Марина Сергеевна Кузнецова
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительный мир воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительный мир воды»
Цель: Познавательно – речевое развитие старших дошкольников.
Задачи:
- Расширять представления детей о свойствах воды.
- Развивать интеллектуальные (интегративные) качества детей: любознательность и активность.
- Развивать личностные качества детей, через совершенствование умения общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
- Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру и бережное отношение к нему.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста „Удивительный мир воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: рисунки детей; глобус; рисунок «Госпожа Наука»; колбы пластмассовые круглой и треугольной формы; стакан цилиндрический; подносы; сосуд с молоком; сосуд с апельсиновым соком; чайные ложки; соль, сахар; кувшин с водой; веточки берёзы; ёмкость с водо; карточки, графически изображающие свойства воды; лопаточка; листики для поощрения.
Предварительная работа:
Беседа с детьми на тему : Глобус- модель земли. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением моря. Рисование детских рисунков на тему: «Море - океаны». Инструктирование детей о мерах безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Ход совместной деятельности
На демонстрационной доске размещены рисунки детей
с изображением моря, нарисованные накануне.
I часть (введение в тему)
Воспитатель приглашает детей к себе «любознательных детей» и предлагает отгадать загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю капает опять. (Вода).
Предлагает детям поговорить о ВОДЕ, а именно: не просто о воде, а о волшебнице-воде.
Вопрос к детям: «Почему вода волшебная?»
Ответы детей обобщает воспитатель. Воспитатель предлагает еще больше узнать о волшебных свойствах воды.
II часть. (Основная познавательно – коммуникативная деятельность)
Вода на планете и в нашей жизни.
В: спрашивает о том, какого цвета вода на рисунках детей, просит вспомнить, что такое глобус.
(Глобус – макет планеты Земля. На нем много синего цвета).
В: обращает внимание детей на карту мира, на преобладание синего цвета. Спрашивает о том, что принято обозначать на карте и глобусе голубым цветом.
(Вода, все моря и океаны, озёра и реки)
В: быстро крутит глобус, для демонстрации преобладания голубого цвета. – В: спрашивает о том, где сегодня дети видели использовали её.
Ребёнок (по просьбе воспитателя) читает стихотворение «Вы слыхали о воде?»
Ребенок1. :
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька – замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей,
на плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Ребенок 2:
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
В: обобщает, что вода нужна всегда и всем и без неё не прожить.
Волшебная лаборатория.
В: предлагает мальчикам и девочкам познакомится с волшебными свойствами воды. Предлагает отправиться в Страну Наук. Предлагает закрыть глаза и произнести: «Крибле-крабле-бумс».
В: (персонаж «Госпожа Наука»). Выставляет на стол подносы с пробирками, колбами, стаканами. Детям на столы также выставляются подносы с сосудами.
В: говорит, что все оказались в научной лаборатории. В этой лаборатории хозяйка «Госпожа Наука».
В: говорит, что она будет проводить научные опыты, которые позволят узнать о волшебных свойствах воды. Предлагает вооружиться вниманием и терпением и приступить к опытам с водой.
Опыт 1. «Вода – жидкость».
У воспитателя колбы круглой и треугольной формы, цилиндрический стакан.
Наливает воду в три разных сосуда. -
Вопрос: какую форму приняла вода? (Ответы детей и констатация факта).
Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – это жидкость. Вывешивает на доску карточку, изображающую жидкость.
Госпожа Наука помогла провести первый опыт и узнать первое волшебное свойство воды.
Опыт2 : «Вода не имеет цвета».
Опыт проделывает воспитатель у себя на столе, подносит цветные картонные полоски и сравнивает. Дети наблюдают.
- Имеет ли вода цвет? Ответы детей. Вывод: вода не имеет цвета.
Опыт 3 : «Прозрачность воды».
У детей на подносах те же стаканы с водой.
В: предлагает опустить в стакан с водой ложку. Спрашивает о том, видят ли её дети. Вывод: вода прозрачна.
В: опускает для сравнения ложку в другую жидкость, в стакан с молоком,с соком. Вместе делаю выводы.
Опыт 4 : «Вода не имеет запаха».
У детей на подносах стаканы с водой, соком и молоком.
В: предлагает девочкам и мальчикам понюхать воду. Спрашивает о том, чем пахнет вода и констатирует факт, что она без запаха. А теперь понюхаем сок, молоко, есть характерный запах. Показ слайда с карточкой, где отмечено свойство «Вода не имеет запаха». Госпожа Наука помогла узнать нам ещё одно волшебное свойство воды.
Опыт 5. «Вода не имеет вкуса».
У детей на подносах стаканы с чистой водой и чайные ложки.
В: предлагает попробовать воду на вкус. Какого она вкуса? (Ответы детей)
Вывод: вода вкуса не имеет.
В: добавляет в воду волшебный порошок (сахар). Дети ложечкой размешивают, пробуют, дискуссируют о вкусе воды. Воспитатель констатирует установленный факт и говорит, что вкус есть у сахара, а не у воды.
Вместе с Госпожой Наукой мы познакомились с волшебными свойствами воды. Давайте их назовё м:(показ слайда с карточками моделями)
III часть
Физминутка
Дождик, лей веселей: (подниматься на носочки, руки вверх)
Тёплых капель не жалей (руки вверх, покачивание влево-вправо)
Для лесов, для полей, (нагнуться, присесть)
И для маленьких детей, (наклоны вперёд-назад)
И для мам, и для пап. (наклоны влево-вправо)
Кап-кап! Кап-кап! (прыжки на двух ногах)
В: Предлагает вспомнить свойства воды, установленные в ходе опытов.
На столе дети выбирают нужные карточки, и выкладывают их под словом «вода». Дети по карточкам называют свойства воды.
В:
Показ схемы «Круговорот воды в природе»
Приглашает ребенка для объяснения явления.
В:
Предлагает проверить, все ли так, как говорит Миша.
Опыт 6. «Испарение воды»
На тонкую салфетку (дорога) разбрызгать немного воды, появилась лужица. Высушить феном в виде солнца, «лужица» высохла.
Вопрос: куда исчезла вода. Чтобы увидеть пар - потребуется большая температура.
В:Госпожа Наука предлагает увидеть волшебные превращения воды.
Презентация «Круговорот воды в природе».
3 часть
Заключительная
В: говорит, что вода даёт жизнь всему живому. Предлагает поставить веточки берёзы в кувшин с водой (в группе и дома). Приглашает к длительному наблюдению. Просит принести зарисовки.
Ребенок 3. :
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!