карабасова людмила
Опытно-экспериментальная деятельность детей старшей группы «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫТЕГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«ДЕТСКИЙ САД «ГАРМОНИЯ»
Опытно-экспериментальная деятельность детей старшей группы «Затейники»
Подготовили:
Карабасова Л. В.
воспитатель
Вытегра,2021
«Что посеешь, то и пожнёшь»
«Как потопаешь, так и полопаешь»
1. Введение:
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшей группы „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Огород. Конспекты занятий
- Огороды на подоконнике
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - в условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать. Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают создание условий для познавательного развития детей, развития экологической культуры для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта.
2. Актуальность проекта:
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях необходимых для роста. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.
Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование.
3. Цели и задачи, ожидаемые результаты:
Цель:
-Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.
-формировать у детей интерес к опытно – экспериментальной деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях
Задачи:
- Формировать представления о работах, проводимых в весенний и летний период в саду и огороде.
- Расширять представление детей о жизни растений.
- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
- Учить детей делать выводы на основе наблюдений.
- Участвовать в посильной экспериментальной деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
- Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
- Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.
- Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
• Получение знаний детей о жизни растений.
• Создание необходимых условий в группе для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.
• Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.
• Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
• Вовлечение родителей в жизнь детского сада.
4. Аннотация проекта:
Вид проекта: исследовательский.
Участники проекта: Дети, родители и воспитатели группы.
Продолжительность: краткосрочный
Сроки реализации: март-май
5. Этапы реализации проекта:
Реализация проекта рассчитана на 8 недель: с 1 апреля по 25 мая.
1. Подготовительно-проектировочный этап (с 1 апреля по 12 апреля)
-беседы с детьми (Выявление знаний детей о растениях)
-сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы,поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки)
-приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, семена)
2. Практический этап (с 12 апреля по 17 мая)
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта:
-беседы
-опыты
-эксперименты
-творческая деятельность
- проведение НОД «Мир комнатных растений»
-рассматривание иллюстраций, чтение, отгадывание загадок
3. Обобщающе – результативный этап (с 17 мая по 25 мая)
- подводятся итоги
- презентация для участия в конкурсе
-итоговая беседа
6. План мероприятий:
– 1 этап – подготовительно- проектировочный этап
- приобретение атрибутов для огорода (дети, воспитатели, родители)
- Разучивание пословиц, поговорок, загадок об овощах и фруктах (дети, воспитатели)
- Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» «Отгадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний» (дети, воспитатели)
-Рассматривание иллюстрации, картинки с изображением овощей и фруктов (сравнивали их по цвету, форме, размеру) (дети, воспитатели)
- Раскрашивание картинок овощей и фруктов (дети, воспитатели)
- Рассматривание семян разных растений (дети, воспитатели)
- Беседы: «Где растут овощи» ; «Что такое огород»; «Что растёт на огороде»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»; «Где живут витамины»; «Для чего растениям нужны семена»; «Где найти витамины зимой»; «Что нужно растениям для роста»; «Кто и как ухаживает за растениями»; «Что готовят из овощей» (дети, воспитатели)
-Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых» (Дети, воспитатели)
-Чтение стихов: Ю. Тувим «Овощи», В. Коркин «Что растёт на огороде», Б. Заходер «Помидор», Т. Волина «Удивительный огород», Э. Гордон «Дети земли», Н. Томилина «Веселый огород», М. Дружинина «Фрукты и овощи», Н. Анишина «Овощной спор» (дети, воспитатели)
-Физкультминутки, пальчиковая гимнастика: «Капуста», «Созрели овощи на грядке», «Огород», «Овощи», «Корзина с овощами» (дети, воспитатели)
- Сюжетно-ролевая игра: «Овощной магазин» (дети, воспитатели)
-2 этап – Практический этап
Опыты и эксперименты :
1 опыт - Нужны ли растениям вода, тепло и свет?
ЦЕЛЬ: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития
растений (вода, свет, тепло)
МАТЕРИАЛ: 3 стаканчика, вода,3 луковицы
ХОД: Три луковицы поместили в разные условия:
Первая - имела воду и свет,
вторая - только воду,
третья - только свет.
Пометили стаканы знаками.
Вторую луковицу накрыли банкой и стали наблюдать, время от времени поднимая банку.
Но изменения произошли после выходных: у двух луковиц появились корни, причем длиннее, чем у второй: под банкой не было света, но было тепло.
Затем под банкой появились первые перья, позже - у первой. Третья луковица - без изменений.
И вот уже можно сравнить результат: у второй луковицы - перья больше, но они бледные, им не хватало света, значит, не вырабатывалось зеленое вещество - хлорофилл, а без него растение бледнеет и рано или поздно умирает. Луковица без света и воды осталась без изменений.
ВЫВОД: растениям для роста необходимы свет, вода и тепло.
Опыт 2. Нужна ли растениям почва?
ЦЕЛЬ: создать условия для формирования у старших дошкольников представлений о почве, ее значении для всего живого на земле.
МАТЕРИАЛЫ: 2 стакана, зерна овса, земля, опилок.
ХОД: Зерна овса посеяли в землю и опилки. Поливали и наблюдали. В стакане с землёй зёрна взошли быстрее и лучше.
ВЫВОД: растениям нужна почва. Поэтому семена будем сажать в землю, поставим на солнышко и будем поливать.
Опыт №3. Что же происходит с растениями в почве, как появляются ростки?
ЦЕЛЬ: учить детей замечать изменения, которые происходят с растениями, развивать наблюдательность.
МАТЕРИАЛЫ: горох, вода, вата, перчатка.
ХОД: чтобы разобраться в этом, горох поместили на смоченную водой вату, чтобы она не сохла, положили ее в перчатку и оставили на свету.
Через пару дней заметили, что из набухших горошин проклюнулись корешки. Затем появились стебельки с почками.
Когда мы обнаружили листочки, решено было посадить ростки в землю. Горох в почве рос не равномерно, но один саженец удивил нас цветком, а затем и стручком.
Опыт №4. А как прорастают другие семена?
ЦЕЛЬ: учить детей замечать изменения, которые происходят с растениями, развивать наблюдательность.
МАТЕРИАЛЫ: вода, вата, перчатка, семена тыквы, гороха, подсолнечника, боба, фасоли.
ХОД: чтобы разобраться в этом вопросе, поместили в перчатку разные семена, каждый в свой "домик". Наблюдение показало, что семена гороха и боба проросли, а семена подсолнечника, тыквы и фасоли испортились. Проросшие семена посадили в землю.
Опыт №5. Наблюдение за прорастанием овса.
ЦЕЛЬ: наблюдение за процессом прорастания побегов из зёрен овса.
МАТЕРИАЛЫ: коробочка от диска, земля, вода, зёрна овса.
ХОД: зёрна овса поместили в коробку от диска вместе с землёй.
Помещенные в коробочку от диска зёрна было интересно поливать из шприца. Проросло одно зерно, но было видно весь процесс.
Свои наблюдения дети фиксировали в дневнике наблюдения.
Творческая деятельность детей :
- рисование овощей
-аппликация «Овощи и фрукты в корзинке» (коллективная работа)
Проведение НОД «Мир комнатных растений»
3 этап – Обобщающе – результативный этап
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Ребенок приобрел новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольник познакомился со строением лука, полезными свойствами, наблюдал рост лука. Расширился кругозор и мыслительная деятельность ребенка. Сам процесс и результат проекта принёс ему удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений. При завершении проекта была создана презентация.
7. Выводы:
В процессе работы над проектом дали детям понятие о том, что мы люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимы не только вода, свет и тепло, но любовь и бережное отношение окружающих.
Как показали поставленные нами задачи, мы:
- Сформировали у детей представление о росте культурных растений, умение выращивать рассаду овощных культурных растений.
- Вели наблюдения, отображали в календаре наблюдений.
- Обогатили знание детей, о том, что необходимо для роста растений (свет, влага, почва, тепло).
- С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.
- Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей. Благодаря нашему проекту «Огород на подоконнике» дети научились уважать и свой, и чужой труд, беречь растения, ухаживать за ними, сформировали умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, воспитывая бережное отношение к своему труду, труду взрослых и детей. Узнали, что такое забота и ответственность.
8. Литература.
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/А. К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение,1991. С. 90-121
- Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/ С. Н. Николаева – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2001. – 208 с.
- Николаева, С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа /С. Н. Николаева. И. А. Комарова. – М. : Гном и Д., 2005.
- Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Г. С. Швайко – М. : ВЛАДОС, 2000. – 160с
- интернетресурсы