Марина Соломонова
Опытно-исследовательская деятельность в старшей группе «Почему снег бывает разный»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• познакомить детей с особенностями снегопада,
• учить устанавливать связь между температурой воздуха, силой ветра и характером снегопада.
Ход ОД:
Воспитатель: - Сегодня я получила телеграмму от Лесовичка. Послушайте, что он нам сообщил: «Здравствуйте, дети! Я вам хочу рассказать об одном интересном явлении в моём лесу. Зимой в лесу часто идет снег, но он не всегда одинаковый: иногда я вижу красивые снежинки, иногда снежинки похожи на белую крупу. А вчера снежинки были такие большие, как хлопья, они падали на кусты и деревья так, что в лесу сразу стало белым-бело. Вы, случайно, не можете мне объяснить, что же происходит со снегом, почему он все время разный?»
Публикация «Опытно-исследовательская деятельность в старшей группе „Почему снег бывает разный“» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Снег и лед
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель: - Дети, мы с вами сейчас пойдем на улицу, понаблюдаем за снегопадом и выясним, почему такое происходит в природе.
На улице (наблюдение желательно провести в тихую морозную погоду).
Воспитатель: - Посмотрите, какие красивые снежинки падают сегодня на землю. Давайте поймаем на рукавичку несколько снежинок и рассмотрим их получше.
(При рассматривании снежинок обращаем внимание на то, что все снежинки разные, все красивые, но у всех есть одно общее свойство – все снежинки имеют одинаковое количество лучей – шесть).
Дети, в тихую, безветренную погоду снежинки долетают до земли и не ломаются. И только тогда, когда мы наступаем на них, лучики снежинок ломаются, и снег скрипит под нашими ногами. Послушайте.
(Дети ходят по снегу и слушают, как он скрипит под ногами).
Воспитатель: - Давайте попробуем из такого снега что-нибудь слепить. Получается? Почему нет, как вы думаете? (ответы детей).
Правильно, потому что снег сухой, а из сухого снега лепить нельзя. А вот если мы сейчас польем снег водой, он станет влажным, и из него можно будет лепить. Давайте попробуем.
(Проверяем опытным путем).
Следующее наблюдение за снегопадом проводим в теплую погоду.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, какие снежные хлопья сегодня падают на землю! Это именно то, о чем написал Лесовичок. Давайте получше рассмотрим эти хлопья и подумаем, почему они такие большие.
(Дети ловят снежинки на рукавички и дают предполагаемые ответы).
Воспитатель: - Правильно, сегодня на улице тепло и снежинки липнут друг к другу, поэтому на землю прилетают слипшиеся снежинки. Как вы думаете, можно из такого снега что-нибудь слепить?
(ответы детей).
Дети лепят постройки.
Воспитатель: - Дети, скажите, сегодня снег под ногами скрипит? (ответы)
Воспитатель: - Почему сегодня снег не скрипит? (предположительные ответы детей).
Воспитатель: - Правильно, сегодня снежинки мягкие и их лучи под ногами не ломаются.
Следующее наблюдение за снегопадом провести в ветреную морозную работу.
Воспитатель: - Дети, посмотрите внимательно, какие сегодня снежинки? Они похожи на крупу. Как вы думаете, почему они такие? (предполагаемые ответы детей).
Да, дети, вы подметили правильно. Это ветер сделал их такими. Он обломал у снежинок лучики, и на землю они летят вот такими круглыми, похожими на крупу. Попробуйте чего-нибудь слепить из такого снега.
Почему у вас ничего не получилось? (ответы).
Воспитатель: - Потому что снег сухой. Если ветер ещё усилится, то снежинки опять изменятся, они станут похожи на колючие иголочки. Такие бывают в сильный мороз при очень сильном ветре.
Ну вот, теперь мы с вами можем сообщить Лесовичку, почему у него в лесу происходят такие изменения со снегом. Все зависит от погоды: в тихую морозную погоду снег падает отдельными снежинками, при потеплении – хлопьями, при похолодании и небольшом ветре – в виде крупы, а в ветреную морозную погоду – игольчатый.