
- развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
- учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта
- развивать речь и память детей
- воспитывать в детях аккуратность
- продолжать учить детей наблюдать.
Оборудование: Три пластиковых стакана, 1/4 листа бумаги.
Ставим два одинаковых стакана, кладём на них лист бумаги. На этот лист ставим третий стакан, в котором есть немного воды. Что же произошло?
Бумага не выдержала вес стакана и прогнулась. Складываем тот же лист гармошкой. Кладём, сложенный гармошкой лист, на два стакана, а сверху ставим третий стакан с водой. Лист бумаги не прогибается так, как стал плотным, и выдержал вес стакана.
Опыт "Игры с соломинкой".
Задачи: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Материалы и оборудование: Трубочки для коктейля (или от чупа-чупс, емкость с водой.
Ход: Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают и выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, а затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).
Опыт "Растворение вещества в воде".
Программное содержание:
1. Учить детей выявлять вещества, которые растворяются в воде.
2. Дать понять детям, что некоторые вещества растворяются в воде.
3. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
4. Развивать исследовательскую деятельность детей.
Раздаточный материал: Сахарный песок, стаканы с чистой водой каждому, ложки, разовые тарелки каждому.
Воспитатель: Как Вы думаете вода все растворяет или нет? (Ответы детей) Давайте проверим.
- Возьмите стакан с водой и положите в него несколько кусочков сахара, помешайте ложкой и посмотрите, что произошло? (Ответы детей)
- Что можно сказать о цвете воды? (Ответы детей).
-Да правильно вода прозрачная, и в ней видно небольшую «горку» сахара, который растворился в воде
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поэкспериментировать дома с родителями и узнать, что растворяется в воде, а что нет, и завтра мне рассказать.
Опыт "Пенный замок".
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
У нас из пены на глазах
Замок вырастит сейчас, Мы подуем с вами в трубочку
Заиграет принц на дудочке.
В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно, поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке».
Спасибо за внимание.