Татьяна Князева
План работы по самообразованию «Исследовательская деятельность в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая справка
по использованию исследовательской деятельности
в старшей группе «Капельки»
воспитателя Князевой Татьяны Петровны
Расскажи - я забуду,
Покажи - я запомню,
Дай попробовать - я пойму».
(китайская пословица)
Публикация «План работы по самообразованию „Исследовательская деятельность в старшей группе“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников».
Работая над этой темой, я поставила перед собой цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.
Цель я планирую достигнуть через :
1. подбор и изучение литературы по теме, интернет - ресурсов;
2. «Шаг за шагом» - создание «копилки опытов и экспериментов»;
3. создание предметно-развивающей среды (уголок экспериментирования);
4. изучение методики по поисково – исследовательской деятельности в образовательном пространстве (методическая литература и интернет – ресурсы (видео – фильмы);
5. разработка плана занимательной деятельности с детьми по экспериментированию;
6. «Что? Зачем? Почему?» изучение метода игрового проблемного обучения (создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения).
Для того чтобы ребенок после проведения опытов мог совместно с воспитателем и самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы, в группе имеется уголок экспериментирования.
Основным оборудованием в уголке являются: приборы-помощники, разнообразные сосуды из различных материалов, природный материал, утилизированный материал, технические материалы, разные виды бумаги, красители, медицинские материалы и пр.
При оборудовании уголка экспериментирования я учитывала следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы. Исследовательская деятельность предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого я не только обеспечивают оборудованием для исследования, но и создаю проблемную ситуацию, решение которой приводит к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств. Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:
1. ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
2. предлагает различные варианты ее решения;
3. проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
4. делает выводы.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности : наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. В результате экспериментирования у моих воспитанников формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.