Елена Борзенко
Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно- экспериментальная деятельность на прогулке в средней группе.
Воспитатель: Борзенко Елена Ивановна.
ЯНВАРЬ.
1. Опыт со льдом.
Цель: познакомить детей со свойствами льда.
Ход опыта :
Воспитатель предлагает рассмотреть лед на солнце, разбить его (сверкает, прозрачный, тонкий, хрупкий).
Вывод: лед плотнее, тверже снега.
2. Лед – твердая вода.
Цель: выявить связь между температурой воздуха и состоянием воды.
Ход опыта :
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Воспитатель предлагает детям принести сосульки. Поместить их в одноразовые стаканчики. Отнести в группу.
Вывод: лед тает от тепла, лед – это вода.
3. Лед легче воды.
Цель: подвести детей к пониманию, что лед легче воды.
Ход опыта :
Воспитатель предлагает детям поместить кусочки льда в стаканчики с водой. Отметить, что лед плавает.
Вывод: лед легче воды.
ФЕВРАЛЬ.
1. Таяние снега.
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега.
Ход опыта :
Предложить детям набрать снег в баночку. Отнести в группу и поставить в теплое место.
Вывод: снег тает в тепле. Снег – это вода.
2. Можно ли пить талую воду?
Цель: показать, что самый чистый снег грязнее водопроводной воды.
Ход опыта :
Воспитатель предлагает взять детям снег, положить его в стаканчики и отнести их в группу. В тарелку набрать воду из водопровода. Рассмотреть то, что получилось в стаканчиках.
Вывод: снег – это грязная талая вода. Ее пить нельзя, она непригодна для питья. Ее можно использовать для полива растений.
3. Что тяжелее?
Цель: выяснить, что тяжелее снег или лед?
Ход опыта :
Воспитатель раздает детям по два пакета. Предлагает в один набрать снег, в другой лед. «Взвесить».
Вывод: лед тяжелее снега, потому что он плотнее, а снег рассыпчатый, рыхлый.
МАРТ.
1. Изготовление цветных льдинок.
Цель: познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде и воде растворяется краска.
Ход опыта :
Вместе с детьми воспитатель размешивает краску в воде, заливают в формочки, опускают дети в свои формочки веревочки и оставляют их на морозе. Наблюдают за процессом всю прогулку. Вынимают льдинки из формочек. Украшают разноцветными льдинками участок.
Вывод: вода льется, растворяет в себе краску, замерзает на холоде.
2. Свойства солнечных лучей.
Цель: выяснить, как солнечные лучи влияют на мокрые предметы.
Ход опыта :
Предложить детям полить водой из бутылок свои игрушки. Поставить их на солнце. Понаблюдать, как они высыхают. Предложить потрогать стенки игрушек на солнечной стороне и на теневой.
Вывод: солнечные лучи согревают поверхности предметов и вода испаряется.
АПРЕЛЬ.
Плавучесть предметов.
Цель: выяснить от чего зависит плавучесть предметов.
Ход опыта :
Воспитатель раздает детям деревянные палочки и камешки. Предлагает их «взвесить». Предлагает бросить их в ведерки с водой. Какой предмет плавает, какой тонет? Утонул камень. Плавает деревянная палочка.
Вывод: плавает тот предмет, который легче.
МАЙ.
1. Могут ли менять форму твердые предметы?
Цель: выяснить, могут ли камни менять форму.
Ход опыта :
Воспитатель предлагает детям взять в руки камни постучать ими, сжарь в руках, поломать их.
Вывод: камень – твердый предмет. Твердый предмет не меняет форму.
2. Свет и тень.
Цель: познакомить детей с образованием тени.
Ход опыта : в солнечный день воспитатель предлагает детям выполнить упражнения с руками. Посмотреть вниз на землю, что дети видят? (свое темное отражение) Это темное отражение называется тенью. Далее воспитатель предлагает пойти детям за детский сад (в тень). Предлагает им выполнить те же упражнения. Увидят ли дети свое темное отражение?
Вывод: для образования тени нужно солнце.
ИЮНЬ.
1. Волшебные стекла.
Цель: выяснить, зависит ли цвет предметов от цвета стекла?
Ход опыта :
Воспитатель раздает детям на прогулке цветные стекла из калейдоскопа. Предлагает посмотреть через них на окружающие предметы. Какого они цвета? Далее предлагает детям поменяться стеклышками и посмотреть через них на те же предметы. Какого они теперь цвета?
Вывод: цвета предметов зависят от цвета стекла.
2. Что будет, если не поливать?
Цель: выяснить важность воды для растений.
Ход опыта :
Воспитатель выбирает один цветок на клумбе и не поливает (он спит, его не беспокоят). Остальные цветы дети поливают. Через несколько дней рассматривают все цветы на клумбе, сравнивают их.
Вывод: «сонный» цветок засох без воды. Остальные поливаемые цветы сочные, живые. Вода необходима для растений.
ИЮЛЬ.
1. Почему на тропинках не растут растения?
Цель: выяснить причину отсутствия растений на тропинках.
Ход опыта :
Воспитатель раздает детям палочки. Предлагает детям палочками попробовать плотность почвы на тропинках и на участке с растениями. Сравнить ее.
Вывод: растения лучше прорастают на мягкой земле, чем на плотной земле. Если даже растениям удается прорасти на тропинках, то все равно их затопчут люди.
2. Необходимость прополки для растений.
Цель: выяснить роль прополки для растений.
Ход опыта :
По предложению воспитателя дети не пропалывают почву на клумбе, где растет календула. Остальные участки пропалывают дети. Через несколько дней обратить внимание детей на то, что на почве, где дети не пропалывали, больше сорняков. Сорняки растут быстрее культурных растений. Последние страдают от этих «соседей». Культурные растения стали тоньше, хилыми, отстающими в росте от остальных.
Вывод: растения необходимо пропалывать. Сорняки мешают нормальному росту растений.
Август.
Растворимость песков.
Цель: выяснить степень растворимости пека в песочнице и сахарного песка.
Ход опыта :
Воспитатель раздает детям по два стаканчика и ложку. Предлагает в один насыпать песок из песочницы. В другой стаканчик насыпает сахарный песок. Наливает воду в оба стаканчика. Предлагает детям размешать содержимое. Какой песок растворился, почему?
Вывод: речной песок не растворился. Он твердый, это мелкие крупинки камней. Камни не меняют форму и не растворяются. Сахар растворяется.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2012
2. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. – Творческий Центр Сфера, Москва 2007
3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. - Творческий Центр Сфера,Москва 2010
4. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. - Творческий Центр Сфера, Москва 2003
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – Санкт-Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011
6. Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю., Краснова Р. С., Гаврилова И. А. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. - Творческий Центр Сфера, Москва 2012